г. Москва |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А41-64970/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "НефтеТрансСервси"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 ноября 2022 года по делу N А41-64970/22,
по иску акционерного общества "РН-Транс"
к акционерному обществу "НефтеТрансСервси"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу "НефтеТрансСервси" (далее - АО "НефтеТрансСервис", ответчик) о взыскании штрафа в сумме 66 499 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2022 года по делу N А41-64970/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "НефтеТрансСервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между АО "РН-Транс" (клиент) и АО "НефтеТрансСервис" (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции от 31.03.2021 N 4350021/0270Д, по условиям которого под транспортно-экспедиционными услугами, оказываемыми экспедитором понимаются услуги по предоставлению принадлежащего экспедитору на праве собственности или на праве аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга) вагонов для осуществления перевозки грузов (т. 2 л. д. 18-42).
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора экспедитор обязуется подавать под погрузку на станцию отправления в соответствии с заявкой и графиком погрузки груза, технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
В обоснование своих требований истец указал на то, что в нарушение условий договора, в ноябре 2021 года экспедитором были предоставлены вагоны, не пригодные под погрузку.
Так, в ходе налива груза на путях необщего пользования истцом выявлены неисправности у 39 вагонов-цистерн, что в подтверждение чего были составлены акты общей формы ГУ-23.
Согласно пунктам 7.4 и 7.6 договора в случае предоставления экспедитором вагонов, непригодных под погрузку, то есть не соответствующих требованиям договора, экспедитор обязан компенсировать клиенту все понесенные расходы включая НДС, а также уплачивает сверх затрат штраф в размере 3 % от суммы расходов клиента.
Как утверждает истец, в связи с предоставлением ответчиком вагонов, не соответствующим условиям договора, истцом на основании пунктов 7.4 и 7.6 договора был начислен штраф в сумме 66 499 руб. 58 коп. (64 562 руб. 70 коп. + 1 936 руб. 88 коп.).
Поскольку начисленный штраф не был оплачен ответчиком в добровольном порядке, АО "РН-Транс" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии с пунктом 4.1.2. договора экспедитор обязался подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны. Пригодность вагонов под погрузку в техническом и коммерческом отношении предполагает соответствие состоянии вагонов ЛД-3546-У требованиям, предъявляемым действующими на железнодорожном транспорте нормативными документам, ГОСТ "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение", действующему на дату погрузки, либо карте совместимости грузов, согласованной сторонами.
В нарушение условий договора, экспедитором представлены не пригодные под погрузку вагоны N 51591899, 54488499, 51907830, 50452663, 50946615, 51069375, 51530848, 56904402, 55599443, 54706536, 54250519, 57223901, 53881900, 50644913, 50343987, 56720899, 51907608, 50644145, 54256995, 51753390, 51567030, 51106680, 73972812, 50164110, 50938356, 51905768, 50389295, 75125542, 57290793, 54256920, 55950851, 54254321, 57559767, 50945310, 57135386, 50349885, 57623290, 50033661, 50654532.
Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы ГУ-23ВЦ N 11000000002449 от 16.11.2021, 11-000000002467 от 17.11.2021, 11-000000002471 от 17.11.2021, 11-000000002472 от 17.11.2021, 11-000000002477 от 18.11.2021, 11-000000002499 от 20.11.2021, 11-000000002505 от 21.11.2021, 11-000000002506 от 21.11.2021, 11-000000002509 от 22.11.2021, 11-000000002529 от 23.11.2021, 11-000000002537 от 24.11.2021, 11000000002546 от 25.11.2021, 11-000000002547 от 25.11.2021, 11-000000002553 от 25.11.2021, 11-000000002555 от 25.11.2021, 11-000000002556 от 25.11.2021, 11-000000002557 от 26.11.2021, 11-000000002580 от 28.11.2021, 11-000000002593 от 29.11.2021, 11-000000002596 от 29.11.2021, 11-000000002604 от 30.11.2021, 11-000000002607 от 30.11.2021, 11000000002610 от 30.11.2021, подписанными без замечаний и возражений, в том числе представителями ОАО "РЖД".
В связи с предоставлением экспедитором непригодных под погрузку вагонов, АО "РН-Транс" произведены маневровые работы по перестановке вагонов, что подтверждается актами на проведение маневровой работы. Затраты по проведению маневровых работ по перестановке непригодных под погрузку вагонов составили 64 562 руб. 70 коп.
Пунктом 7.4. договора предусмотрено, что в случае нарушения пункта 4.1.2. (прибытие технически неисправных вагонов, коммерчески не пригодных вагонов) Экспедитор обязан компенсировать клиенту все понесенные расходы (убытки) включая НДС и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% (трех процентов) от суммы убытков клиента (включая НДС).
В соответствии с пунктом 7.6. договора в случае предоставления экспедитором вагонов, непригодных под погрузку, т.е. несоответствующих требованиям настоящего договора (технически неисправных, коммерчески не пригодных вагонов), передислокация вагонов на указанную экспедитором станцию осуществляется за счет экспедитора. Также экспедитор несет все иные возникшие расходы, связанные с предоставлением непригодных к погрузке вагонов, в том числе связанные с ликвидацией последствий разливов.
Экспедитор возмещает расходы, понесенные клиентом в связи с предоставлением экспедитором вагонов, непригодных под погрузку, связанные с выкачкой/перекачкой грузов из непригодных к погрузке вагонов, на основании отчета о затратах с приложением копий первичных документов.
Экспедитор компенсирует клиенту понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% (трех процентов) (НДС не облагается) от суммы понесенных клиентом затрат (включая НДС) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента рассмотрения документов согласно срока указанного в пункте 5.5. настоящего договора на основании счета, счета-фактуры, отчета о затратах с приложением заверенных копий документов, подтверждающих понесенные затраты. В случае нарушения срока оплаты, клиент вправе потребовать от экспедитора уплаты неустойки за каждый день просрочки (НДС не облагается) от суммы задолженности перед клиентом. Размер процентов неустойки определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с даты оформления отчета по дату фактической оплаты.
Таким образом, с учетом штрафа 3%, сумма, подлежащая к взысканию с ООО "Трансойл" составляет 66 499 руб. 58 коп., из которых: расходы по проведению маневровых работ в сумме 64 562 руб. 70 коп. и штраф 3% в сумме 1 936 руб. 88 коп.
В актах общей формы о непригодности вагонов под погрузку имеется подпись представителя ОАО "РЖД".
Маневровые работы были произведены собственным локомотивом истца, о чем имеется отметка в актах на проведение маневровых работ.
При этом технология погрузки груза не позволяет производить налив груза, если в группе вагонов имеется вагон не пригодный под погрузку.
Таким образом, необходимо, чтобы подряд стояли вагоны пригодные под погрузку.
При изложенных обстоятельствах к возмещению предъявлены убытки, которые непосредственно связаны с предоставлением АО "НефтеТрансСервис" коммерчески и технически непригодных вагонов.
Заявитель апелляционной жалобы указал на то, что истец просит взыскать расходы, возмещение которых не предусмотрено договором, а именно, пунктом 7.4 договора не предусмотрено возмещение указанных расходов на маневровые работы по путям необщего пользования истца.
По мнению ответчика объективной необходимости в перестановке вагонов на путях истца не имелось, поскольку согласно данным, указанным в памятках приемосдатчика, имеющихся в материалах дела, вагоны подавались и убирались на пути необщего пользования истца одной группой, состоящей из всех - как пригодных, так и непригодных вагонов. Следовательно, отсутствовала необходимость перестановки непригодных вагонов внутри одного пути необщего пользования. При этом ни законом, ни договором права истца на отцепку забракованных к погрузке вагонов от группы не предусмотрено и, более того, материалами дела, а именно памятками приемосдатчика, опровергается факт разгруппировки вагонов (вагоны как подавались, так и убирались с путей истца также группой).
Исходя из изложенного ответчик полагает, что истцом не доказана причинно-следственную связь между понесенными им расходами и действиями ответчика.
Ответчик также указал, что все убытки истца основаны исключительно на односторонне составленных им документах.
Вышеуказанные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
По смыслу статьи 15 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Пунктом 7.4 договора предусмотрено, что в случае нарушения пунктов 4.1.2, 4.1.14, договора (при соблюдении условий пункта 4.2.5. настоящего договора) экспедитор обязан возместить клиенту все расходы (убытки) включая НДС, связанные с простоем/отстоем вагонов, в том числе находящихся в составе "брошенных" поездов за все время фактического простоя/отстоя, в том числе, но не ограничиваясь, затраты по организации отстоя, затраты по простою вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД"/АО "ЯЖДК" (где применимо), на станциях, примыкающих к станции погрузки, затраты на проведение маневровых работ и расходы по подаче/уборке вагонов со станции примыкания ОАО "РЖД"/АО "ЯЖДК" (где применимо) на пути необщего пользования, возникшие по вине экспедитора.
Документами, подтверждающими факт отстоя, простоя вагонов на путях общего пользования, являются акты формы ГУ-23, акты оказанных услуг по отстою, Ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости, другие документы, составленные перевозчиком. Клиент формирует отчет о затратах, к которому прикладываются копии счетов-фактур на понесенные расходы и счета-фактуры, перевыставленные клиентом по правилам Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Экспедитор компенсирует клиенту понесенные им расходы (убытки), включая НДС, и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% (трех процентов) (НДС не облагается) от суммы убытков клиента (включая НДС) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента рассмотрения документов согласно срока, указанного в пункте 5.5 настоящего договора, на основании счета, счета-фактуры, Отчета о затратах с приложением заверенных копий документов, подтверждающих понесенные затраты. В случае нарушения срока оплаты, клиент вправе потребовать от экспедитора уплаты неустойки за каждый день просрочки (НДС не облагается) от суммы задолженности перед клиентом. Размер процентов неустойки определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с даты оформления отчета по дату фактической оплаты.
В случае если в результате невыполнения/ненадлежащего выполнения экспедитором пункта 4.1.2. договора клиент (либо должностные лица - работники клиента) привлечен к административной ответственности, экспедитор уплачивает сверх компенсации убытков штраф в размере 100 % административного штрафа (НДС не облагается), уплаченного клиентом.
В соответствии с пунктом 4.1.2 экспедитор обязуется договора подавать под погрузку на станцию отправления в соответствии с заявкой и графиком погрузки груза, технически исправные и коммерчески пригодные вагоны, имеющие открытые регионы курсирования, соответствующие требованиям таможенных и иных контролирующих органов РФ для осуществления беспрепятственного курсирования (в том числе, но не исключительно, очищенные от таможенных формальностей), с приложением документа, подтверждающего пригодность вагона (акт годности по форме Приложения N N 14) или с приложением акта годности формы ВУ-20, если вагон прибыл после ППС под погрузку заявленного Груза. Пригодность вагонов под погрузку в техническом и коммерческом отношении предполагает соответствие состояния вагонов требованиям, предъявляемым действующими на железнодорожном транспорте нормативными документами, ГОСТ "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение", действующему на дату погрузки, либо карте совместимости грузов, согласованной сторонами (приложение N15).
Клиент имеет право по согласованию с экспедитором изменить вид наливаемых нефтепродуктов в вагоны, подготовленные под определённый груз.
Тип (калибр) вагона и грузоподъемность Вагона должны соответствовать паспортным данным Вагона формы ВУ-4-М, определяемым по электронным данным Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (ГВЦ ОАО "РЖД") и АС "ЭТРАН".
В случае выявления коммерческой и/или технической непригодности Вагона или несоответствия типа (калибра) или грузоподъемности вагона электронным сведениям ГВЦ ОАО "РЖД", либо иных обстоятельств, препятствующих перевозке груза в таком Вагоне (в том числе в случае, если вагон не принят к перевозке перевозчиком), Клиент направляет экспедитору уведомление по адресу, указанному в п. 4.2.6. Договора, или телефонограмму по тел. (495) 660-46-25. Непригодные вагоны оформляются актами общей формы ГУ-23 или иными актами, оформленными грузоотправителем. Экспедитор обязан в течение 12 (двенадцати) часов с момента получения уведомления оформить заготовку перевозочного документа на непригодный вагон в АС "ЭТРАН". Вагон считается непригодным для погрузки до установления экспедитором фактического типа (калибра) вагона и устранения препятствующих перевозке обстоятельств. Расходы, связанные с отправкой непригодного вагона от клиента, несет экспедитор.
Согласно пункту 4.1.14 договора экспедитор обязуется самостоятельно и за свой счет обеспечить простой/отстой вагонов, прибывших на станцию погрузки сверх Графика погрузки груза, действующего на соответствующую дату нахождения вагонов на станции, на путях общего пользования ОАО "РЖД"/акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания" (далее - АО "ЯЖДК") (где применимо), либо обеспечить самостоятельно и за свой счет передислокацию таких вагонов в течение 1 (одних) суток с момента получения письменного требования клиента об отводе вагонов.
Экспедитор возмещает клиенту документально подтвержденные затраты, связанные с нахождением вагонов экспедитора, прибывших сверх графика погрузки груза, на путях общего пользования ОАО "РЖД"/АО "ЯЖДК" (где применимо), в том числе находящиеся в составе "брошенных" поездов за все время фактического простоя/отстоя.
Экспедитор возмещает клиенту все понесенные расходы (убытки) включая НДС, связанные с нахождением вагонов экспедитора, прибывших сверх графика погрузки груза, на путях общего пользования ОАО "РЖД"/ АО "ЯЖДК" (где применимо), в том числе находящиеся в составе "брошенных" поездов за все время фактического простоя/отстоя, в порядке, установленном пунктом 7.4. договора.
Как следует из материалов дела, маневровые работы были произведены собственным локомотивом истца, о чем имеется отметка в актах на проведение маневровых работ. Технология погрузки груза не позволяет производить налив груза, если в группе вагонов имеется вагон не пригодный под погрузку. Следовательно, необходимо, чтобы подряд стояли вагоны пригодные под погрузку.
Таким образом, условия договора предусматривают возмещение экспедитором клиенту понесенных расходов, а также взимание штрафа, в случае представления непригодных под погрузку вагонов.
В пункте 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом на основании пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции от 31.03.2021 N 4350021/0270Д подписан ответчиком без замечаний и возражений, доказательств внесения в договор в установленном порядке изменений и дополнений в материалах дела не имеется.
Ответчик, являясь коммерческой организацией, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен был и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности, в том числе связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых по договору обязательств.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2022 года по делу N А41-64970/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64970/2022
Истец: АО "РН-Транс", АО НЕФТЕТРАНССЕРВИС
Ответчик: АО "НефтеТрансСервис"