город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-43846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Западного внутригородского округа города Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 по делу N А32-43846/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ОГРН 1072311011431 ИНН 2311104687)
к Администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (ОГРН 1022301206234 ИНН 2308028147)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Администрации Западного внутригородского округа города Краснодара (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности в размере 31 683 рубля 38 копеек, пени за период с 02.08.2021 по 31.03.2022 в размере 691 рубль 72 копейки (в порядке уточнения первоначально заявленных исковых требований, произведенных на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 105-106).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что приказом департамента от 25.07.2022 N 452 муниципальное имущество, нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме N 43 по улице Офицерской, нежилое помещение, расположенное в многоквартирное доме N 148 по ул. Алма-Атинской, с 02.08.2022 передано в оперативное управление муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования горл Краснодар".
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между учреждением (управляющая компания) и собственниками помещений были заключены договор от 19.06.2009 N 5080, договор от 01.07.2018 N 5133/18 на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, предметом которого являлось оказание коммунальных услуг и выполнение работ по надлежащему управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно выпискам из ЕГРН об объектах недвижимости часть нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N 43 по ул. Офицерская, N 148 по ул. Алма-Атинская, находится с 02.08.2021 на праве оперативного управления у правообладателя - администрации.
Согласно статье 42 Устава муниципального образования города Краснодара принятого решением Городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 пункт 6, администрация управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, установленном городской думой Краснодара.
Как следует из представленного расчета, по нежилым помещениям, расположенным в многоквартирном доме N 43 по ул. Офицерская, N 148 по ул. Алма-Атинская, обществом, как управляющей организацией, в период с 02.08.2021 по 31.05.2022 понесены расходы по содержанию и ремонту жилья, по уборке придомовой территории, по уборке мест общего пользования, по обслуживанию, по теплоснабжению и т.д. на общую сумму 31 683 рублей 38 копеек.
Однако обязательства по оплате задолженности администрацией не представлены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216, статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание общего имущества с момента возникновения этого права.
Обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления, возникает с момента регистрации такого права.
Таким образом, администрация, как лицо, владеющее на праве оперативного управления жилыми помещениями, расположенными в многоквартирных жилых домах, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества (аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Доводы администрации о том, спорные помещения 02.08.2022 переданы в оперативное управление муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Учреждение по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования горл Краснодар" были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При этом, сам факт передачи спорных помещений в оперативное управление третьему лицу 02.08.2022 не имеет правового значения, поскольку истцом отыскивается задолженность за период до 31.05.2022. Следовательно, за спорный период предъявленную ко взысканию плату истцу должен вносить ответчик.
Доказательств ненадлежащего качества оказанных истцом услуг по управлению многоквартирным домом ответчик не представил. Действительность протокола общего собрания собственников и договора управления в установленном законом порядке не оспорена.
Истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 02.08.2021 по 31.03.2022 в размере 691 рубль 72 копейки.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, а также положения части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании с ответчика пени за период с 02.08.2021 по 31.03.2022 в размере 691 рубль 72 копейки.
Доводы в части взысканной судом первой инстанции суммы пени в апелляционной жалобе не приведены, в силу чего исходя из пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции в указанной части.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 по делу N А32-43846/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43846/2022
Истец: ООО "Городская управляющая компания - Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Администрация Западного внутригородского округа города Краснодара, Администрация Западного внутриногодского округа города Краснодара