г. Москва |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А41-27936/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Ивчиза диа" (ОГРН 1075047006022, ИНН 5025024820) - представитель не явился, извещен;
от Администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525, ИНН 5047009801) - представитель не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444)) - представитель не явился, извещен,
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904)- представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ивчиза диа" (ОГРН 1075047006022, ИНН 5025024820) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-27936/22, по исковому заявлению ООО "Ивчиза диа" к Администрации городского округа Химки о признании решения незаконным, третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ивчиза диа" (далее - ООО "Ивчиза диа") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, к Администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация), с требованиями- 1) признать незаконным решение Администрации городского округа Химки Московской области от 02.02.2022 N Р001-0785690693-54044569 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов", земельного участка с кадастровым номером 50:10:0030101:1077, площадью 2 668 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд.
2) обязать Администрацию городского округа Химки Московской области принять решение о передаче в собственность без проведения торгов за плату в размере 15% от кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером 50:10:0030101:1077, площадью 2 668 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд, в указанных в заявлении координатах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-27936/22 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ивчиза диа" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание: административное здание КЭЧ, 2 этажа, общей площадью 955 кв.м., кадастровый номер: 50:10:0030101:146, распложенное на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0030101:1077, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд, стр. 10.
Заявитель обратился в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:0030101:1077, площадью 2 668 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. 2-й Северный проезд.
Решением Администрации городского округа Химки Московской области от 02.02.2022 N Р001-0785690693-54044569 заявителю в предоставлении услуги отказано, со ссылкой на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, в соответствии с которым земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, признал требования необоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
. В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ).
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги содержатся в статье 14 Федерального закона N 210-ФЗ. Распоряжением МИО МО от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Государственной услуги запрашивает, в том числе и заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности земельного участка приложением, содержащим заключения ЦИОГВ о возможности последующего предоставления земельного участка (п. 11.1.8. Административного регламента).
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
В отсутствие такого документа факт отнесения земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтвержден документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены императивные (властные) нормы по ограничению в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
В отсутствие такого документа факт отнесения земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтвержден документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены императивные (властные) нормы по ограничению в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).
Распоряжением МИО МО от 31.05.2021 N 15ВР-883 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее - Административный регламент).
Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Государственной услуги запрашивает, в том числе и заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности земельного участка приложением, содержащим заключения ЦИОГВ о возможности последующего предоставления земельного участка (п. 11.1.8. Административного регламента).
В соответствии с заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 50-1143, постановлением Правительств Москвы и Московской области от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства.
Согласно пункту 13.2.33 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является, и в том числе, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Дополнительными основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основаниям, указанным в пункте 13.3.10, являются, в том числе и расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения, пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ устанавливалось, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из пояснений Минэкологии следует, что в соответствии с решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП" (далее - Решение N 500-1143) земельный участок с кадастровым номером 50:10:0030101:1077 расположен во II поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
На основании п. 2.1 приложения N 2 к Решению N 500-1143 определена граница охранных зон пояса канала им. Москвы.
В зону санитарной охраны II пояса входит территория бассейнов рек и их притоков, поверхностный сток с которых поступает в водохранилища Икшинское и Клязьминское; километровая полоса в обе стороны от уреза воды в канале на всем протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно; зона второго пояса Икшинского водохранилища.
В соответствии с картографическими материалами ведомственной информационной системы Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ориентировочное расстояние от уреза воды в канале им. Москвы до границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0030101:1077 составляет 600 м. от ручья - притока реки Клязьма 2 порядка.
Решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 50-1143 и постановлением Правительств Москвы и Московской области от 17.12.2019 N 1705- ПП/970/44 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0030101:1077 полностью расположен во II поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
На основании изложенного, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0030101:1077 полностью расположен во II поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы в соответствии с Решением N 500-1143.
При таких обстоятельствах, законных оснований для предоставления на праве собственности земельного участка, расположенного во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на дату принятия оспариваемого решения (02.02.2022) у администрации не имелось.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (п. 3 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-27936/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27936/2022
Истец: НП ДАЧНОЕ "ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС "МАЛИНО", ООО "Ивчиза Диа"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ