г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А73-15065/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Хабаровской таможни: Скрипник Ю.В., по доверенности от 17.06.2022 N 05-53/158;
от акционерного общества "Ванинский морской торговый порт": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 09.01.2023
по делу N А73-15065/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
к Хабаровской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - заявитель, АО "ВМТП", АО "Порт Ванино", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни (далее-таможенный орган, таможня) от 30.08.2022 N 10703000-618/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.01.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановление таможни от 30.08.2022 N 10703000-618/2022 признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с судебным актом в части признания постановления не подлежащим исполнению, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, полагая, что вмененное административное правонарушение не выявлено в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия. Административные правонарушения, явившееся поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях, выявлены в результате самостоятельных контрольных мероприятий, поскольку совершение каждого отдельного административного правонарушения явилось следствием нарушения действующего таможенного законодательства. Просит решение изменить в части признания постановления таможни не подлежащим исполнению.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа на доводах жалобы наставил, просил решение изменить с учетом приведенных доводов.
АО "Порт Ванино" участие в судебном заседании не принимало, в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя таможни, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Хабаровской таможни от 31.03.2022 N 127 "О создании постоянной зоны таможенного контроля", в целях проведения таможенного контроля, таможенных, грузовых и иных операций в отношении товаров, находящихся на временном хранении в иных местах временного хранения товаров создана постоянная зона таможенного контроля на территории складской площадки в тылу причалов N 19 и N 20 за железнодорожными путями N 31 и N 32, расположенной на территории акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (далее по тексту - АО "Порт Ванино) по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, ул. Железнодорожная, 1.
19.11.2021 Хабаровской таможней АО "ВМТП" соответствии с ранее поданным заявлением выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения N 10703000/191121/00035/2, а именно на территории складских площадок расположенных в тылу причалов N 19 и N 20 в пределах морского пункта пропуска через государственную границу "Ванино" по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1.
01.03.2022 в АО "Порт Ванино" на судне "XIN XIN HAI 2" прибыл контейнер JZPU7019460, груз с которого был выгружен и помещен на склад временного хранения 01.03.2022.
В тот же день, специалистами отдела логистики АО "Порт Ванино" был представлен в таможенный орган отчет по форме ДО-1 N 0000472 от 01.03.2022, согласно которому вес товара (радиатор отопления алюминиевый биметаллический) брутто составляет 21020 кг., количество грузовых мест 2119.
24.02.2022 в таможенный пост была подана транзитная декларация N 10702070/240222/3073321, в которой заявлены товары на количестве 2119 мест, указанные в том числе в документе отчета по форме ДО-1 N 0000472 от 01.03.2022.
05.04.2022 при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, проведенного в присутствии представителя АО "Порт Ванино" - начальника отдела логистики АО "Порт Ванино" Семенова А.А. на территории складской площадки в тылу причалов N 19 и N 20 установлено, что контейнер JZPU7019460 в пределах постоянной зоны таможенного контроля отсутствует.
07.04.2022 АО "Порт Ванино" предоставило таможенному органу в программное обеспечение КПС "Учет и контроль товаров в ВХ" отчет по форме ДО-2 N 0000694 от 07.04.2022.
Вместе с тем, согласно расходному ордеру N 85 от 17.03.2022, контейнер JZPU7019460 выдан 17.03.2022 и вывезен с территории АО "Порт Ванино" на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком А 303 СН 27 регион.
Установив факт предоставления отчетности по форме ДО-2 N 0000694 с нарушением в части указания недостоверного времени выдачи контейнера, а именно ДО-2 оформлена и подана 07.04.2022 с указанием срока выдачи со склада временного хранения 07.04.2022, в то время как фактически контейнер был выдан 17.03.2022, должностным лицом таможни в отношении АО "Ванинский морской торговый порт" 11.08.2022 составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением от 30.08.2022 N 10703000-618/2022 общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом ответственности являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы.
По правилам пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).
Порядок ведения и представления отчетности в таможенный орган установлен приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444).
Согласно пункту 2 приложения N 5 к Приказу N 444 владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2).
В силу пункта 3 приложения N 5 к Приказу N 444 отчетность по формам ДО-1, ДО-2 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с пунктами 2, 4 приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Согласно пункту 6 Приказа N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу).
В графе 12 формы ДО-2, установленной в приложении N 2 к Способу предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форме отчетов, структуре и формату представляемых отчетов в виде электронного документа, Порядку их заполнения, а также Порядку и срокам предоставления отчетности, утвержденных Приказом N 444, должна быть указана дата и время выдачи со склада.
В настоящем случае отчет по форме ДО-2 в отношении товаров, выданных АО "Порт Ванино" с временного хранения 17.03.2022, должен быть представлен не позднее 18.03.2022 и содержать в графе 12 сведения о выдаче товаров 17.03.2022, а не 07.04.2022.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии в действиях лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, признаков правонарушения, установленных статьей 16.15 КоАП РФ.
Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего таможенного законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Следовательно, у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке статьи 16.15 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения АО "Порт Ванино" к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности не усматривается.
Условия для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены ввиду привлечения АО "Порт Ванино" ранее к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ.
Доводы таможни относительно неправомерности применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), апелляционной коллегией отклоняются в силу следующего.
Так, Законом N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в силу которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Постановлениями таможни от 30.08.2022 N N 10703000-617/2022, 10703000-618/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за нарушение сроков представления отчетов по форме ДО-2 о выдаче товаров с временного хранения. За каждое правонарушение назначен штраф в размере 5 000 рублей, постановления не исполнены.
При этом таможенным органом не оспаривается, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.2022 по делу N А73-15064/2022 постановление от 30.08.2022 N 10703000-617/2022 признано законным.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 N 4-П, от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), разъяснений Верховного Суда Российской Федерации (пункт 33.2 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункты 1, 2 постановления Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"), внесенные Законом N 70-ФЗ изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение АО "Порт Ванино".
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является верным.
Довод жалобы о том, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применима, поскольку государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, оформленного актом проверки, не осуществлялось, также подлежит отклонению, поскольку в целях применения указанных нормоположений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать, не ограничиваясь рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), иное означало бы нарушение одного из принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
В силу пункта 41 статьи 2, статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 214, 254, 255 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), пункта 3 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора).
Из положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под государственным контролем (надзором) не подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках ТК ЕАЭС и Закона N 289-ФЗ.
В настоящем случае поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили нарушения, выявленные таможней в ходе контроля в форме проведенной на основании статей 322, 326 ТК ЕАЭС проверки (единого анализа) таможенных, транспортных (перевозочных) и коммерческих документов (коносаментов, деклараций о грузе) и сведений, полученных из данных программного средства КПС "Учет и контроль товаров на ВХ", взаимодействующего с используемой обществом информационной системой "ВЭД-Склад".
Представление каждого из отчетов с нарушением установленного законом срока является самостоятельным событием административного правонарушения, вместе с тем составление в один день в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении общества двух протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, и отсутствие при этом акта проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств.
То, что общество допустило несколько нарушений, каждое из которых образует самостоятельное административное правонарушение, не опровергает вышеуказанный вывод, поскольку соответствующие правонарушения, охватываемые объективной стороной статьи 16.15 КоАП РФ, выявлены в один момент времени, что является необходимым условием для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2023 по делу N А73-15065/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15065/2022
Истец: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: Хабаровская таможня