город Томск |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А27-18597/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-441/2023) на решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18597/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Эко Шина" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Пирогова, дом 8, ОГРН: 1074217004620, ИНН: 4217093671) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, с июля 2020 года по май 2022 года, СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год в размере 14 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эко Шина" (далее - Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год в общем размере 14 000 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф в общей сумме 13 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год. В остальной части требований отказано.
С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 1 928 рублей.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 12.12.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М "исходная" за апрель 2020 года не могут квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения были не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
При обращении с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу поступило ходатайство о его замене на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Фонд).
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Обществом 19.05.2022, 22.04.2021 с нарушением установленных законом сроков в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год, что подтверждается извещениями о доставке.
Пенсионный фонд, считая нарушенными сроки представления сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.05.2022 N 052S18220003848, N 052S18220003850, N 052S18220003851, N 052S18220003852, N 052S18220003854, N 052S18220003856, N 052S18220003858, N 052S18220003859, N 052S18220003860, N 052S18220003861, N 052S18220003862, N 052S18220003863, N 052S18220003837, N 052S18220003838, N 052S18220003839, N 052S18220003840, N 052S18220003841, N 052S18220003842, N 052S18220003843, N 052S18220003844, N 052S18220003845, N 052S18220003846, от 21.05.2021 N 052S18210007816, от 30.05.2022 N 052S18220003857.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверки Пенсионным фондом вынесены решения от 29.06.2022 N 052S19220004710, N 052S19220004711, N 052S19220004712, N 052S19220004713, N 052S19220004714, N 052S19220004715, N 052S19220004716, N 052S19220004717, N 052S19220004718, N 052S19220004719, N 052S19220004720, N 052S19220004721, N 052S19220004722, N 052S19220004724, N 052S19220004725, N 052S19220004726, N 052S19220004727, N 052S19220004728, N 052S19220004729, N 052S19220004730, N 052S19220004732, N 052S19220004733, от 23.06.2021 N 052S19210009549, от 29.06.2022 N 052S19220004736 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год. Общий размер штрафных санкций составил 13 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 29.07.2022 N 052S01220005807, N 052S01220005808, N 052S01220005809, N 052S01220005810, N 052S01220005811, N 052S01220005812, N 052S01220005813, N 052S01220005814, N 052S01220005815, N 052S01220005816, N 052S01220005817, N 052S01220005818, N 052S01220005819, N 052S01220005820, N 052S01220005821, N 052S01220005822, N 052S01220005823, N 052S01220005824, N 052S01220005825, N 052S01220005826, N 052S01220005827, N 052S01220005828, N 052S01220005829, от 19.07.2021 N 052S01210010767, от 29.07.2022 N 052S01220005829 об уплате финансовых санкций в десятидневный срок.
Также, 13.05.2020 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "исходная" за апрель 2020 года на 1 (одно) застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке.
02.06.2020 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2020 года на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СЗВ-М тип "исходная" за указанный период, что подтверждается извещением о доставке.
Пенсионный фонд, считая срок представления сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за апрель 2020 года нарушенным, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.08.2020 N 052S18200009355.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 09.09.2020 N 052S19200009924, о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2020 года. Размер штрафных санкций согласно решению составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 06.10.2020 N 052S01200012637 об уплате финансовых санкций до 26.10.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в добровольном порядке на общую сумму 14 000 рублей послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в размере 13 500 рублей за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетные периоды с июля 2020 года по май 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, 2021 год, суд первой инстанции исходил из обоснованности привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Доводов о несогласии с решением суда в части удовлетворенных требований апелляционная жалоба не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявления Пенсионного фонда в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
При этом статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020.
Судом установлено и Пенсионным фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в установленный законом срок (13.05.2020).
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по формам СЗВ-М за апрель 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период (2019 год), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете СЗВ-М "исходная" не могут квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения были не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Решение от 12.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18597/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18597/2022
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "Эко Шина"