г. Киров |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А28-4761/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Бычихиной С.А., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Гребенкина А.И., действующего на основании доверенности от 30.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2022
по делу N А28-4761/2022
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
(ОГРН 1034316517839; ИНН 4345000249)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" (ОГРН 1154350000936; ИНН 4345420081)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - заявитель, Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 29.03.2022 N 338, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" (далее - третье лицо, ООО "Актив-Комфорт").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2022 заявленные требования удовлетворены, постановление ГЖИ признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на наличие в деле достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях Предприятия события вменяемого ему правонарушения. По мнению подателя жалобы, представленный заявителем акт допуска прибора учета в эксплуатацию, датированный 22.03.2017, но опровергает достоверность акта, оформленного позднее - 22.12.2017, а также свидетельств о поверке спорного прибора учета.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, считает, что ГЖИ не были предприняты все возможные действия для установления имеющих значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств. МУП "Водоканал" просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения ГЖИ обращения потребителя коммунальных услуг, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кировская область, г. Киров, пр-кт Октябрьский, д.30а (далее - МКД N 30а), с информацией о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению, Инспекцией установлено следующее.
МУП "Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1034316517839.
На основании постановления администрации города Кирова от 24.05.2019 N 1080-п "О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 28.06.2013 N 2480-П" МУП "Водоканал" является гарантирующей организаций, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров" с 01.08.2019.
При рассмотрении обращения потребителя ГЖИ направлены запросы о предоставлении информации в ООО "Актив-Комфорт", администрацию муниципального образования "Город Киров", ПАО "Т Плюс".
Согласно письму администрации муниципального образования "Город Киров" от 17.12.2021, по информации Предприятия 19.11.2021 с 11 часов 30 минут по 18 часов 00 минут специалистами МУП "Водоканал" проводились ремонтные работы на наружных сетях водоснабжения с отключением коммунальной услуги по холодному водоснабжению МКД N 30а, 22.11.2021 с 09 часов 30 минут до 11 часов 30 минут специалистами Предприятия также проводились работы по устранению дефекта на наружных сетях водоснабжения в районе дома N 34 по Октябрьскому проспекту города Кирова с отключением коммунальной услуги по холодному водоснабжению МКД N 30а. Во время работ осуществлялся подвоз воды в автоцистерне.
Письмом от 20.12.2021 ПАО "Т Плюс" сообщило следующее. ПАО "Т Плюс" не располагает сведениями о предоставлении коммунальной услуги горячее водоснабжение (далее - ГВС) в МКД N 30а ненадлежащего качества с 19.11.2021 года до момента предоставления информации в ГЖИ. МКД N 30а оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии тип ТСРВ-24-М N 1206693. Копи акта N 2945 допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя от 28.11.2013, актов повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя с 23.03.2017, с 09.12.2020 представлены в Приложении N1 к настоящему письму. ПАО "Т Плюс" в период с 19.11.2021 до момента предоставления информации в Инспекцию не проводило работы по МКД N30а, требующие согласование с администрацией муниципального образования "Город Киров".
ООО "Актив-Комфорт" в ответе от 20.12.2021 на запрос Инспекции представило запрашиваемые документы.
В ходе исследования представленной в административный орган информации установлено, что согласно отчетам о часовых параметрах холодного потребления в МКД N 30а коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствовала в период с 13-00 до 16-00 19.11.2021, с 20-00 19.11.2021 по 09-00 22.11.2021.
26.01.2022 в отношении МУП "Водоканал" по факту непринятия мер для обеспечения поставки соответствующего коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей в МКД коммунальной услугой по холодному водоснабжению надлежащего качества составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
29.03.2022 заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Кировской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела требованием.
При вынесении решения по настоящему делу суд первой инстанции исходил из недоказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Инспекции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В отсутствие, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
При этом, исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
МУП "Водоканал" в отношении МКД N 30а является организацией, осуществляющей поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, таким образом, является субъектом ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 предусмотрено право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с подпунктами "б", "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 "Требования к качеству коммунальных услуг" одним из требований к качеству коммунальных услуг по холодному водоснабжению является бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Факт отсутствия холодного водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, г. Киров, Октябрьский пр-т, д.30а подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и по существу сторонами не оспаривается.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов настоящего дела, административному органу были представлены:
- акт допуска к эксплуатации узла учета питьевой воды от 22.12.2017 (заводской номер 1206693); свидетельство о поверке средства измерения N 1206693 от 22.12.2017 (действителен до 26.12.2021); акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (N1206693) от 07.12.2020, технический осмотр произведен ООО "Актив-Комфорт", ответственный исполнитель работ ООО "Теплотехника"; свидетельство о поверке средства измерения с заводским номером 1206693 от 07.12.2020 N 202л-0193 (действителен до 06.12.2024).
- акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (в том числе прибора учета N 1206693) от 28.10.2013; акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (N 1206693), согласно которому прибор учета допускается в эксплуатацию с 23.03.2017 по 07.11.2020 (дата поверки 07.11.2016); акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (N 1206693), согласно которому прибор учета допускается в эксплуатацию с 09.12.2020 по 06.12.2024 (дата поверки 07.12.2020).
Таким образом, из представленных документов следует, что в представленных актах допуска к эксплуатации узлов учета питьевой воды имеются разночтения, ГЖИ не сделаны запросы в соответствующие организации об актуальности актов допуска к эксплуатации узлов учета.
Содержащиеся в апелляционной жалобе Инспекции доводы о том, что административный орган обоснованно руководствовался актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 22.12.2017, имеющим более позднюю дату составления, не могут быть приняты за основу в силу вышеизложенного. Все обстоятельства должны быть исследованы административным органом до принятия постановления.
По мнению суда апелляционной инстанции, причинно-следственная связь между зафиксированным административным органом фактом отсутствия коммунальной услуги по холодному водоснабжению в МКД N 30А в период с 20 часов 00 минут 19.11.2021 по 09 часов 00 минут 22.11.2021 и фактом проведения МУП "Водоканал" работ по ремонту наружных сетей водоснабжения, работ по устранению дефектов на указанных сетях, не установлена и надлежащим образом не доказана. МУП "Водоканал" заявило о том, что работы проводились с 11-30 до 18-00 час. 19.11.2021 и с 9-30 до 11.30 час. 22.11.2021. Общество подтверждает данный факт выпиской из электронного журнала. Причины отсутствия коммунального ресурса в МКД N30а в иной период, чем период аварийных работ на наружных сетях водоснабжения в районе МКД по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 34, Инспекцией не выяснялись.
Таким образом, Инспекцией достоверно не установлена взаимосвязь между проведением Предприятием 19.11.2021 с 11 часов 30 минут по 18 часов 00 минут и 22.11.2021 с 09 часов 30 минут до 11 часов 30 минут работ на наружных сетях и отсутствием соответствующей услуги в МКД N 30а в период с 20 часов 00 минут 19.11.2021 по 09 часов 00 минут 22.11.2021, наличие вины Предприятия в отсутствии коммунальной услуги по холодному водоснабжению в МКД N30а во вмененный в постановлении период.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному вывод о недоказанности в действиях Предприятия нарушения нормативного уровня обеспечения потребителей МКД N 30а коммунальной услугой по холодному водоснабжению, а, соответственно и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ. В связи с этим суд, руководствуясь положениями статьи 1.5, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГЖИ от 29.03.2022 N 338 о назначении Обществу административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности не может быть основано на неисследованных обстоятельствах, оставляющих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При указанных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2022 по делу N А28-4761/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГЖИ - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2022 по делу N А28-4761/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4761/2022
Истец: МУП "Водоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ООО "Актив-Комфорт"