г. Киров |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А82-11446/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2022 по делу N А82-11446/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "УФР" (ИНН: 7604244281, ОГРН: 1137604008827)
к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001097, ОГРН: 1027600677994)
о взыскании 48 768 рублей 04 копеек,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УФР" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 48 768 рублей 04 копеек пени за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2022 исковые требования ООО "УФР" удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), заявитель жалобы считает неправомерным начисление пени.
В суд апелляционной инстанции от Общества поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания пени в размере 27 380 рублей 80 копеек. Заявление об отказе от иска подписано уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку отказ от исковых требований не противоречит закону и иным нормативным актам и не нарушает прав других лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его принятии.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа истца от части заявленных требований, производство по делу в указанной части подлежит прекращению.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 статьи 269 АПК РФ решение суда первой инстанции в части взыскания 27 380 рублей 80 копеек пени подлежит отмене.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
С силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям на возмещение недополученных доходов в виде разницы между платой за содержание и ремонт жилого помещения, установленной договором управления, и размером платы для нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, утвержден постановлением Мэрии г. Ярославля от 25.07.2013 N 1731 (далее - Порядок N 1731).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 1731 Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является главным распорядителем бюджетных средств бюджета города Ярославля (далее - главный распорядитель).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 1731 субсидия предоставляется на возмещение недополученных доходов в виде разницы между платой за содержание жилого помещения, установленной договором управления и размером платы для нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, установленной муниципальным правовым актом в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города на эти цели и доведенных главному распорядителю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 2.8 Порядка N 1731 установлено, что Департамент финансов не позднее 2 рабочих дней после представления полного пакета документов, установленных пунктом 2.7 Порядка, производит перечисление субсидии с лицевого счета главного распорядителя управляющей организации по реквизитам, указанным в соглашении (договоре).
Окончательный расчет субсидии за текущий год производится в следующем финансовом году.
При этом как нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и положениями Порядка N 1731 ответственность за несвоевременное перечисление субсидии не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, Общество в 2019 году осуществляло управление многоквартирными домами, часть квартир в которых находилась в муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2021 по делу N А82-17723/2021 удовлетворены исковые требования Общества о взыскании с Департамента 240 639 рублей 39 копеек субсидии за 2019 год.
Судом установлено, что договор о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах на 2019 год между Департаментом и Обществом заключен не был.
В силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ указанный обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
Под денежным обязательством согласно абзацу 24 статьи 6 БК РФ понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
В рассматриваемом случае обязанность по возмещению недополученных доходов Общества возложена на Департамент нормами публичного права, однако по правовой природе данная обязанность носит денежный характер и является гражданско-правовой, поскольку представляет собой возмещение Обществу недополученных доходов.
Поскольку ответчик допустил просрочку исполнения денежного обязательства, с него подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.12.2021 по делу N А82-17723/2021 исполнено Департаментом 02.06.2022, что подтверждается платежным поручением от 02.06.2022 N 170444 на сумму 240 639 рублей 39 копеек.
Окончательный расчет субсидии за 2019 год должен быть произведен не позднее 31.12.2020 (пункт 2.8 Порядка N 1731).
В связи с несвоевременным перечислением субсидии истец в соответствии со статьей 395 ГК РФ начислил ответчику проценты в сумме 21 387 рублей 24 копеек за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 (с учетом частичного отказа от иска).
Сумма процентов, подлежащая взысканию с ответчика, подтверждена представленным суду расчетом, не противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере 21 387 рублей 24 копеек за период с 01.01.2021 по 31.03.2022.
Ссылка ответчика на пункт 6 статьи 242.2 БК РФ, в соответствии с которым исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку начисление процентов связано с несвоевременным исполнением Департаментом обязательства по перечислению субсидии, а не с неисполнением судебного решения.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Решение суда от 23.09.2022 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе с Департамента взысканию не подлежит в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "УФР" от иска в части взыскания 27 380 рублей 80 копеек пени.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2022 по делу N А82-11446/2022 в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в пользу общества с ограниченной ответственностью "УФР" 21 387 рублей 24 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УФР" из федерального бюджета 387 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 12.07.2022 N 1509.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11446/2022
Истец: ООО "УФР"
Ответчик: Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля