г. Чита |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А58-3296/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года по делу N А58-3296/2022 по заявлению Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080) о признании незаконным уведомления от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-43285412/3,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-43285412/3 об отказе государственной регистрации прав.
Решением суда от 19 октября 2022 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, указав о том, что государственная регистрация права на земельный участок осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, и заявление о государственной регистрации права подано в целях изменения временного статуса земельного участка и недопущения исключения из сведений ЕГРН.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Ломако Н.В. на судью Будаеву Е.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
На основании письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 06.11.2020 N 19065 о принятии в муниципальную собственность городского округа "город Якутск" земельных участков согласно приложению, в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:36:103013:210, площадью 167 кв.м., расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Халтурина, д. 31, с видом разрешенного использования "жилой дом", с кадастровой стоимостью 89 650,61 руб. главой Окружной администрации г. Якутска издано распоряжение от 13.10.2021 N 1935р.
Администрация обратилась в регистрирующий орган с заявлением от 15.10.2021 N КУВД-001/2021-43285412 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 14:36:103013:210, с приложением распоряжения главы администрации от 13.10.2021 N 1935р.
26.10.2021 регистрирующим органом на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ) вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43285412/2 о приостановлении государственной регистрации прав с указанием необходимости представления документа, необходимого для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в срок до 25.01.2022.
08.02.2022 в связи с не устранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права регистрирующим органом вынесено уведомление N КУВД-001/2021-43285412/3 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 14:36:103013:210.
Уведомление обжаловано администрацией в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности отказа регистрирующего органа, основанный на правильном применении и толковании следующих правовых норм.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 55 Закона N 218-ФЗ в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404" утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, в указанном перечне предусмотрена обязанность представления следующих документов:
правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1);
правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, подтверждающие право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующее здание, строение или сооружение. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2);
иные документы - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 2 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок в качестве документа-основания представлено распоряжение главы Окружной администрации г. Якутска от 13.10.2021 N 1935р "О принятии в муниципальную казну городского округа "город Якутск" земельных участков".
Суд первой инстанции правомерно согласился с выводом регистрирующего органа о том, что указанное распоряжение не является правоустанавливающим документом в силу следующего.
В пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020) изложена правовая позиция - распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Вышеназванная норма не устанавливает права муниципального образования принимать решения о приобретении права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137- ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право на земельный участок с кадастровым номером 14:36:103013:210 не зарегистрировано, в связи с чем спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Следовательно, решение об отказе в регистрации права собственности на спорный земельный участок не создает препятствия органу местного самоуправления в реализации своих полномочий по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое уведомление не нарушает прав и законных интересов заявителя и правовых оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Приведенный и в апелляционной жалобе довод заявителя о том, что заявление о государственной регистрации подано в целях изменения временного статуса земельного участка и недопущения исключения из Единого государственного реестра недвижимости, обоснованно отклонен судом первой инстанции как не имеющий правового значения, поскольку не исключает реализацию полномочий органа местного самоуправления по распоряжению земельным участком, находящимся на его территории.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года по делу N А58-3296/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3296/2022
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)