г. Москва |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А40-146165/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2022 года
по делу N А40-146165/22, принятое судьей Селивестровым А.В.,
в порядке упрощенного производства
по иску Акционерного общества "РН-Транс"
(ОГРН: 1026303117092)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295)
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за нарушение сроков доставки вагонов по накладным N Д0316264 и N Д0832244 в размере 34 799 рублей 46 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2022 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2022 г. исковые требования удовлетворены частично по основаниям, изложенным ниже.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование иска указано, что в ноябре 2021 года в адрес истца (грузополучатель) на ст. Бензин Куйбышевской железной дороги прибыл порожний вагон-цистерна N 50987114 по железнодорожной накладной международного сообщения (СМГС) N Д0316264, который ответчик (перевозчик) обязан доставить к определенному сроку. На станцию назначения порожний вагон-цистерна доставлен с нарушением срока доставки на 7 суток.
В силу ст. 785 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) правоотношения между отправителем и перевозчиком по отправке вагонов сложились в рамках договора перевозки.
Факт заключения договора перевозки подтверждается составленной и подписанной сторонами накладной N Д0316264.
В связи с тем, что страны станций отправления и назначения являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), к спорным отношениям подлежит применению указанное соглашение.
Согласно § 1 ст. 14 СМГС в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной (§ 3 ст. 14 СМГС). Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства (§ 5 ст. 14 СМГС).
В соответствии с § 1 ст. 24 раздела II СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, установленного в § 2 ст. 24 раздела II СМГС.
Согласно § 5 ст. 24 раздела II СМГС исчисление срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателем прибытия груза, при этом неполный сутки считают за полные.
В соответствии с § 2 ст. 46 СМГС право предъявления претензии принадлежит получателю - к перевозчику, выдавшему груз.
В соответствии со ст. 45 раздела II СМГС, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6 % провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30 % провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Согласно расчету истца, сумма неустойки за просрочку доставки вагона N 50987114 по накладной N Д0316264 составила 7 суток, сумма пени за просрочку доставки груза составила - 6 434 рубля 82 копейки.
На основании § 2 ст. 46 раздела II СМГС претензия предъявляется с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения. Претензия предъявляется в бумажном виде, а при наличии договоренностей между участниками перевозки - в электронном виде. Претензия предъявляется отправителем - к договорному перевозчику.
В соответствии с приложениями N 5 "Информационного руководства" к СМГС, в связи с нарушением срока доставки порожнего вагона, истец направил ответчику претензию от 09.12.2021 г. N ПС-4917-У-2021.
От Западно-Сибирского ТЦФТО ОАО "РЖД" поступил ответ от 01.06.2022 N 11465/З-С ТЦФТО об отклонении претензии. Данный ответ получен истцом - 08.06.2022 (трек номер N 80084573674406).
В ноябре 2021 года в адрес истца на ст. Загородняя Куйбышевской железной дороги прибыли порожние вагоны-цистерны N N 50708890, 53864161, 50304021, 73908873, 57284028, 73927824 по железнодорожной накладной международного сообщения (СМГС) N Д0832244. На станцию назначения порожние вагоны-цистерны доставлены с нарушением срока доставки на 6 суток.
Согласно расчету истца, сумма неустойки за просрочку доставки вагонов N N 50708890, 53864161, 50304021, 73908873, 57284028, 73927824 по накладной N Д0832244 составила 6 суток, сумма пени за просрочку доставки составила - 54 643 рублей 55 копеек.
В соответствии с приложениями N 5 "Информационного руководства" к СМГС, в связи с нарушением срока доставки порожнего вагона, истец направил ответчику претензию от 07.12.2021 N ПС-4850-У-2021.
От Западно-Сибирского ТЦФТО ОАО "РЖД" поступило извещение N 1411 от 31.05.2022 о признании претензии в сумме 26 278 рублей 91 копейки. Данный ответ получен истцом - 08.06.2022 (трек номер N80084573674406). Претензия оплачена частично в размере 26 278 рублей 91 копейки, что подтверждается платежным поручением N 598166 от 10.06.2022.
Таким образом, оставшаяся сумма пени, предъявленная истцом к взысканию по претензии от 07.12.2021 N ПС-4850-У-2021, составила 28 364 рубля 64 копейки.
Общая сумма пени, предъявленной истцом к взысканию, составила 34 799 рублей 46 копеек.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно п. 3 ст. 30 Закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержатся в ст. 7 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
С 01.11.1951 введено в действие СМГС, которым установлено прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в ст. 1 Соглашения.
В соответствии с § 2 ст. 45 СМГС размер возмещения за превышение срока доставки груза в данном случае определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки: 6 % провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30 % провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки. ( п. 2 ст. 45 СМГС).
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
Факт нарушения срока доставки груза подтверждается представленными в материалы дела спорными накладными, в которых отмечена фактическая дата прибытия груза на станцию назначения.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд принимает довод ответчика о том, что предъявленная истцом к взысканию сумма пени по отправке N Д0832244 подлежит уменьшению на 2 036 рублей 04 копейки по следующим основаниям
Согласно параграфу 1 ст. 24 СМГС, если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза, и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных настоящей статьей. Течение срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считаются за полные (параграф 5 ст. 24 СМГС).
Накладная N Д0832244 отражают сведения о датах: принятия груза к перевозке, о пересечении спорного груза пограничной станции, а также о прибытии груза на станцию назначения.
Также накладная (графа 22) имеет сведения об участках пути, по которым каждый последующий перевозчик осуществляет перевозку (границы участка - станции и их коды). Таким образом, расстояние перевозки должно быть рассчитано на основании сведений отраженных по каждому участку пути перевозки.
Согласно разделу II "Накладная" Приложение 1 к СМГС "Правила перевозок грузов" разделы по расчету провозных платежей, участки и расстояния между начальной и конечной станциями участка указываются отдельно каждым перевозчиком.
Срок доставки груза по территории ответчика по данной накладной нарушен на 2 суток и за весь путь следования нарушение срока доставки составило 2 суток.
Согласно § 5 ст. 24 раздела II СМГС исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателем прибытия груза, при этом неполный сутки считают за полные.
Расчет неустойки за просрочку доставки грузов, не принадлежащих перевозчику, выглядит следующим образом: неустойка = провозная плата порожнего вагона * 18% (в соответствии с § 2 ст. 45 раздела II СМГС).
По отправке N Д0832244 истцом за территорию Казахстана заявлена сумма к выплате 18% от тарифа в размере 28 314 рублей 95 копеек. Между тем, согласно письму N ГПМ-МЮ-44/220008 от 29.03.2022 по курсу валют на 02.02.2022 ТОО "КТЖ-ГП" признано к выплате также 18% от тарифа, но в размере 26 278 рублей 91 копейки. Данная сумма перечислена истцом.
С учетом изложенного, сумма пени по отправке N Д0832244 подлежит уменьшению на 2036 рублей 04 копейки.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов подлежат удовлетворению в размере 32 763 рублей 42 копеек.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ, а также п. 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки, значительное превышение неустойкой убытков, которые могут возникнуть вследствие неисполнения обязательств, длительность неисполнения принятых обязательств. К выводу о наличии оснований для снижения суммы неустойки суд при рассмотрении конкретного дела приходит после анализа всех обстоятельств дела и оценки соразмерности заявленных сумм в каждом конкретном случае.
Согласно п. 71 постановления, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п.1 ст. 2, п.1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Заявив о снижении пени, ответчик указал на чрезмерно высокий размер неустойки, отсутствие убытков, неблагоприятных последствий и незначительный период просрочки.
В соответствии с п. 73 постановления, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, и вправе в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, отсутствие требования истца о взыскании убытков не подтверждает несоразмерность суммы пени последствиям нарушения обязательств.
Примененный истцом размер неустойки - 6% провозной платы в соответствии с § 2 ст. 45 СМГС, является законной неустойкой (статья 332 ГК РФ).
Такой размер неустойки предусмотрен с целью надлежащего исполнения перевозчиком своих обязательств в части своевременной доставки грузов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в международном сообщении.
Исходя из обстоятельств дела, начисленная истцом неустойка компенсирует потери истца в связи с несвоевременным исполнением обязательства ответчиком.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 октября 2022 года по делу N А40-146165/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146165/2022
Истец: АО "РН-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"