город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-39911/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения спортивная школа "Виктория"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 по делу N А32-39911/2022
по иску муниципального бюджетного учреждения спортивная школа "Виктория" (ИНН 2350003202, ОГРН 1032327995920)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о взыскании излишне уплаченной суммы
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение Спортивная школа "Виктория" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о взыскании излишне уплаченной суммы в общем размере 7211 руб. 19 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение в связи с возвратом Управлением решением от 22.12.2021 N 926 возвратило Учреждению плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2498 руб. 57 коп., уточнило исковые требования, в результате чего просило взыскать с Управления излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в общем размере 4712 руб. 62 копейки. Арбитражный суд Краснодарского края принял уточнения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 в удовлетворении требований Учреждения было отказано. Решение мотивировано истечением срока исковой давности для обращения с исковыми требованиями.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что за период с 09.02.2019 по 08.02.2022 заявление о возврате платы за 2018 год было направлено Управлению с сопроводительными письмами от 04.04.2019 N 91, которое получено Управлением 12.04.2019, от 01.10.2021, в пределах трехлетнего срока с момента представления декларации. В этой связи суд не учитывал, что направление названных заявлений, течение искового срока прерывалось на период рассмотрения 04.04.2019 и 01.10.2021.
О применении сроков исковой давности Управление не заявляло. Суд же не вправе был применять давность по своей инициативе.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учреждение подало ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Учреждение является плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (КБК 92911011210100590853 291, ОКТМО 0364741300).
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год сумма платежей, подлежащих уплате в бюджет за 2016 год составляет 6647 руб. 42 коп., в том числе: плата за выбросы в размере 9 руб. 71 коп.; плата за размещение отходов в размере 6637 руб. 71 копейка.
Учреждением в 2016 году была внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду платёжными поручениями от 20.04.2016 N 3342, от 20.04.2016 N 3343, от 26.07.2016 N 100, от 26.09.2016, N 2187, от 26.09.2016, N 2188, от 19.10.2016 N 9060 от 19.10.2016 N 9061, от 2702.2017 N 1666. Общий размер внесенных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году составил 8583 руб. 31 коп., из которых авансовые платежи за выбросы составили 9 руб. 71 коп. и 8573 руб. 60 коп. авансовые платежи за размещение отходов.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год сумма платежей, подлежащих уплате в бюджет составило 0 руб. 00 коп., плата за размещение отходов составила 6949 руб. 88 копеек.
За 2017 год Учреждение производило плату за негативное воздействие на окружающую среду согласно платёжным поручениям: от 21.04.2017 N 3923, от 21.04.2017 N 3924, от 20.07.2017 N 8257, от 20.07.2017 N 8259, от 18.10.2017 N 1349, от 18.10.2017 N 1350. Общий размер внесённых авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год составило 3051 руб. 69 коп., из которых авансовые платежи за выбросы 7 руб. 29 коп. и 3044 руб. 40 коп. авансовые платежи за размещение отходов.
У Учреждения образовалась по итогам 2016 и 2017 годов задолженность по оплате за размещение отходов составила 5013 руб. 99 коп., которая была погашена Учреждением 28.02.2018 платёжным поручением от 28.02.2018 N 1772.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год сумма платежей, подлежащих уплате в бюджет в виде плату за размещение отходов, составила 291 руб. 81 копейки.
За 2018 год Учреждением была произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду платёжными поручениями: от 26.04.2018 N 3788, от 19.07.2018 N 6269, от 26.12.2018 N 1423. Общий размер внесенных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год составил 7495 руб. 71 копейка.
В итоге у Учреждения по итогам 2018 года образовалась переплата за размещение отходов в размере 7203 руб. 90 копеек.
06.03.2019 МКУ "ЦБ Администрация", с которым Учреждение заключило договор на организацию и ведение бухгалтерской работы, направило в Управление декларации за негативное воздействие на окружающую среду по всем учреждениям, в том числе Учреждению за 2018 год на бумажном носителе и CD-диске, которые были получены Управлением 11.03.2019.
04.04.2019 Учреждение обратилось в Управление с заявлением N 91, которое получено Управление от 12.04.2019, о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление письмом от 24.04.2019, полученное Учреждением 15.05.2019, Управление сообщило о необходимости провести сверку начисленной и оплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 года и о необходимости для проведения сверки предоставить следующие документы: заверенные надлежащим образом копии договоров по вывозу, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке и размещении отходов производства и потребления и актов выполненных работ по ним; подписанный руководителем и заверенный печатью организации акт сверки в двух экземплярах по установленной Росприроднадзором форме. Также Управление указано о необходимости предоставить Учреждению копии деклараций о плате за 2016 и 2018 годы на электронном носителе. В отсутствие акта сверки взаимных расчётов по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управление оставило заявление без удовлетворения.
25.09.2019 Учреждение направило письмо за N 305, которое получено Управлением 12.10.2019, о направлении акта сверки расчётов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию за 31.03.2019 для выявления излишне уплаченных сумм и заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Письмом от 31.10.2019 N 01/06/18677 Управление сообщило Учреждению о необходимости представить дополнительные документы: заверенные надлежащим образом копии договоров по вывозу, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке и размещении отходов производства и потребления и актов выполненных работ по ним( исключительно 2016 год); копию декларации о плате за 2016 год в электронном виде.
06.03.2020 МКУ "ЦБ АДМИНИСТРАЦИЯ" направило Управлению декларации за негативное воздействие на окружающую среду по всем учреждениям, включая Учреждение за 2019 год на бумажном носителе и CD-диске, которое получено Управлением 10.03.2020.
Письмом от 04.06.2020 N 264 Учреждение направило Управлению копию декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год на электронном носителе, копии платёжных поручений за 2016 и 2018 годы, копии договоров, актов выполненных работ. Наряду с этим, Учреждение сообщило, что ранее письмом от 25.09.2019 N 305 в Управление были предоставлены акты сверок и заявление о возврате излишне уплаченных средств.
17.08.2020 Учреждение обратилось в Управление письмом N 423 о предоставлении акта сверки расчётов сумм за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 01.04.2020 для выявления излишне оплаченных сумм.
Письмом от 16.09.2020 N АЧ-06-15712 Управление сообщило Учреждению о необходимости самостоятельно обратиться с заявлением о проведении совместной сверки расчётов сумм за негативное воздействие на окружающую среду и о необходимости приложить заверенную надлежащим образом копию декларации о плате за 2016, копии деклараций о плате за 2019 в электронном виде.
24.12.2020 Учреждение письмом N 660 направило в Управление декларации за 2018-2019 годы в электронном виде с перечнем учреждений.
11.01.2021 Управление письмом N АЧ.06-6 сообщило Учреждению, что ими ранее направлялись акты сверок расчётов сумм платы за НВОС с исх. N АЧ.06-15304 от 10.09.2020.
Учреждение письмо от 24.03.2021 N 139 просило Управление предоставить дубликат актов сверки расчётов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, обосновав тем, что не получило акт сверки расчётов сумм платы за платы за негативное воздействие на окружающую среду и просило их представить на электронную почту.
23.04.2021 Управление письмом N РМ-06-6753 представило на электронную почту Учреждения акт сверки расчётов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.04.2016 по 01.04.2019.
01.10.2021 Учреждение письмом N 423 отправило Управлению подписанный акт сверки расчётов суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, заявление о зачёте сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 291 руб. 81 коп., а также заявление о возврате сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7211 руб. 19 копеек.
12.01.2022 Учреждением получен ответ Управления от 22.12.2021 N АЧ.06- 21580, согласно которому Управление приняло решение о зачёте платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 291 руб. 81 копейка. Наряду с этим, Управление приняло решение о возврате сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2498 руб. 57 копеек.
Управление мотивировало свой ответ тем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Бюджетный кодекс РФ был дополнен статьёй 40.1, согласно которой заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты такого платежа.
Управление исполнило решение N 926 о возврате Учреждению сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.12.2021 и возвратило Учреждению 2498 руб. 57 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как установлено пунктом 4 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В силу статьи 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счёт будущего отчетного периода. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью её внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила) и установлено, что Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 36 Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачёт и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3-х месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Как следует из материалов дела, в декларации Учреждения о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, представленной в Управление 10.03.2019 плата за негативное воздействие на окружающую среду всего составила 291 руб. 81 копейка. Сумма авансовых платежей, уплаченных Учреждением на момент представления декларации за 2018 составила 7495 руб. 71 копейка. Следовательно, у Учреждения образовалась переплата за размещение отходов в размере 7203 руб. 90 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчётов, подписанный уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 перерыв течения срока исковой давности в связи с совершением действий, свидетельствующих о признании долга, может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения. Вместе с тем по истечении срока исковой давности течение исковой давности начинается заново, если должник или иное обязанное лицо признаёт свой долг в письменной форме (пункт 2 статьи 206 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что у Учреждения образовалась переплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 годы по факту внесения последнего платежа - в срок до 01.03.2019, а также срока представления декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 10 марта года, следующего за отчётным.
С учётом изложенного, о наличии переплаты за негативное воздействие на окружающую среду Учреждению стало известно по факту представления декларации - 10.03.2019.
Исковое заявление Учреждения было сдано на отправку 12.08.2022 и поступило в канцелярию Арбитражного суда Краснодарского края 15.08.2022.
Таким образом, на момент обращения Учреждения с исковым заявлением в арбитражный суд, срок исковой давности, исчисляемый с 10.03.2019, истёк 10.03.2022.
Довод Учреждения о том, что течение срока исковой давности должно было быть приостановлено по причине направления в адрес Управления писем по проведению актов сверки, подписание Управлением акта сверки расчётов, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании норм права.
Составление акта сверки, в данном случае, является обязанностью Управления, от исполнения которой Учреждение не могло отказаться. При этом, составление акта сверки не является действием по признанию Управлением долга перед Учреждением в смысле статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих Учреждению реализовать ранее марта 2022 года права на возврат излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что Учреждение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением по истечении срока исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., подлежит отнесению на Учреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 по делу N А32-39911/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39911/2022
Истец: МБУ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ВИКТОРИЯ МО Староминской район, Муниципальное бюджетное учреждение Спортивная школа "Виктория"
Ответчик: Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования