г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А73-11101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейкой автономной области (правопреемника Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации): Степико С.А. представителя по доверенности от 09.01.2023, сроком по 31.12.2023;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Погиба Е.Ю. представителя по доверенности от 26.08.2022, сроком действия 1 год;
от общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 29.11.2022
по делу N А73-11101/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022701279853, ИНН 2700000183)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Металлэксперт"
о признании незаконными решения от 23.05.2022 N 7-1/102 и предписания от 23.05.2022 N 28
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольная служба, антимонопольный орган, Управление) с заявлением о признании незаконными решения от 23.05.2022 N 7-1/102 и предписание от 23.05.2022 N 28 Управления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" (далее - ООО "Металлэксперт").
Определением от 25.07.2022 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 22.07.2022 по делу N А73-10983/2022.
Решением суда от 29.11.2022 требования заявителя удовлетворены; признаны недействительными оспариваемые решение и предписание Управления.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, антимонопольная служба обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: судом по делу не учтено, что заказчик не имеет права вторгаться в производственную деятельность участников закупки, ограничивая конкуренцию установлением требования о месте выполнения работ на территории Северо-Западного федерального округа; в ходе рассмотрения жалобы комиссией Управления установлено, что требование в части места приема заказа, снятия мерок, выдачи готовых изделий в городе Санкт-Петербург, обусловлено потребностью заказчика и вытекает из обязанностей учреждения по отношению к обеспечению прав и законных интересов застрахованного лица в связи, с чем признается не противоречащим требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), но помимо осуществления вышеуказанных действий, непосредственно связанных с застрахованным лицом (гражданином), заказчиком установлено условие о месте выполнения работ - Северо-Западный федеральный округ, что не обусловлено защитой прав и законных интересов граждан Российской Федерации, не связано с потребностью заказчика, расположенного на территории Хабаровского края, однако свидетельствует о территориальном ограничении самостоятельной деятельности участников закупки по производству необходимого товара и является требованием о необходимости такого производства на конкретной территории; требование о месте выполнения работ противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейкой автономной области отклонило доводы апелляционной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Вместе с отзывом в суд, в том числе представлена выписка из ЕГРЮЛ в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейкой автономной области по состоянию на 20.02.2023.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейкой автономной области (далее - ОФПСС по Хабаровскому краю и ЕАО) заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве стороны, поскольку произведена реорганизация последнего в форме присоединения к нему Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство о замене стороны по делу, ознакомившись с представленными доказательствами, руководствуясь статьями 48, 159 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд определил: ходатайство удовлетворить, произвести замену стороны - государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейкой автономной области.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ОФПСС по Хабаровскому краю и ЕАО, в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, отделением ФСС 05.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0222100000222000099 о проведении электронного аукциона; объект закупки: выполнение работ по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 731585,19 руб.; источник финансирования: за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Дата начала срока подачи заявок: 05.05.2022; дата и время окончания срока подачи заявок: 17.05.2022 в 07:00; дата подведения итогов определения поставщика: 18.05.2022.
Победителем электронного аукциона согласно протокола подведения итогов определения поставщика от 17.05.2022 N 0222100000222000099 признан единственный участник закупки N 111842936, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В Управление поступила жалоба ООО "Металлэксперт" на действия заказчика отделение ФСС при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве (извещение N 0222100000222000099), где указано, что заказчиком неправомерно установлено территориальное ограничение в части места выполнения работ (оказания услуг), по результата проверки которой комиссия Управления пришла к выводу о том, что требование о месте выполнения работ - Северо-Западный федеральный округ, противоречит части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией Управления принято решение от 23.05.2022 N 7-1/102, в соответствии с которым жалоба ООО "Металлэксперт" признана обоснованной в части доводов о неправомерном установлении требования к месту выполнения работ (пункт 1); заказчик - Отделение ФСС признан нарушившим требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2); решено выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3); решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Предписанием от 23.05.2022 N 28 заказчику предписано в срок до 23.06.2022 устранить допущенные нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве (извещение N0222100000222000099) путем: 1.1. Аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки; 1.2. Внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, с учетом замечаний, изложенных в решении Комиссии антимонопольного органа от 23.05.2022 N 7-1/102; 1.3. Продолжения осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (при наличии потребности заказчика). 2. Оператору электронной торговой площадки - РТС Тендер: обеспечить возможность исполнения настоящего предписания заказчиком путем предоставления доступа заказчику для возможности отмены протоколов, составленных в ходе торгов N 0222100000222000099; доступа для возможности внесения изменений в извещение о закупке; уведомить участников закупки об отмене протоколов; возвратить заявки участникам закупки, в связи с чем, прекратить блокировку денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, по специальным счетам участников закупки. 3. Уведомить Управление об исполнении предписания в трехдневный срок после его исполнения с приложением подтверждающих документов.
Отделение ФСС, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае, основанием для вменения Отделению ФСС нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе послужил вывод комиссии антимонопольного органа о том, что заказчиком установлено условие о месте выполнения работ - Северо-Западный федеральный округ, которое не обусловлено защитой прав и законных интересов граждан Российской Федерации, не связано с потребностью заказчика, расположенного на территории Хабаровского края, однако свидетельствует о территориальном ограничении самостоятельной деятельности участников закупки по производству необходимого товара и является требованием о необходимости такого производства на конкретной территории.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, УФАС России по Хабаровскому краю не учло следующее.
На основании пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Положение N 286).
В силу пункта 1 Положения N 286, настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - застрахованное лицо), являющихся страховыми случаями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой случай).
Как указано в подпункте "д" пункта 2 Положения N 286 дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов.
Пунктом 5 Положения N 286 установлено, что решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу и оплаты отпуска застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее - программа реабилитации пострадавшего).
Согласно пункту 33(1) Положения N 286 предоставление информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, рекомендуемых в программе реабилитации пострадавшего, осуществляется посредством обращения застрахованного лица (его доверенного лица) к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий), ведение которого предусмотрено Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
В силу пункта 34 Положения N 286 оплата расходов на изготовление, ремонт и замену протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт осуществляется страховщиком на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности (далее - отобранные в установленном порядке организации).
Оплата расходов на ремонт протеза, протезно-ортопедического изделия, ортеза, технического средства реабилитации осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и заключения медико-технической экспертизы; медико-техническая экспертиза осуществляется страховщиком в порядке, установленном для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (пункт 35.1 Положения N 286).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае объектом закупки являлось выполнение работ для обеспечения инвалида по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для лечения застрахованного лица Синкевич А.Л., получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве. Количество изготавливаемых изделий (протезы для застрахованного) - 2 шт.
Техническое задание и условия закупки сформированы на основании документов, представленных застрахованным лицом, а именно: заявление от 17.01.2022 на обеспечение протезами; заявление от 17.01.2022 о протезировании в г. Санкт-Петербурге; программа реабилитации пострадавшего (ПРП) в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания N 1561 от 07.09.2012 (далее - ПРП); акт N 1561 от 07.09.2022 медико-технической комиссии по проблемам протезирования, ортезирования и технических средств реабилитации.
Согласно ПРП медико-технической комиссии Синкевич А.Л. нуждается в обеспечении протезами, а именно: протез голени основной (протез сложной технологии); протез голени для купания.
Как видно из заявления от 17.01.2022 Синкевич А.Л. просит провести протезирование в г. Санкт-Петербурге, поскольку с 1997 года протезируется только там, привык к протезированию этими протезами и не желает протезироваться в другом месте.
В ходе подготовки документации на закупку, Отделением ФСС размещен на www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе (ЕИС) запрос от 14.04.2022 N 12-04/07-1960 (в ЕИС N 0222100000222000282) о предоставлении информации о стоимости работ по изготовлению протезов нижних конечностей для застрахованного лица в количестве 2 шт. с местом выполнения работ: Российская Федерация, Северо-Западный Федеральный округ.
В ответ на запрос получены три коммерческих предложения о стоимости работ по изготовлению протезов от организаций (предпринимателей): ООО "Сколиолоджик.ру", предложение N 823 от 21.04.2022; Ottobock в Санкт-Петербурге, предложение N 96 от 21.04.2022; ФГБУ "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта" Минтруда России, расположенное в г. Санкт-Петербурге, предложение N 199/Х от 20.04.2022.
Также Отделением ФСС изучен рынок предложений от организаций (предпринимателей), расположенных в Северо-Западном Федеральном округе, осуществляющих изготовление протезов для инвалидов, в ходе которого установлено, что помимо вышеуказанных организаций, изготовлением протезов занимаются: ООО "Торговый дом "Гипромед"; ООО "Свобода ОРТО"; Санкт-Петербургский филиал ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда России.
При этом в вышеуказанном перечне отражена часть организаций, расположенных в г. Санкт-Петербург.
Количество организаций, расположенных в Северо-Западном федеральном округе значительно больше.
Объектом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения одного застрахованного лица.
Согласно пункту 6.2 извещения о доведении электронного аукциона и пунктом 2.1.2. проекта государственного контракта (приложение N 4 к извещению о проведении электронного аукциона) выполнение работ предполагает прием заказов, снятие мерок (приемка, индивидуальная подгонка (доработка) (при необходимости), а также выдача готовых изделий, которые должны осуществляться в городе Санкт-Петербурге.
Кроме этого установлен срок выполнения работ по обеспечению получателя протезами - не более 60 календарных дней с момента обращения получателя к исполнителю с направлением, выданным государственным заказчиком.
То есть, требование о месте выполнения работ установлено из представленных Синкевич А.Л. документов (заявление, ПРП к акту освидетельствования N 1561 от 07.09.2012), необходимости выполнения работ в установленные сроки с учетом снятия мерок (приемки, индивидуальной подгонки работки) изделий с участием застрахованного лица являющегося инвалидом и сведений о наличии в Северо-Западном федеральном округе организаций, выполняющих работы по изготовлению протезов нижних конечностей.
Следовательно, как верно установлено судом, установление в извещении о проведении электронного аукциона выполнения работ, включающих снятие мерок (приемка, индивидуальная подгонка (доработка) (при необходимости), выдачу готовых изделий - Северо-Западный федеральный округ связано с потребностью заказчика, защитой прав и законных интересов застрахованного лица, направлено на достижение наиболее благоприятного реабилитационного эффекта для застрахованного лица в установленные сроки.
Между тем, указанное требование не свидетельствует о создании для участников закупки неравных условий и ограничения конкуренции и не противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно положениям пунктов 5, 33(1), 34, 35.1 Положения N 286, а также то, что срок выполнения всех работ со дня получения списков или обращения инвалида (ветерана) к исполнителю составляет не более 60 дней, установление заказчиком в документации места выполнения работ, включающих обмеры (примерки), изготовление протеза по индивидуальным меркам, получение протезов нижних конечностей инвалидом, - Северо-Западный федеральный округ связано с потребностями, волеизъявлением конкретного инвалида и спецификой закупаемых работ (услуг), что также не противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, как верно установил суд, правовых оснований для признания Отделения ФСС нарушившим часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе у комиссии Управления не имелось.
Следовательно, верен вывод суда о том, что принятыми решением и предписанием Управления нарушены права и законные интересы Отделения ФСС как государственного заказчика, выполняющего функции по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного лица по несению расходов на изготовление и ремонт протезов для инвалида.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно удовлетворил заявленные требования Отделения ФСС, а оспариваемые решение и предписание комиссии Управления признал недействительными.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 ноября 2022 года по делу N А73-11101/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11101/2022
Истец: ГУ ХРО ФСС РФ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Металлэксперт", Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области