город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2023 г. |
дело N А32-31928/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ю.И. Барановой, Я.Л. Сорока
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Крохмаль Д.А. по доверенности от 20.12.2022;
от ответчика посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Винар В.В. по доверенности от 04.05.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дива"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 по делу N А32-31928/2022
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Дива"
(ИНН 2337033889, ОГРН 1072337001868)
о взыскании арендной задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДИВА" (далее - ответчик, общество) о взыскании арендной задолженности по договору аренды лесного участка от 11.01.2010 N 09-09а-019 за период с 01.09.2019 по 31.03.2022 в размере 359 420 рублей 85 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" таблица 9 дополнена, в том числе примечаниями, в которых установлены коэффициенты, изменяющие ставки платы за единицу площади лесного участка, в отношении защитных ценных лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах. Между тем, арендная плата в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 необоснованно не пересчитывалась и общество в нарушение требований законодательства вносило арендные платежи без учета повышающих коэффициентов.
Ответчиком в отзыве на иск (л.д. 68) заявлено о частичном пропуске истцом срока исковой давности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с общества в пользу министерства 319 986 рублей арендной задолженности, заявленной в пределах срока исковой давности. В удовлетворении остальной части исковых требований за пределами срока давности отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Дива" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что он не обладал сведениями о категории занимаемого лесного участка, в связи с чем не имел возможности самостоятельно рассчитать стоимость арендной платы в повышенными коэффициентами. Взысканием повышенной арендной платы за прошедший период времени нарушаются права арендатора, поскольку при ненадлежащем уведомлении о повышении ставок арендной платы, общество не имело обязанности уплачивать плату с применением повышающих коэффициентов. Изменение арендной платы в сторону увеличения стороны не согласовали, в договор аренды изменения не вносили, что также препятствует взысканию повышенных платежей с добросовестного арендатора.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Дива" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 11.01.2010 N 09-09а-019.
Договор заключен на срок 49 лет с 11.01.2010 по 11.01.2059.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в установленном законом порядке.
В соответствии с условиями договора ответчику по акту приема-передачи от 02.06.2010 N 1 передан в аренду лесной участок месторасположением: Крымское лесничество, Варнавинское участковое лесничество, квартал N 25Б, выделы 5, 12, 21, 24, площадью 10,4 га.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения его к министерству, о чем свидетельством от 17.01.2013 серия 23 N 007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Обществом обязательства по внесению арендной платы исполняло ненадлежащим образом, в связи, с чем за период с 01.09.2019 по 31.03.2022 образовалась задолженность по арендной плате в размере 359 420 рублей 85 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлено уведомление о перерасчете арендной платы от 21.03.2022 N 202-06.3-10-6669/2022 (л.д. 14-15), которое оставлено последним без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Частью 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, по действующему гражданскому законодательству договор является соглашением сторон, в котором они определяют взаимные права и обязанности.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, при этом в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Статьей 432 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При заключении договора аренды лесного участка стороны согласовали существенные (необходимые) условия: размер и местонахождение лесного участка, его разрешенное использование, размер арендной платы, порядок ее уплаты. Договор аренды подписан сторонами, в установленном законом порядке зарегистрирован и не оспорен.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ также установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе платности использования лесов.
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Частью 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено государственное регулирование размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке, предусмотренном статьей 73 Лесного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося т федеральной собственности" таблица 9 дополнена, в том числе примечаниями, в которых установлены коэффициенты, изменяющие ставки платы за единиц площади лесного участка, в отношении защитных ценных лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах.
Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии с ч. 2 ст. 68.1 и ст. 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети с учетом площади участковых лесничеств, лесных кварталов. Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
В соответствии с п. 1.2 договора предметом аренды является лесной участок месторасположением: Крымское лесничество, Варнавинское участковое лесничество, квартал N 25Б, выделы 5, 12, 21, 24, площадью 10,4 га.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Крымского лесничества 2018 года (л.д. 100), утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.08.2020 N 1129 спорный лесной участок Крымского лесничества относится к категории лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах (Варавинское Б кварталы 2-10, 12-14, 16,17, 19,20, 22,23, 25, 27).
Комиссией Рослесхоза зафиксировано, что в расчете годовой арендной платы за использование лесов по договору не был применен коэффициент 4 в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что он не обладал сведениями о категории занимаемого лесного участка, стороны изменение арендной платы в сторону увеличения стороны не согласовали, в договор аренды изменения не вносили, своевременно уведомление о применении повышенных коэффициентов министерством направлено не было
Суд апелляционной инстанции отклоняет названный довод по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, руководствуясь лесоустроительной документацией, министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области при расчете арендной платы применило поправочный коэффициент, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1571, в отношении защитных ценных лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах - 4.
После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 (с 27.12.2018) арендная плата подлежит соответствующему перерасчету, что прямо предусмотрено условиями договора аренды лесного участка.
Однако арендная плата в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 не пересчитывалась и арендатор в нарушение требований законодательства вносил арендные платежи без учета повышающих коэффициентов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Таким образом, изменение размера арендной платы вследствие принятия уполномоченным органом соответствующего акта не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой его исполнение с согласованными сторонами условиями.
Следовательно, по общему правилу, арендодатель по договору, к котором подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период уполномоченным органом без дополнительного изменения условий договора аренды.
Учитывая установленный принцип государственного регулирования арендных платежей, размер платы за пользование лесным участком изменяется в связи с принятием уполномоченным государственным органом соответствующего правового акта.
Факт того, что Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области при расчете арендной платы не применен поправочный коэффициент, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года N 1571, в отношении защитных ценных лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах установила комиссия Рослесхоза.
В п. 2.11 договора аренды лесного участка N 09-09а-019 от 11.01.2010 содержится согласованное сторонами условие о том, что арендная плата по новым ставкам исчисляется арендатором и уплачивается с даты вступления в силу правового акта, которым изменен размер арендной платы.
Кроме того, в п. 3.4.16 договора аренды лесного участка N 09-09а-019 от 11.01.2010 содержится условие о том, что арендатор обязан в месячный срок после опубликования сведений об изменении порядка расчета арендной платы произвести перерасчет аренной платы.
Следовательно, независимо от механизма изменения арендной платы предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Вместе с тем, отсутствие или несвоевременное направление уведомлений об изменении арендной платы не лишает арендодателя (министерство как уполномоченный орган) права на получение арендной платы в соответствии с действующего законодательством и не освобождает ответчика от надлежащего исполнения обязательств, возникших из договора аренды, что прямо установлено статьей 309 Гражданского кодексов Российской Федерации.
Таким образом, задолженность по арендной плате начислена истцом правомерно, в связи с чем, исковые требования заявлены обоснованно и подлежали удовлетворению.
При этом, обществом было заявлено о частичном пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности установлен в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срок исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с разъяснениями изложенными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по требованию, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляются отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Таким образом, в рамках настоящего спора с ответчика подлежит взысканию задолженность в сумме 319 986 рублей с учетом пропуска исковой давности и частичных оплат (с соблюдением истцом претензионного порядке урегулирования спора).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано и в отказной части решение суда не обжалуется сторонами и не проверяется апелляционной коллегией.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 по делу N А32-31928/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31928/2022
Истец: Министерство природных ресурсов, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: ООО "ДИВА"