г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А73-18734/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: не явились;
от Правительства Хабаровского края: Пасечника А.А., по доверенности от 01.10.2021;
от Министерства имущества Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 27.12.2022 по делу N А73-18734/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска
к Правительству Хабаровского края
о признании недействительным распоряжения
третье лицо: Министерство имущества Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края (далее - Правительство края) от 21.09.2022 N 1262-рп "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущества Хабаровского края.
Решением суда от 27.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просила его отменить ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Министерство имущества Хабаровского края в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонило, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании второй инстанции представитель Правительства края отклонил доводы жалобы как несостоятельные, просил судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Правительства края, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что письмом от 20.01.2022 N 1-11-349 Министерство имущества Хабаровского края направило в адрес администрации предложение о принятии в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" инженерных сетей и сооружений в количестве 13-ти наименований согласно прилагаемого Перечня.
Письмом от 01.02.2022 N 06-08/1059 администрация сообщила о принятии в муниципальную собственность части предлагаемых объектов. Вместе с тем, посчитала не подлежащим принятию в муниципальную собственность таких объектов как: сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:0051126:133; сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:0051126:13; сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:000000:28141; сооружение "Внутриквартальный автомобильный проезд к жилым домам по ул. Малиновского, д. 38Б, 38В, 38Г" с кадастровым номером 27:23:0051115:532; сооружение "Внутриквартальный автомобильный проезд к жилым домам по ул. Зареченская, д. 3, 5, 9, 11" с кадастровым номером 27:23:0051115:416; сооружение "Надземный переход" с кадастровым номером 27:23:0000000:27796.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.09.2022 N 1262-рп "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск" утвержден Перечень имущества, согласно которому в муниципальную собственность безвозмездно передается следующее имущество:
- сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:0051126:133 протяженностью 25 м, расположенный по местоположению: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. 8 Марта, д. 87;
- сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:0051126:135 протяженностью 28 м, расположенный по местоположению: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. 8 Марта, д. 88;
- сооружение "Газопровод (подземный и надземный)" с кадастровым номером 27:23:000000:28141 протяженностью 3015 м, расположенный по местоположению: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, ул. Малиновского;
- сооружение "Внутриквартальный автомобильный проезд к жилым домам по ул. Малиновского, д. 38Б, 38В, 38Г" с кадастровым номером 27:23:0051115:532 площадью 8 091,5 кв.м.;
- сооружение "Внутриквартальный автомобильный проезд к жилым домам по ул. Зареченская, д. 3, 5, 9, 11" с кадастровым номером 27:23:0051115:416 площадью 7 881,5 кв.м.;
- сооружение "Надземный переход" с кадастровым номером 27:23:0000000:27796 протяженностью 178 м, расположенный по местоположению: Хабаровский край, г. Хабаровск, Индустриальный район, в границах ул. Павла Морозова - ул. Индустриальная - береговая зона протоки Амурской - ул. Флегонтова.
Не согласившись с данным распоряжением, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Согласно части 4 статьи 46, пункту 10 статьи 47 Устава Хабаровского края, части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 "О Правительстве Хабаровского края" Правительство Хабаровского края в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение на территории Хабаровского края Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края, в том числе управляет и распоряжается собственностью Хабаровского края в соответствии с краевыми законами.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Правительство Хабаровского края в силу части 1 статьи 17 Закона о Правительстве края, части 1 статьи 49 Устава края имеет право на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издавать распоряжения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.
Подпунктом "е" пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона края от 25.06.2003 N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края" Правительству Хабаровского края в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью предоставлено полномочие по принятию решений об отчуждении имущества, находящегося в краевой государственной собственности.
Согласно материалам настоящего дела, оспариваемое администрацией распоряжение N 1262-рп принято Правительством Хабаровского края в соответствии с нормами части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), части 1 статьи 26.11. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), пунктов 4, 5 части 1 статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), подпункта "е", пункта 3 части 1 статьи 7 Закона о краевой государственной собственности в порядке безвозмездной передачи имущества для реализации полномочий администрации г. Хабаровска по осуществлению организации в границах городского округа газоснабжения населения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения.
Порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, в соответствии с абзацами 9, 10 которой, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ определен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1, пункту "е" части 2 названной статьи в собственности субъекта Российской Федерации может находиться: имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 настоящего Федерального закона; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7, 7.1 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ предусматривающими передачу осуществления полномочий; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, в том числе имущество, необходимое для их обслуживания.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организации в границах городского округа газоснабжения населения.
Из пункта 95 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по реализации полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
При этом положения Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" не устанавливают полномочий исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации газоснабжения населения муниципального образования.
Статьей 8.1 этого Закона определены полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения.
На основании статьи 7 Закона о газоснабжении организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением N 3 к названному Постановлению объектами муниципальной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, являются объекты инженерной инфраструктуры городов, к которой относится газопровод.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что спорные газопроводы, входят в состав инженерных сетей к построенным жилым домам на территории г. Хабаровска для переселения граждан, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, они предназначены для решения вопросов местного значения по организации газоснабжения на территории городского округа "Город Хабаровск", пришел к обоснованному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм, данное имущество должно находиться
в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск".
Доводы администрации об отсутствии законодательства по содержанию сетей газоснабжения на период их оформления муниципальным образованием и определения эксплуатирующей организации, рассмотрены арбитражным судом и признаны несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, газораспределительная организация это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Таким образом, эксплуатацию газораспределительной системы может осуществлять непосредственно газораспределительная организация или иная организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Из пункта 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, следует, что газораспределительной организацией могут быть специализированные городские, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Присоединение сети газораспределения, принадлежащей на праве собственности юридическому лицу, к другой сети газораспределения, регулируется пунктами 2, 3, 6, разделами 2, 6, Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547, и осуществляется на основании договора о подключении с единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В свою очередь, администрация, указывая в заявлении о требованиях АО "Газпром газораспределение ДВ", предъявляемых к состоянию газопроводов и документации на них, не приводит норм права, на которых они основываются.
При этом, как верно отметил арбитражный суд, не имеет правового значения для безвозмездной передачи газопроводов в порядке разграничения полномочий между органами публичной власти факт их нахождения на земельных участках, находящихся в частной собственности; администрация в данном случае в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства вправе оформить сервитут для использования газопровода.
Следовательно, апелляционные доводы в отношении переданных сооружений "газопроводов" подлежат отклонению.
Относительно довода апеллянта, касающегося таких сооружений как "внутриквартальные автомобильные проезды" и "надземный переход", суд второй инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Положениями статей 12 и 13 Закона N 257-ФЗ разграничены полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с которыми к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации в указанной области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 6 статьи 12); к полномочиям органов местного самоуправления - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 части 1 статьи 13).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (част 8 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2006 N 148-пр "О классификации автомобильных дорог в Хабаровском крае" утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 N 100-пр утвержден Перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Указанными нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края автомобильные дороги в границах улиц, указанных в распоряжении N 1262-рп, не отнесены к дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением мэра г. Хабаровска от 01.10.2007 N 1537 "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске" утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для решения вопросов местного значения. В соответствии с указанными показателями к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенные для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ "дорожной деятельностью" является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В пункте 3.37 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.13330.2016, утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, дано понятие улично-дорожной сети, под которой понимается система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций.
Пунктом 11.7 указанного свода правил определено, что проектирование проездов следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6.
При этом к категории дорог и улиц относятся "проезды", назначение которых определено как "подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов)".
Таким образом, поскольку внутриквартальные автомобильные проезды, заявленные оспариваемым распоряжением N 1262-рп к передаче в муниципальную собственность, построены к жилым домам для переселения граждан, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, являются автомобильными дорогами общего пользования в границах городского округа и относятся к муниципальной собственности городского округа, а не к общему имуществу собственников многоквартирного дома, соответственно администрация, являясь собственником автомобильных дорог местного значения в границах города, обязана нести бремя содержания, осуществлять в отношении внутриквартальных автомобильных проездов дорожную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
При указанных обстоятельствах несостоятельны доводы администрации о том, что внутриквартальные автомобильные проезды, расположены на земельных участках, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, и должны относиться к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 287.6 ГК РФ, пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "е" пункту 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Между тем, как указывалось выше, внутриквартальные автомобильные проезды не относятся к элементам озеленения и благоустройства.
Обозначенный в распоряжении N 1262-рп надземный переход построен для пересечения автомобильной дороги пешеходами в 2013 году при строительстве объекта капитального строительства "Крытый ледовый стадион для хоккея с мячом в г. Хабаровске" (Арена "Ерофей").
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 257-ФЗ "искусственными дорожными сооружениями" являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Положения пункта 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, определяющего термин "автомобильная дорога", однозначно относят искусственное дорожное сооружение к понятию "автомобильная дорога".
Надземный пешеходный переход (пешеходный мост) - это искусственное надземное дорожное мостовое сооружение, предназначенное для движения пешеходов, возведенное над проезжей частью дороги и путями рельсового транспорта (пункт 3.4 раздела 3 "ГОСТ Р 59610-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы в разных уровнях. Общие требования. Правила размещения", утвержден приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 688-ст).
Таким образом, спорный надземный переход является искусственным дорожным сооружением для пересечения автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" в границах ул. Павла Морозова - ул. Индустриальная - береговая зона протоки Амурской - ул. Флегонтова, что подтверждается постановлением администрации от 09.02.2011 N 401 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск".
Ссылка апеллянта на неудовлетворительное состояние спорного имущества несостоятельна, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния.
Для решения вопросов местного значения в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1 часть 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены в подпунктах 4, 5 части 1 статьи 9, пункте 1 части 2 статьи 47 Устава городского округа "Город Хабаровск" (принят решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 N 509)
В соответствии с приведенными положениями статей 26.3, 26.11 Закона N 184-ФЗ нахождение сооружений в краевой государственной собственности, которые не используется исполнительными органами края для реализации возложенных на них полномочий в сфере газоснабжения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, не допускается законом.
В рассматриваемом случае, как верно установлено арбитражным судом, в силу прямого указания закона газопроводы, внутриквартальные автомобильные проезды к жилым домам, надземный переход относятся к объектам муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" и необходимы для реализации полномочий города Хабаровска по осуществлению организации газоснабжения населения города, дорожной деятельности (подпункты 4,5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ), и, соответственно, не могут находиться в государственной собственности края и подлежали передаче в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск".
Объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона; право собственности на объекты инженерной инфраструктуры возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
Федеральный закон N 122-ФЗ, установив порядок безвозмездной передачи государственной собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность из государственной собственности субъекта Российской Федерации имущество, которое не может находиться в государственной собственности субъекта Российской Федерации; обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы администрации об отсутствии согласия органа местного самоуправления на принятие спорного имущества также не принимаются во внимание.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом (абзац 25 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке (абзац 29 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
В связи с чем, обязанность по принятию имущества возникает у органа местного самоуправления на основании распорядительного акта уполномоченного органа передающей стороны и в соответствии с передаточным актом.
При этом согласия на прием имущества в муниципальную собственность не требуется ввиду обязательности передачи данного имущества и приему его муниципальным образованием в силу приведенных норм Федерального закона N 122-ФЗ.
Таким образом, отсутствие волеизъявления администрации на принятие имущества не может являться основанием для отказа в принятии данного имущества в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск".
Ссылка апеллянта на постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку названными актами не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, подлежащие применению при рассмотрении настоящего спора.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Правительства края соответствует положениям законодательства, а также не нарушает права и законные интересы администрации, признается обоснованным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2022 по делу N А73-18734/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18734/2022
Истец: городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ