г. Самара |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А49-9149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Лихоманенко О.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии в судебном заседании:
от АО"Пензтеплоснабжение" - не явился, извещено,
от ООО "Горводоканал" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.02.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Акционерного общества "Пензтеплоснабжение" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.11.2022 по делу N А49-9149/2022 (судья Новикова С.А.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790), г. Пенза,
к Акционерному обществу "Пензтеплоснабжение" (ОГРН 1085836002900, ИНН 5836631600), г. Пенза,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Горводоканал" (далее в т.ч. - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к АО "Пензтеплоснабжение" (далее в т.ч. - ответчик), в котором с учетом принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 49 АПК РФ, изменения предмета заявленных исковых требований, просило:
1.взыскать с ответчика в пользу истца 945 849 руб. 22 коп., в том числе:
-944 695 руб. 60 коп. - задолженность за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод за июнь 2022 года;
-1 153 руб. 62 коп. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.11.2022 по делу N А49-9149/2022 заявленные ООО "Горводоканал" исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции АО "Пензтеплоснабжение" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе АО "Пензтеплоснабжение" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области, несмотря на то, что в силу положений АПК РФ у суда апелляционной инстанции отсутствуют такие полномочия.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы АО "Пензтеплоснабжение", изложенные в апелляционной жалобе, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, между ООО "Горводоканал" (Организация водопроводно-канализационного хозяйства) и АО "Пензтеплоснабжение" (Абонент) 14.06.2017 был заключен Договор N 11559 "Холодного водоснабжения и водоотведения", по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать режим водоотведения и оплачивать водоотведение (п. 1 Договора).
Абонент принял на себя обязательство производить ежемесячную оплату полученной холодной воды и отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 8 Договора).
Расчетный период, установленный Договором, равен одному календарному месяцу (п. 8 Договора).
Договор заключен сторонами на срок - 6ть месяцев и вступил в силу с 2017 года (п.п. 69, 70 Договора).
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (п. 71 Договора).
Как было установлено судом первой инстанции, объем отпущенного ресурса определялся истцом на основании Сведений о показаниях приборов учета воды, представляемых самим ответчиком, что сторонами не оспаривалось и подтверждается представленными истцом в материалы дела доказательствами.
В соответствии с подп. т) п. 14 Договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию планов снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно подп. д) п. 13 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно Приложению N 8 (п. 32 Договора).
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод (п. 33 Договора).
При наличии у абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод абонента производится путем сверки общего объема отведенных (принятых) сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов водоотведения, для которых не устанавливаются нормативы водоотведения (п. 34 Договора).
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, но тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (п. 35 Договора).
Поскольку материалы настоящего дела не содержат доказательств направления сторонами уведомления о расторжении, изменении или заключении нового договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемый период указанный гражданско-правовой договор являлся действующим.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции также было установлено, что истец, являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства в г. Пензе в июне 2022 года в рамках заключенного между сторонами Договора осуществил подачу ответчику холодной воды, а также оказал услуги по приему стоков.
Расчет стоимости отпущенной в июне 2022 года холодной воды и оказанных услуг по водоотведению, был произведен истцом в соответствии с учетом количества поданной воды и принятых стоков с применением тарифов, утвержденных Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2021 N 111 для потребителей ООО "Горводоканал".
Так, согласно Расчету истца, стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению, а также плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составили сумму 1 168 440 руб. 15 коп.
Истцом был оформлен и предъявлен к оплате ответчику Счет-фактура от 30.06.2022 N 34742 сумму 1 168 440 руб. 15 коп., оплату которого ответчик произвел частично, в связи с чем, неоплаченная часть составила - 945 849 руб. 22 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд первой инстанции с рассматриваемым исковым заявлением, после соблюдения истцом положений ч. 5 ст. 4 АПК РФ (Претензия от 11.07.2022 исх. N 09-00008413).
Повторно рассмотрев настоящее дело по апелляционной жалобе АО "Пензтеплоснабжение" суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п. 2 ст. 13, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее в т.ч. - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), регулирующего отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты РФ").
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
При этом правилами холодного водоснабжения и водоотведения определяется в том числе порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (п. 13.1 ст. 2, п. 8.2 ч. 11 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).
Материалами по настоящему делу подтверждается, что расчет платы был осуществлен истцом на основании п. 123 (4) Правил N 644, расчетным методом, с применением коэффициента 0,5 без проведения контрольного отбора проб сточных вод.
Учет поданной ответчику холодной воды в спорный период осуществлялся с использованием прибора учета.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, а также Правилами N 644.
Закон о водоснабжении относит к полномочиям Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 4).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство РФ Постановлением от 29.07.2013 утвердило Правила N 644, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Согласно ч. 10 ст. 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
На основании подп. "ж", "и" п. 35 Правила N 644, абонент обязан:
-производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами;
-соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов);
-соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктом "г" п. 36 Правил N 644 предусмотрено право организации ВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 определено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а)запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б)значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
Согласно п. 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу абз. 3 п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной п. 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно, по формулам, предусмотренным п.п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абз. 8 п. 123, п.п. 123 (2), 123 (4), 130-130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной п. 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
03.06.2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ", которым внесены изменения в Правила N 644.
Пунктом 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) установлено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абз. 1 п. 124 настоящих Правил, с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./метр3);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно п. 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 01 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 м3 в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Как указано Верховным Судом РФ в апелляционном определении от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод па работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в п. 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным ст. 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем 12 п. 123 (4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "а" п. 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абз. 2 и 3 этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с п. 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
При этом абоненту предоставлено право выбора:
-вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с п. 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с п.п. 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Как указывал истец, ответчик относится к категории абонентов, указанных в п. 123 (4) Правил 644, т.е., среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 м
/сутки.
Судом первой инстанции было установлено, что Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых ответчиком за июнь 2022 года (в отношении объектов Военный 2-ой городок, ул. Мира, 1 б в г. Пензе) был произведен истцом в соответствии с формулой п. 123 (4) Правил N 644:
П = К x Т x Qпр1.
Декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с объектов, в организацию водопроводно-канализационного хозяйства ответчик не подавал.
Суд первой инстанции также установил, что задолженность ответчика по Расчету истца, произведенному в соответствии с п. 123 (4) Правил N 644 по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составляет 1 153 руб. 62 коп.
Ответчиком арифметическая составляющая указанного Расчета истца платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в нарушение требований ст. 9 и ч. 1 ст. 65 АПК РФ до рассмотрения данного дела судом первой инстанции по существу не была оспорена.
При расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентами, применяется тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость.
Из материалов по данному делу следует, что Расчет платы истцом был произведен с учетом утвержденного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2021 N 111 на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 14 руб. 78 коп. (без НДС).
Верховный Суд РФ в Решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722 подтверждает законность применения п. 123 (4) Правил N 644 и признает практику по начислению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без обязательного проведения отбора проб обоснованной.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 установлено, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Минстрой России в письме от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 "О расчете платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения" разъясняет, что для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абз. 2 - 5 п. 123 (4), расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной п. 123 (4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным п.п. 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что начисление истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной п. 123 (4) Правил N 644 является правомерным.
Суд первой инстанции установил, что истец выставил ответчику Счет-фактуру от 30.06.2022 N 34742 на общую сумму 1 169 593 руб. 77 коп., из которой 1 166 132 руб. 64 коп. - стоимость питьевой воды в составе ХВС, 2 307 руб. 51 коп. - стоимость оказанных услуг по водоотведению, 1 153 руб. 62 коп. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, оплату которой ответчик произвел не в полном объеме, в связи с чем, его задолженность перед истцом составляет 945 849 руб. 22 коп.
В силу положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
С учетом указанных обстоятельств суд сделал верный вывод о том, что истцом обоснованно в соответствии с п.п. 123 (4) Правил N 644 ответчику была предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и именно на основании указанных Правил у ответчика возникло перед истцом обязательство по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
При этом в данном случае не имеет правового значения, относится ли истец к субъектам естественной монополии.
Таким образом, надлежащим образом исследовав и оценив имеющиеся в настоящем деле доказательства по правилам ст.ст. 65, 67, 68, 70 и 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что за спорный период истцом правильно был произведен Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2022 года в сумме 1 153 руб. 62 коп. и предъявлена к взысканию с ответчика стоимость питьевой воды в составе ХВС и оказанных услуг по водоотведению в общей сумме 944 695 руб. 60 коп.
Из материалов по данному делу следует, что возражая против удовлетворения заявленных истцом исковых требований, ответчик указал на то, что истец не представил в материалы дела подробного расчета с указанием примененного тарифа, а также не направил акт сверки взыскиваемой суммы, на что также указано апеллянтом в рассматриваемой апелляционной жалобе.
Вместе с тем, как верно было указано судом первой инстанции, в представленных в дело Счете-фактуре от 30.06.2022 N 34742 и Счете за услуги от 30.06.2022 N 0000-1200254 подробно отражены данные о количестве (объеме) поставленного ресурса, цене (тарифе) за единицу измерения, стоимости поставленной воды и принятых стоков.
Тариф для потребителей истца установлен Приказом Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 20.12.2021 N 111, который является общедоступной информацией.
Объем поставленного ресурса был верно определен истцом исходя из представленных самим ответчиком сведений о показаниях приборов учета холодной воды поставленной в рассматриваемый период на объекты ответчика.
Объем поставленной истцом воды и принятых стоков ответчиком в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ совершенно не был оспорен посредством представления суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции надлежащих доказательств.
Суд первой инстанции верно отметил, что само по себе непредставление истцом акта сверки предъявленной ко взысканию суммы, на что ссылал ответчик, не освобождает ответчика от обязанности по внесению платежей за оказанные услуги, поскольку действующее гражданское законодательство РФ связывает возникновение у покупателя (заказчика) обязанности по оплате поставленного ему товара и оказанных услуг с фактом их принятия, а потому отсутствие акта сверки взаимных расчетов не является предусмотренным законом основанием прекращения или отсутствия гражданско-правового обязательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец в исполнение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ должным образом обосновал правильность произведенного им Расчета задолженности ответчика.
Напротив, ответчик в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не только не был представлен соответствующий контррасчет суммы задолженности перед истцом, но и не были представлены доказательства обосновывающие правомерность позиции ответчика по настоящему делу.
Довод ответчика о том, что задолженность по оплате поставленной ему истцом питьевой воды образовалась в связи с неисполнением потребителями своих обязательств по оплате коммунальных услуг и обеспечение тепловой энергией потребителей г. Пензы во время отопительного сезона, судом первой инстанции правомерно был отклонен в качестве несостоятельного, поскольку по правилам ст. 401 ГК РФ нарушение обязанностей со стороны контрагентов ответчика, обеспечение тепловой энергией потребителей к обстоятельствам, освобождающим должника от исполнения обязательств по оплате потребленной коммунальной услуги, не относится.
Деятельность АО "Пензтеплоснабжение" является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий ей присущих.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед истцом ответчиком не был оспорен и надлежащие доказательства, опровергающие доводы истца, в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ в материалы дела не были представлены, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правомерно применил, в т.ч., положения ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ.
Принимая во внимание, что поставка воды и прием сточных вод истцом фактически были осуществлены, объем и стоимость поставленной холодной воды и принятых сточных вод определены истцом в порядке действующего нормативного регулирования в области водоснабжения (водоотведения), оплата поставленной воды и услуг водоотведения ответчиком не была произведена, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика требованиями действующих нормативных правовых актов, суд первой инстанции руководствуясь ст.ст. 309, 310, 539, 544, 548, 781 ГК РФ, ст.ст. 7, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, обосновано признал заявленные истцом исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению.
Ходатайство ответчика о снижении размера неустойки (пени) на основании ст. 333 ГК РФ судом первой инстанции правильно не рассматривалось, поскольку в рамках данного дела истцом не было предъявлено к ответчику исковое требование о взыскании неустойки.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал представленные истцом доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу исковых требований ООО "Горводоканал", а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Судебные расходы ООО "Горводоканал" по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на апеллянта.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.11.2022 по делу N А49-9149/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9149/2022
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: АО "Пензтеплоснабжение"