г. Киров |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А28-9773/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Назаровой М.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2023;
представителя ответчика - Погудина А.В., действующего на основании доверенности от 15.11.2022;
представителя Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области - Назаровой М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.12.2022 по делу N А28-9773/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Дорожно-эксплуатационная служба" города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН: 4312147630, ОГРН: 1134312000767)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246)
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН: 7707780887, ОГРН: 1127746554320), Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641), Правительства Кировской области (ИНН: 4347005027, ОГРН: 1034316519820), Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области (ИНН: 4341007902, ОГРН: 1024300751177), общества с ограниченной ответственностью "Стройхлынов" (ИНН: 4345453062, ОГРН: 1164350073183), акционерного общества "Гордормостстрой" (ИНН: 4345469506, ОГРН: 1174350012055),
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Дорожно-эксплуатационная служба" города Кирово-Чепецка Кировской области (далее - заявитель, МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, УФК по Кировской области, Управление) от 25.06.2021 N 40-24-09/50.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, Правительство Кировской области, Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Стройхлынов", акционерное общество "Гордормостстрой" (далее - третьи лица).
Производство по настоящему делу приостанавливалось арбитражным судом до разрешения дела N А28-9738/2021.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.12.2022 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление от 25.06.2021 N 40-24-09/50 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Кировской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Управление настаивает на законности оспариваемого представления, указывает на нецелевое использование Учреждением средств субсидии, предоставленной на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, предусмотренных муниципальной программой "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 30.10.2019 N 1539 (далее - Муниципальная программа N 1539). Ответчик, ссылаясь на пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункт 6 части 1 статьи 13, часть 3 статьи 15, часть 1 статьи 16, части 2 статей 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статью 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункты 1.1, 1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 25.07.2018 N 9/48 (далее - Правила благоустройства N 9/48), отмечает, что получателем бюджетных средств осуществлено расходование средств субсидии, предоставленной на благоустройство общественных территорий, на оплату работ по капитальному ремонту проезжей части автомобильной дороги по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная), которые не относятся к мероприятиям по благоустройству территории. Капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с нормативными актами в сфере дорожного хозяйства и не относится к деятельности по благоустройству. Поскольку адресными перечнями общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, не предусмотрено выполнение работ по ремонту тротуара по улице Алексея Некрасова: участок от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР, в действиях МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка по направлению средств субсидии на их реализацию правомерно установлен факт нецелевого использования бюджетных средств. Помимо изложенного ответчик просит принять во внимание, что в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции дал оценку не всем доводам УФК по Кировской области, не отразил результаты такой оценки в судебном акте. Подробно позиция Управления изложена в апелляционной жалобе.
МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка, Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области в представленных отзывах на апелляционную жалобу отразили, что не усматривают правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просят в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон и обеспечившего явку третьего лица поддержали занятые ими по делу правовые позиции. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с государственной программой Кировской области "Формирование современной городской среды в населенных пунктах", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 741-П (далее - Государственная программа Кировской области N 741-П), в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда", реализуется региональный проект "Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области". В адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, включены, в числе прочих, пункт 63 "улица" по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, город Кирово-Чепецк, улица Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная, а также прилегающие к нему городские территории); пункт 66 "улица" по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, город Кирово-Чепецк, улица Алексея Некрасова (от дома 23 до дома 29/2).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 30.10.2019 N 1539 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды", целью которой является повышение качества и комфорта городской среды на территории муниципального образования.
В адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, включены: пункт 1 "улица", местонахождение: город Кирово-Чепецк, улица Алексея Некрасова (участок улицы Алексея Некрасова (от дома 23 до дома 29/2); пункт 4 "улица", местонахождение: город Кирово-Чепецк, улица Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная), а также прилегающие к ней городские территории.
В Государственную программу Кировской области N 741-П названные места нахождения общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, включены на основании утвержденной Муниципальной программы N 1539.
Согласно имеющимся дизайн-проектам по улице Алексея Некрасова (участок от дома 23 до дома 29/2) предусмотрен ремонт тротуара (установка бортовых камней, устройство асфальтобетонного покрытия), составлена схема планируемых ремонтных работ, по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная), а также прилегающим к ней городским территориям, предусмотрены такие мероприятия, как ремонт проезжей части (установка бортовых камней, устройство покрытия из асфальтобетона, замена люков и кирпичных горловин колодцев и камер), ремонт тротуаров (установка бортовых камней, устройство покрытия из тротуарной плитки, устройство пандусов, укладка тактильной плитки), установка водоотводных лотков, дорожных знаков, нанесение разметки, валка деревьев и корчевка пней, устройство освещения.
В целях предоставления из областного бюджета Кировской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области субсидии на поддержку формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и Администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области заключено Соглашение от 22.01.2020 N 33707000-1-2020-006 о предоставлении субсидии на поддержку формирования современной городской среды из бюджета Кировской области местному бюджету (далее - Соглашение от 22.01.2020).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 22.01.2020 субсидия предоставляется на реализацию мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения, общественных территорий, предусмотренных Муниципальной программой N 1539.
Согласно приложению N 1 к Соглашению от 22.01.2020 результатом регионального проекта по муниципалитету является реализация мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, в количестве 14 единиц на 31.12.2020. Тип результата - благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.1 Соглашения от 22.01.2020 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2020 году 28 437 264 рубля.
Общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования в соответствии с Соглашением от 22.01.2020, составляет в 2020 году не более 27 015 400 рублей (пункт 2.2 Соглашения от 22.01.2020).
В качестве приложения N 3 к Государственной программе Кировской области N 741-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды (далее - Порядок N 741-П).
На основании пункта 1.2 Порядка N 741-П субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований Кировской области (поселений, городских округов) с целью софинансирования реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также мероприятий по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
В 2020 году с лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств на лицевой счет МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка перечислены денежные средства в общей сумме 28 437 400 рублей.
Для целей реализации мероприятий, предусмотренных Муниципальной программой, МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка как получатель бюджетных средств заключило муниципальные контракты: от 13.04.2020 N 03402000033200027380001 с акционерным обществом "Гордормостстрой" на благоустройство общественных территорий - выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная) (далее - контракт от 13.04.2020), от 01.06.2020 N 03402000033200056200001 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройхлынов" на благоустройство общественных территорий - улица Алексея Некрасова (участок улицы Алексея Некрасова от дома 23 до дома 29/2): выполнение работ по ремонту тротуара по улице Алексея Некрасова (участок от дома 23 до дома 29/2, участок от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР) (далее - контракт от 01.06.2020).
Выполненные подрядчиками работы по обозначенным муниципальным контрактам приняты Учреждением и оплачены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по утвержденным и согласованным целевым статьям.
Так, выполненные в рамках контракта от 13.04.2020 работы по капитальному ремонту автодороги по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная), в том числе проезжей части и тротуара, на общую сумму 13 000 883 рубля (справка о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 от 08.09.2020 N 1) приняты Учреждением на основании актов о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 08.09.2020 N N 1, 2; оплата по контракту от 13.04.2020 осуществлена на основании заявки на кассовый расход от 30.09.2020 N 14 в сумме 13 000 883 рублей.
Согласно актам о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 17.11.2020 N N 1, 2, справке о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 от 11.11.2020 N 1 в рамках контракта от 01.06.2020 подрядчиком выполнены работы по благоустройству общественных территорий - работы по ремонту тротуара по улице Алексея Некрасова (участок от дома 23 до дома 29/2, участок от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР) на общую сумму 3 626 250 рублей; оплата по контракту от 01.06.2020 произведена заявкой на кассовый расход от 30.11.2020 N 20 на сумму 3 626 250 рублей.
На основании приказа от 23.04.2021 N 293 в период с 26.04.2021 по 14.05.2021 Управлением в отношении МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", за период 2020 год - истекший период 2021 года.
При проведении проверки Управление установило, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила N 1710), пункта 18.2 Раздела III "Классификация расходов бюджетов" приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", пункта 1.1 Соглашения от 22.01.2020, пункта 7.4 Порядка N 741-П МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка по контракту от 13.04.2020 за счет средств субсидии, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы N 1539, приняты и оплачены работы по капитальному ремонту проезжей части автодороги по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная) (ремонт проезжей части, нанесение разметки, установка дорожных знаков), входящей в действующую сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения, в общей сумме 9 431 968 рублей (из них: средства федерального бюджета в сумме 8 870 765 рублей 90 копеек, средства областного бюджета в сумме 89 603 рубля 70 копеек, средства местного бюджета в сумме 471 598 рублей 40 копеек), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Также УФК по Кировской области пришло к выводу о том, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил N 1710, пункта 1.1 Соглашения от 22.01.2020, пункта 7.4 Порядка N 741-П МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка за счет средств субсидии, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы N 1539, приняло и оплатило работы по ремонту тротуара по улице Алексея Некрасова (участок от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР) в рамках контракта от 01.06.2020 в общей сумме 1 158 613 рублей (из них: средства федерального бюджета в сумме 1 089 675 рублей 53 копеек, средства областного бюджета в сумме 11 006 рублей 82 копеек, средства местного бюджета в сумме 57 930 рублей 65 копеек), не предусмотренной адресным перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, утвержденным приложением к Муниципальной программе N 1539, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Результаты проверки оформлены актом от 14.05.2021, УФК по Кировской области в адрес МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка выдано представление от 25.06.2021 N 40-24-09/50, в соответствии с которым по изложенным нарушениям Учреждению указано на необходимость принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение тридцати календарных дней со дня получения настоящего представления, а также возвратить средства субсидии, выделенные из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в общей сумме 9 960 441 рубль 43 копейки, использованные не по целевому назначению.
Не согласившись с выводами Управления о нецелевом расходовании средств субсидии, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями о признании недействительным представления от 25.06.2021 N 40-24-09/50.
Придя к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое представление недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов на нее, заслушав представителей сторон и обеспечившего явку третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Как следует из статьи 270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение тридцати календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В подпункте 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ отражено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды установлены Правилами N 1710, являющимися приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В силу пункта 2 Правил N 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях: а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства; б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
Муниципальная программа должна предусматривать, в том числе адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период, а также иные мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления (подпункты "б", "д" пункта 11 Правил N 1710.
Согласно пункта 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
На основании пункта 12 статьи 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Статьей 45.1 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил благоустройства N 9/48 улично-дорожная сеть города Кирово-Чепецка отнесена к объектам благоустройства территории.
Как указало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.12.2017 N 47268-АЧ/06, одним из основных условий предоставления субсидий является обязательство субъектов Российской Федерации по утверждению и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, включающих в себя перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, а также иные мероприятия по благоустройству. Таким образом, средства субсидии могут быть направлены на софинансирование мероприятий по благоустройству, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы. Перечень мероприятий по благоустройству, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, не ограничен. Более того, в ответе на вопросы субъектов Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указало на то, что дорога как часть общественной территории, отобранной по итогам обсуждения с гражданами, может выступать объектом благоустройства за счет средств субсидии.
Как следует из материалов настоящего дела, обязанность по определению адресного перечня общественных территорий города, нуждающихся в благоустройстве, а также перечня мероприятий по благоустройству данных территорий, реализована Администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области посредством утверждения постановлением от 30.10.2019 N 1539 соответствующей муниципальной программы, в приложении N 5 к которой (в редакции, действующей в спорный период) определены общественные территории, подлежащие благоустройству в 2020 году, в том числе улица Алексея Некрасова (участок от дома 23 до дома 29/2 по улице Алексея Некрасова) и улица Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная, а также прилегающие к ним городские территории).
Перечень мероприятий по благоустройству в отношении указанных объектов определен на основании постановления Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области от 27.02.2019 N 276, которым утвержден сводный итоговый протокол результатов голосования по отбору общественных территорий в целях реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды", подлежащих благоустройству на территории муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области в первоочередном порядке, и нашел отражение в паспортах благоустройства общественных территорий и дизайн-проектах.
В соответствии с указанными документами в отношении участка улицы Алексея Некрасова предусмотрены ремонт тротуара (установка бортовых камней, устройство асфальтобетонного покрытия), в отношении участка улицы Первомайская - ремонт проезжей части (установка бортовых камней, устройство покрытия из асфальтобетона, замена люков и кирпичных горловин колодцев и камер), ремонт тротуаров (установка бортовых камней, устройство покрытия из тротуарной плитки, устройство пандусов, укладка тактильной плитки), установка водоотводных лотков, дорожных знаков, нанесение разметки, валка деревьев и корчевка пней, устройство освещения.
При изложенных обстоятельствах включение перечисленных участков улиц города Кирово-Чепецка в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, с последующей организацией МКУ "ДЭС" города Кирово-Чепецка выполнения мероприятий по капитальному ремонту проезжей части участка улицы Первомайская, являющейся неотъемлемой составной частью данной улицы, ремонту тротуаров на улице Алексея Некрасова и финансированием выполненных на основании заключенных муниципальных контрактов соответствующих работ за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках в рамках реализации Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", не противоречит целям и условиям предоставления указанной субсидии, предусмотренным пунктом 2 Правил N 1710, Соглашением от 22.01.2020, Государственной программой Кировской области N 741-П, Муниципальной программой N 1539.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Учреждения нецелевого использования выделенных в виде субсидии бюджетных средств и, соответственно, нарушения положений статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ в их совокупности.
Аргумент заявителя жалобы о том, что участок тротуара от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР, не соответствует адресному перечню общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, утвержденному приложением к Муниципальной программе N 1539, в связи с тем, что в адресном перечне предусмотрено иное наименование общественной территории (участок от дома 23 до дома 29/2), подлежит отклонению как необоснованный. Согласно дизайн-проекту общественной территории "улица Алексея Некрасова (участок улицы Алексея Некрасова от дома 23 до дома 29/2)" данная общественная территория фактически соответствует территории, поименованной в адресном перечне.
Фактические обстоятельства соответствия территории участка тротуара от "Вятушка" до ж/д платформы с освещением территории, поименованной в адресном перечне как город Кирово-Чепецк, улица Алексея Некрасова (от дома 23 до дома 29/2), а также отнесения в рассматриваемом случае работ по ремонту проезжей части автодороги по улице Первомайская (участок от дома 14 до улицы Загородная) к мероприятиям по благоустройству в соответствии с Муниципальной программой N 1539, являлись предметом рассмотрения и оценки судов в рамках дела N А28-9738/2021 по заявлению Администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области о признании недействительным представления Управления от 25.06.2021 N 40-24-09/49, выданного органу местного самоуправления как распорядителю бюджетных средств в связи с необеспечением последним соблюдения получателем межбюджетной субсидии (Учреждением) условий, целей и порядка, установленных при ее предоставлении. Согласно вступившим в законную силу судебным актам по делу N А28-9738/2021 представление Управления от 25.06.2021 N 40-24-09/49 признано недействительным.
С учетом совокупности указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования о признании недействительным представления Управления от 25.06.2021 N 40-24-09/50. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Относительно указания ответчика на то, что в нарушение статьи 170 АПК РФ суд первой инстанции дал оценку не всем доводам Управления, не отразил результаты такой оценки в судебном акте, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, в том числе оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Само по себе то обстоятельство, что, по утверждению ответчика, в судебном акте, его мотивировочной части не содержится выводов, касающихся оценки каждого из заявленных доводов, не свидетельствует о том, что данные доводы не были исследованы и оценены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 01.12.2022 по делу N А28-9773/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФК по Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.12.2022 по делу N А28-9773/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9773/2021
Истец: МКУ "Дорожно-эксплуатационная служба" города Кирово-Чепецка Кировской области
Ответчик: Управление федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, АО "Гордормостстрой", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства Кировской области, ООО "Стройхлынов", Правительство Кировской области