г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А21-7727/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Геймур А.Н. по доверенности от 01.01.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39152/2022) АО "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2022 по делу N А21-7727/2021, принятое
по заявлению ОАО "Янтарьэнерго" (после смены наименования 27.05.2022 - АО "Россети Янтарь")
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН: 1023900764832, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34, далее - АО "Янтарьэнерго", после смены наименования 27.05.2022 - АО "Россети Янтарь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: 1023901001552, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 02.07.2021 N 039/04/9.21-370/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 08.11.2022 суд первой инстанции признал незаконным постановление Управления от 02.07.2021 в части размера штрафа, превышающего 300 000 руб.; в удовлетворении требований в остальной части отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение Карельским УФАС и судом первой инстанции норм законодательства об электроэнергетике, регламентирующих понятие "энергопринимающие устройства". АО "РЭК" в качестве энергопринимающего устройства (далее - ЭПУ) при подаче заявки от 31.07.2020 указало подстанцию (ПС 110/15 кВ). Вместе с тем, указанная подстанция не является энергопринимающим устройством, а является объектом электросетевого хозяйства, поскольку в ней не происходит преобразования электрической энергии в другой вид энергии, а происходит только трансформация (преобразование) электрической энергии с одного напряжения на другой. Следовательно, по мнению Общества, порядок подачи АО "РЭК" заявки и необходимые сведения, указываемые в заявке должны устанавливаться пунктом 13 (1) и разделом V Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП), а не пунктами 9 и 10 Правил ТП. Письмом (N ЯЭ/5/5207 от 04.08.2020) Общество сообщило Заявителю о необходимости предоставления сведений о присоединяемых ЭПУ и правоустанавливающих документах, в связи с тем, что вышеуказанный договор аренды предоставляет только право строительства электросетевого объекта - ПС 110 кВ, а не ЭПУ. 12.10.2020 в связи с непредставлением недостающих документов в указанный срок и невыполнением пунктов 9, 10 Правил ТП, заявка АО "РЭК" N 3672/20 от 31.07.2020 правомерно аннулирована Обществом. Таким образом, по мнению заявителя, отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по обращению АО "РЭК" от 31.07.2020 Обществом зарегистрирована заявка N 3672/20 от 31.07.2020 на технологическое присоединение ПС 110 кВ Северо-Западная, отпайка до ПС 110 кВ Северо- Западная от ВЛ 110 кВ Морская-Янтарное с отпайкой на ПС Карьер и отпайка до ПС ПО кВ Северо-Западная от ВЛ НО кВ ПС 0-9 "Светлогорская" - ПС 0-8 "Янтарный" с максимальной мощностью 12,064 МВт по II категории надежности на земельном участке с кад. N 39:17:000000:1179 в Зеленоградском районе Калининградской области.
В качестве документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, приложен договор аренды N 941 от 13.07.2020 земельного участка находящего в собственности Калининградской области, с кадастровым номером 39:17:000000:1179 в целях строительства подстанции 110 кВ сроком на 3 года.
По результату рассмотрения указанной Заявки, Общество направило в адрес АО "РЭК" письмо (N ЯЭ/5/5207 от 04.08.2020) о необходимости предоставления сведений о присоединяемых ЭПУ и правоустанавливающих документах, в связи с тем, что вышеуказанный договор аренды предоставляет только право строительства электросетевого объекта ПС 110 кВ, а не ЭПУ, а также в связи с тем, что указанные в заявке объекты являются объектами электросетевого хозяйства и не являются ЭПУ. Поскольку необходимые документы и сведения в АО "Янтарьэнерго" от Заявителя не поступили, Заявка аннулирована (исх. N ЯЭ/5/6933 от 12.10.2020)
02.07.2021 Управлением вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-370/2021. С учетом нарушения пунктов 3, 11, 15 Правил N861 Обществу назначено наказание по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
В соответствии со статьёй 21 Закона N 35-ФЗ постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее - Правила ТП N 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил ТП N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу пункта 6 Правил ТП N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил ТП N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом и далее - заключение договора.
Перечень сведений, указываемых в заявке на технологическое присоединение, определен пунктами 9, 10 Правил ТП N 861.
В подпункте "г" пункта 10 Правил ТП N 861 предусмотрено, что к заявке должна быть приложена, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, - копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).
При этом в силу пункта 11 Правил ТП N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных указанными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные названными Правилами.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил ТП N 861, в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Согласно п. 2 Правил Недискриминационного доступа к услугам по передачи электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила НД N 861), "энергопринимающие устройства потребителя"- находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
Согласно понятиям, приведенным в разделе 1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом МинЭнерго РФ от 13.01.2003 N6 и действовавшим в рассматриваемый период:
"электроустановка" - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенные для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.
"электрическая подстанция" - электроустановка, предназначенная для преобразования и распределения электрической энергии.
Согласно пункту 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 242, под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
Определение "энергопринимающие устройства потребителя" дано в пункте 2 Правил НД N 861, в соответствии с которым - это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.
В силу пункта 2 Правил НД N 861 "документы о технологическом присоединении" - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон; "максимальная мощность" - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение Карельским УФАС и судом первой инстанции норм законодательства об электроэнергетике, регламентирующих понятие "энергопринимающие устройства". АО "РЭК" в качестве энергопринимающего устройства (далее - ЭПУ) при подаче заявки от 31.07.2020 указало подстанцию (ПС 110/15 кВ). Вместе с тем, указанная подстанция не является энергопринимающим устройством, поскольку в ней не происходит преобразования электрической энергии в другой вид энергии, а происходит только трансформация (преобразование) электрической энергии с одного напряжения на другой, а является объектом электросетевого хозяйства.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 Правил ТП N 861 под "энергопринимающими устройствами" для целей применения указанных Правил понимаются любые присоединяемые объекты электросетевого хозяйства.
В соответствии с п. 41 Правил N 861, сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении;
решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации и выданными на его основании сетевой организацией техническими условиями вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) установлена необходимость осуществления мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации.
В случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В соответствии с п. 42 Правил N 861, при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).
При наличии оснований, предусмотренных абзацем третьим пункта 41 настоящих Правил, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединяются объекты заявителя.
Из буквального толкования пунктов 41, 42 Правил N 861 следует, что настоящие пункты предусматривают подачу заявки на технологическое присоединение уже присоединенных в надлежащем порядке энергопринимающих устройств.
Кроме того, Правила N 861 не исключают возможности обращения одной сетевой организации к другой сетевой организации в общем порядке, предусмотренном пунктом 2 Правил N 861, согласно которому действие настоящих Правил, кроме оснований, предусмотренных пунктом 41, распространяется, в том числе, на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Янтарьэнерго" не направило в установленный абзацем 3 пункта 15 Правил N 861 срок заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, чем совершило административное правонарушение, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, снижение судом первой инстанции размера штрафных санкций отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возражений относительно снижения размера штрафа ниже низшего предела административным органом в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 ноября 2022 года по делу N А21-7727/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7727/2021
Истец: ОАО "Янтарьэнерго"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2087/2024
21.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37928/2023
23.10.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7727/2021
29.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5507/2023
28.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39152/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7727/2021