г. Челябинск |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А34-13350/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2024 по делу N А34-13350/2023.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, приняли участие представители:
Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области - Горячок Я.А. (доверенность от 10.08.2023, паспорт, диплом);
акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - Евграфова В.А. (доверенность от 30.12.2023, паспорт, диплом).
Акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - заявитель, АО "СУЭНКО") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными решений указанного лица, выраженных в письмах N 09-04-06640/23 от 11.07.2023 и N 09-04-08882/23 от 15.09.2023; об обязании Департамента принять решение о выдаче АО "СУЭНКО" разрешения на использование земельного участке без его предоставления и установления сервитута по заявлению АО "СУЭНКО" N И-ШЭС-2023-б/н от 04.09.2023 в срок не более чем через десять дней со дня вступления в силу решения суда (т. 1, л.д. 8-17).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2024 требования АО "СУЭНКО" удовлетворены (т. 1, л.д. 161-167).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что основной причиной всех отказов является отсутствие документа, указанного в подпункте 2 пункта 6 Порядка и условий размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (утв. постановлением Правительства Курганской области от 14.07.2015 N 220) (далее - Порядок), вместо которого прилагается проект документа (схемы). Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории утверждаются распоряжениями Департамента отдельной процедурой, которой предшествует формирование земельного (лесного) участка (его части) с установлением площади участка и его местоположения по материалам лесоустройства. Пропуск этой процедуры не позволяет получить указанные сведения в столь короткие сроки выдачи разрешения на размещение линейных объектов, установленные Порядком (10 рабочих дней). Приложение к заявлению проекта схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Порядком не предусмотрено. Доработка заявлений заявителем в процессе рассмотрения заявления Порядком также не предусмотрена, поэтому иные основания для отказа в выдаче разрешений на размещение линейных объектов, связанные с содержанием заявления, также являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Испрашиваемый для использования без предоставления (по разрешению) земельный участок земель лесного фонда в целях размещения объектов "МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 от опоры N331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ" расположен в пределах границ лесного участка, предоставленного в аренду для заготовки древесины ООО "МаксАл" по договору аренды лесного участка N 38-Др от 10.08.2010. Соответственно, выдача Департаментом разрешения в отношении предоставленного в аренду земельного участка является недопустимым. Кроме того, по вопросу полномочий Департамента на выдачу разрешений на использование лесных участков для размещения линейных объектов приведены в качестве аргумента выдержки из Лесного плана Курганской области, в то время как этот документ не является документом, устанавливающим полномочия Департамента. В статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и, соответственно, в Положении о Департаменте, полномочие на выдачу разрешений на использование земель лесного фонда для размещения линейных объектов отсутствует.
К апелляционной жалобе Департаментом приложены дополнительные доказательства - копии договора аренды лесного участка от 10.08.2010 N 38-ДР, характеристики лесного участка и его насаждений (приложение N 2 к договору аренды лесного участка от 10.08.2010 N 38-ДР), единого объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом в целях заготовки древесины лесном участке (приложение N 3 к договору аренды лесного участка от 10.08.2010 N 38-ДР), сроков внесения арендной платы (приложение N 4 к договору аренды лесного участка от 10.08.2010 N 38-ДР), акта приема-передачи лесного участка в аренду от 10.08.2010 N 1, объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке (приложение N 6 к договору аренды лесного участка от 10.08.2010 N 38-ДР).
К дате судебного заседания АО "СУЭНКО" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил приобщить приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства. Представитель заявителя возражал против приобщения к материалам дела представленных Департаментом на стадии апелляционного производства дополнительных доказательств.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из основных задач арбитражного судопроизводства является защита нарушенных прав.
В соответствии со статьей 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов.
В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Учитывая, что по смыслу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца пятого пункта 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, в связи с чем предоставленные ответчиком на стадии апелляционного производства дополнительные доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, принятия законного и обоснованного судебного акта.
При принятии дополнительных доказательств суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.06.2021 N 305-ЭС21-6304.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.07.2023 АО "СУЭНКО" обратилось в Департамент с заявлением N И-ШЭС-2023-0711 о выдаче разрешения на использование земель лесного фонда в квартале 51 выделах 10, 11, квартале 52 выделах 2, 19 Камышевского мастерского участка, Шадринского участкового лесничества Шадринского лесничества площадью 0,0776 га для размещения электросетевых объектов "МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 кВ от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ" с приложением к заявлению схемы границ, предполагаемых к использованию земель, и копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя.
Департамент письмом от 11.07.2023 N 09-04-06640/23 сообщил обществу, что к заявлению не приложена утвержденная схема размещения объекта на кадастровом плане территории, в связи с чем выдать разрешение на использование указанного лесного участка земель лесного фонда не представляется возможным, необходимо предварительно в установленном порядке утвердить схему размещения объекта на кадастровом плане территории.
В ответ общество письмом от 25.07.2023 N И-С-2023-11396 сообщило Департаменту, что действующим законодательством для выдачи разрешения утверждение схемы границ на кадастровом плане территории не предусмотрено, размещение объекта общества необходимо в связи с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с чем просит рассмотреть приложенное к письму заявление АО "СУЭНКО" от 24.07.2023 N И-ШЭС-2023-0805 о выдаче разрешения на использование лесных участков без их предоставления и установления сервитутов вместе со схемой границ.
В ответ Департамент письмом от 08.08.2023 N 09-04-07539/23 сообщил АО "СУЭНКО", что к заявлению не приложены документ, подтверждающий личность представителя, и утвержденная схема размещения объекта на кадастровом плане территории, в связи с чем выдать разрешение на использование указанного лесного участка земель лесного фонда не представляется возможным, необходимо предварительно в установленном порядке утвердить схему размещения объекта на кадастровом плане территории и направить в Департамент с заявлением о выдаче разрешения.
АО "СУЭНКО" письмом от 31.08.2023 N И-С-2023-13855 сообщило Департаменту, что схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории в количестве 3 экземпляров была приложена обществом к заявлению, действующим законодательством для выдачи разрешения утверждение схемы границ на кадастровом плане территории не предусмотрено, если утверждение данной схемы предусмотрено внутренними локальными актами Департамента, то общество просит предоставить соответствующее нормативное обоснование требования Департамента об утверждении схемы; размещение объекта общества необходимо в связи с осуществлением технологического присоединения объектов наружного освещения ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург-Шадринск-Курган, в связи с чем просило рассмотреть приложенное к письму заявление АО "СУЭНКО" N И-ШЭС-2023-б/н от 04.09.2023 о выдаче разрешения на использование лесных участков без их предоставления и установления сервитутов вместе со схемой границ.
Департамент по результатам рассмотрения данного заявления письмом от 15.09.2023 N 09-04-08882/23 сообщил АО "СУЭНКО", что в соответствии пп.2 п.6 Порядка и условий размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденных Правительством Курганской области от 14.07.2015 N 220, необходимо приложить к заявлению схему границ сервитута на кадастровом плане территории и после утверждения схемы границ общество вправе подать заявление в Департамент на выдачу разрешения на размещение линейного объекта.
Не согласившись с решениями Департамента от 11.07.2023 N 09-04- 06640/23 и от 15.09.2023 N 09-04-08882/23, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа в выдаче АО "СУЭНКО" разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Понятие линейного объекта содержится в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому под соответствующим термином понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Правила N 434).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, норм Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 названного Перечня без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Законом Курганской области от 23.04.2014 N 23 на территории Курганской области установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
Так, в пункте 1 статьи 2 данного Закона указан случай строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.
Следовательно, для размещения указанных в заявлениях АО "СУЭНКО" N И-ШЭС- 2023-0711 от 03.07.2023, N И-ШЭС-2023-0805 от 24.07.2023, N И-ШЭС-2023-б/н от 04.09.2023 объектов электросетевого хозяйства максимальным напряжением 10 кВ - МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 кВ от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ использование земельного (лесного) участка осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Курганской области от 14.07.2015 N 220 утверждены Порядок и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Порядок), на который имеется ссылка в оспариваемых решениях Департамента.
Согласно пункту 3 Порядка, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков (частей земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданного исполнительным органом государственной власти Курганской области или органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области, осуществляющим распоряжение соответствующими землями или земельными участками, по заявлению заинтересованного лица (физического или юридического лица, индивидуального Предпринимателя) или его представителя.
В силу пункта 4 Порядка, заявление о выдаче разрешения подается заявителем либо его представителем в уполномоченный орган.
Доводы Департамента об отсутствии полномочий по выдаче разрешения на использование участков лесного фонда несостоятельны.
Распоряжением Губернатора Курганской области от 03.04.2019 N 40- П-р утвержден Лесной план Курганской области, который действует с 01.01.2019 по 31.12.2028.
Согласно пункту 1.4.1 данного плана, леса, расположенные на землях лесного фонда, находятся в ведении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Постановлением Правительства Курганской области от 11.06.2021 N 155 название Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области изменено на Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Согласно подпункту 1, подпункту 6 пункта 3, пункту 24 "Положения о Департаменте гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области", утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 N 338, Департамент является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере регулирования использования природных ресурсов, является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере лесных отношений, выступает ответчиком в арбитражном суде в сфере использования лесов.
Таким образом, Департамент, осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с актом предварительного выбора лесного участка, лесной участок в кварталах 51; 52 и выделах 10,11; 2,19 площадью 0,0776 га относится к землям лесного фонда.
Поскольку необходимый Заявителю лесной участок в кварталах 51; 52 и выделах 10,11; 2,19 площадью 0,0776 га относится к землям лесного фонда, то общество правомерно обратилось с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного (лесного) участка в Департамент.
Вопреки доводам Департамента в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации, а государственные органы, осуществляющие делегированную им согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладают достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения.
Доводы апеллянта о том, что основной причиной всех отказов является отсутствие документа, указанного в подпункте 2 пункта 6 Порядка, вместо которого прилагается проект документа (схемы), судебной коллегией подлежат отклонению в силу следующего.
Исходя из содержания заявления общества о выдаче разрешения на использование земель лесного фонда и приложенные к нему документы, судом установлено, что лесной участок в квартале 51 выделах 10, 11, квартале 52 выделах 2, 19 Камышевского мастерского участка, Шадринского участкового лесничества Шадринского лесничества площадью 0,0776 га необходим обществу для размещения электросетевых объектов "МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 кВ от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ".
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Порядка к заявлению общества была приложена схема границ, предполагаемых к использованию земель.
Необходимая для получения разрешения схема границ предполагаемых к использованию земель, была приложена АО "СУЭНКО" и к заявлениям N И-ШЭС-2023-0805 от 24.07.2023, N И-ШЭС-2023-б/н от 04.09.2023.
Схема к указанным заявлениям содержит:
- наименование объекта - размещение МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 кВ от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ,
- площадь - 776 кв.м,
- категорию земель - земли лесного фонда, местоположение - Курганская область, Шадринский район,
- кадастровый номер кадастрового квартала, в котором расположены испрашиваемые земли - 45:20:050202,
- систему координат - МСК-45, зона 2 с указанием координат характерных точек границ территории,
- условные обозначения, в том числе характерных точек границ предполагаемых к использованию земель, ситуационный план в масштабе 1:7000.
Схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, приложенная обществом к заявлениям, поданным в Департамент, соответствовала требованиям подпункта 2 пункта 6 Порядка.
Общество обратилось за выдачей разрешения на размещение без предоставления земельного участка, установления сервитута, при котором не требуется образование земельного участка либо уточнение его границ в соответствии с положениями главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые отказы Департамента в выдаче обществу разрешений на использование находящихся в государственной собственности земельных участков для размещения электросетевых объектов "МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 кВ от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ", без предоставления указанных участков и установления сервитутов, не соответствуют вышеперечисленным нормам лесного и земельного законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем являются незаконными.
В апелляционной жалобе Департамент также приводит довод о том, что испрашиваемый для использования без предоставления (по разрешению) земельный участок земель лесного фонда в целях размещения объектов "МТП-10/0,4 кВ, КВЛ-10 от опоры N 331 ВЛ-10 кВ "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ" расположен на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины ООО "МаксАл" по договору аренды лесного участка N 38-Др от 10.08.2010, в связи с чем выдача Департаментом разрешения на предоставленном в аренду земельном участке противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства и законодательства Курганской области.
Между тем, в ходе рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции Департамент такого довода не приводил, в связи с чем данные обстоятельства не были предметом рассмотрения судом первой инстанции, соответственно, не нашли своей оценки в оспариваемом судебном акте.
Приводя новые доводы в суде апелляционной инстанции, заявитель апелляционной жалобы нарушает принцип состязательности, установленный статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, такое процессуальное поведение нельзя признать добросовестным.
Вместе с тем, с учетом положений статьи 33.39 Земельного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что вопрос возможности согласования места размещения линейного объекта должен быть исследован ввиду наличия факта пользования лесным участком иным лицом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судебной коллегией установлено, что в материалах дела имеется копия акта предварительного выбора лесного участка (т. 1, л.д. 66-69), который составлялся комиссионно с участием участкового лесничего, главного инженера филиала "Шадринские электрические сети" АО "СУЭНКО" и директора ООО "МаксАл".
В разделе 1 акта указано местоположение проектируемого лесного участка - кварталы 51 выдела 10,11 и 52 выделы 2,19 Шадринского лесничества Шадринского участкового лесничества, Камышевского мастерского участка. Местоположение и границы лесного участка указаны в схеме расположения проектируемого лесного участка.
В таблице 2 раздела 3 акта указано, что насаждения проектируемого лесного участка повреждены огнем от лесного верхового пожара средней интенсивности 07.05.2023.
В таблице 4 раздела 3 акта указан вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель предоставления лесного участка - для размещения электросетевых объектов "МТП - 10/0,4 кВ, КВЛ - 10 кВ от опоры N 331 ВЛ - 10 "Титово" до проектируемой МТП-10/0,4 кВ".
В разделе 4 указаны следующие виды разрешенного использования лесов в проектируемом лесном участке в кварталах 51, 52, в том числе: заготовка древесины; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В разделе 9 акта указано, что согласно лесохозяйственному регламенту Шадринского лесничества кварталы 51, 52 выделы 10, 11; 2, 19 Камышевского мастерского участка, Шадринского уч. Лесничества, в границах которых расположен проектируемых лесной участок, относятся к зоне планируемого освоения лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Данный акт подписан участковым лесничим и директором ООО "МаксАл" - Сухоруковым А.А. (с проставлением оттиска печати; полномочия указанного лица согласно данным ЕГРЮЛ действующие в настоящее время) без возражений и замечаний относительно размещения на этом лесном участке линейного объекта АО "СУЭНЖО" и возможности использования лесного участка одновременно несколькими лицами - ООО "МаксАл" и АО "СУЭНКО".
К акту прилагается схема расположения проектируемого лесного участка, в которой указаны вид использования лесов, цель предоставления лесного участка и в особых отметках номера кварталов, выделов и общая площадь, а также экспликация с географическими координатами той части лесного участка, где планируется размещение электросетевого объекта.
Данная схема расположения проектируемого лесного участка и географические координаты проектируемого лесного участка для размещения линейного объекты были согласованы участковым лесничим и директором ООО "МаксАл".
Наличие права пользования в виде аренды третьим лицом лесным участком в конкретных выделах кварталов, не является препятствием ни ООО "МаксАл" в заготовке древесины, ни АО "СУЭНКО" в размещении его электросетевых объектов.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным пользователям для осуществления разных видов деятельности.
В рассматриваемом случае заинтересованным лицом не представлено доказательств невозможности одновременного многоцелевого лесопользования спорным земельным (лесным) участком.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств возможности совместного одновременного использования лесного участка несколькими лесопользователями и согласовании обществом "МаксАл" размещения электросетевых объектов АО "СУЭНКО" на данном лесном участке, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 06.02.2024 по делу N А34-13350/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-13350/2023
Истец: АО "Сибирско-Уральская энергетическая компания"
Ответчик: Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области
Третье лицо: Арбитражный суд Курганской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд