г. Санкт-Петербург |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А56-119413/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Серебровой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Куренковой Е.М.,
при участии: от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" представителя Гудаковой М.А. (доверенность от 19.09.2022), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга представителя Киршина А.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 16.02.2023 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22733/2022) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 по делу N А56-119413/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВХВ", адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д. 28, лит. Я, пом. 1-Н, ОГРН 1027807594110, ИНН 7814102131 (далее - Общество), об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловыми сетями Предприятия путем выноса/демонтажа автостоянки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, участок 3 (у дома 28, литера И) с кадастровым номером 78:34:0412003:1003 из границ охранной зоны тепловой сети.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Прокуратура Приморского района Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга.
Решением от 02.06.2022 в иске отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, требования истца удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, из толкования положений статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон N 190-ФЗ) следует, что охранные зоны устанавливаются в силу закона, при этом вывод суда об отсутствии доказательств ограничения доступа к тепловой сети истца неверен, поскольку с учетом постоянного занятия участка транспортными средствами необходимый Предприятию доступ к сети не обеспечен, что препятствует проведению аварийных и плановых работ в установленные нормативные сроки (в пределах 8-ми, 13-ти, 20-ти, 24-х и 30-ти часов с момента обнаружения технологического нарушения); в соответствии с пунктом 5 Правил охраны тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила N 197), в охранных зонах тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе устраивать остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов и т.п.; действия ответчика по размещению в установленной в силу закона охранной зоне теплосетей объекта и воспрепятствование истцу в осуществлении его обязанностей как эксплуатирующей организации, сопровождается повышенной вероятностью возникновения аварийного нарушения процесса теплоснабжения, увеличением периода устранения аварий и неисправностей, препятствует своевременному доступу к объекту аварии, влияет на безопасность транспортировки тепловой энергии, а также несет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу; что касается вывода суда первой инстанции о том, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об утверждении границ охранной зоны тепловой сети, истец указал, что в силу положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) охранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ), при этом пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату подачи иска) установлено, что до 01.01.2025 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 одним из указанных в пункте способов, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории, при этом таким нормативным актом являются Правила охраны тепловых сетей, в соответствии с пунктом 4 которых охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
В отзыве на жалобу Комитет полагал жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению, указал, что права истца действиями ответчика не нарушены, угроза безопасности жизни, здоровью и имуществу граждан отсутствует; земельный участок под гостевую парковку предоставлен Обществу в установленном порядке на основании договора аренды от 20.02.2007 N 17/ЗК-04221; участок используется ответчиком длительный период времени, а обязательства по договору добросовестно исполняются им; удовлетворение иска повлечет ограничение возможности использования земельного участка, а, следовательно, приведет к существенному изменению условий договора аренды; Предприятием не представлено доказательств, свидетельствующих о создании Обществом реальных препятствий для доступа к занятой тепловыми сетями части земельного участка, при этом приведенные истцом доводы не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами; с учетом изложенного, Общество не может быть лишено законного права владения и пользования земельным участком на условиях, на которых этот участок ему был предоставлен.
В судебном заседании апелляционный суд разъяснил сторонам, что по делу N А56-119395/2021 с аналогичными обстоятельствами судом кассационной инстанции оставлено без изменения постановление апелляционного суда от 16.11.2022, которым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Предприятия к хозяйствующему обществу об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловыми сетями Предприятия путем выноса/демонтажа автопарковки из границ охранной зоны тепловых сетей было отменено, а заявленные требования удовлетворены.
Представитель Предприятия доводы своей апелляционной жалобы поддержал, полагал, что организованная Обществом гостевая парковка подлежит выносу за пределы границ охранной зоны тепловых сетей, указал, что требования не касаются всего арендованного земельного участка, а лишь той его части, которая попадает в охранную зону.
Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета от 25.04.2019 N 1000-РЗ Предприятию на праве хозяйственного ведения переданы тепловые сети, в том числе тепловая сеть 1974 года постройки протяженностью 106 128 м с кадастровым номером 78:34:0000000:8809, реестровый номер 0025К691100000, ограниченная с северной стороны Шуваловским проспектом, с северо-восточной стороны Елисеевской улицей, с восточной стороны Фермским шоссе, с юго-восточной стороны Коломяжским проспектом, с южной стороны проспектом Испытателей, с западной стороны Планерной улицей, с северо-западной стороны Плесецкой улицей.
Согласно выписке из ЕГРН от 01.08.2019 указанная тепловая сеть проходит, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 78:34:0412003:1003, видом разрешенного использования которого является размещение объектов транспорта (под гаражи и автостоянки).
Названный земельный участок площадью 2 252 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, уч. 3, (у дома 28, лит. И), передан Обществу (арендатор) по договору от 20.02.2007 N 17/ЗК-04221 с Комитетом (арендодатель) под гостевую парковку (код 11.4 согласно ведомости инвентаризации земельного участка по функциональному использованию ГУИОН от 20.04.2007 N 0618 Г-07/1).
Согласно пункту 2.2 договора на участке имеются зоны магистральных канализационных сооружений (484 кв. м), воздушных линий электропередач (1 621 кв. м), градостроительных ограничений (2 252 кв. м), магистральных сетей водоснабжения (194 кв. м). Указанные ограничения использования земельного участка также зарегистрированы в установленном порядке в ЕГРН.
В связи с переходом тепловой сети в хозяйственное ведение Предприятия, последним в целях исключения потенциальной угрозы жизни, здоровью, имуществу третьих лиц комиссией в составе сотрудников Предприятия, без присутствия владельца участка, были проведены осмотры земельного участка на предмет соблюдения законодательства о размещении объектов в пределах охранных зон тепловых сетей, по результатам которых установлено, что в границах охранной зоны сетей расположена автостоянка, о чем составлены акты от 25.12.2019 и 14.05.2021.
В связи с выявленными обстоятельствами Обществу было направлено предписание от 29.03.2021 об освобождении названной охранной зоны тепловой сети 2 Ду 700 мм от гостевой парковки.
Поскольку указанное предписание Обществом исполнено не было, Предприятие направило в адрес последнего претензию от 05.10.2020 N 07-14/47045 об устранении выявленных нарушений, а впоследствии обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции отказал в иске, придя к выводу о том, что Общество правомерно использует земельный участок на условиях договора аренды, размещение парковки согласовано Комитетом по градостроительству и архитектуре письмами от 30.06.2006 и 27.01.2014, а истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об утверждении границ охранной зоны упомянутой тепловой сети.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу статей 304, 305 ГК РФ собственник, а также иной титульный владелец имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
По смыслу приведенных норм права, а также данных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснений в предмет доказывания по негаторному иску входят: наличие права собственности или иного вещного права у истца, наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения, обстоятельства, подтверждающие противоправность воспрепятствования ответчиком правомерному использованию собственником своего имущества, не соединенного с лишением владения.
Из искового заявления следует, что Предприятие обратилось с требованием об обязании Общества устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловыми сетями Предприятия путем выноса гостевой автостоянки из границ охранной зоны тепловой сети, переданной на праве хозяйственного ведения истцу.
Судом первой инстанции установлено, что Общество занимает спорный земельный участок на основании договора аренды, и использует его в соответствии с его целевым назначением под гостевую парковку (код 11.4 согласно ведомости инвентаризации земельного участка по функциональному использованию ГУИОН от 20.04.2007 N 0618 Г-07/1; пункт 1.2 договора аренды).
Согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В соответствии с пунктами 1 - 3 Типовых правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу пункта 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Типовых правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе устраивать остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и тому подобное.
Положениями Закона N 190-ФЗ, а также пунктом 17 Типовых правил N 197 установлены обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения.
Из содержания пункта 17 Типовых правил N 197 следует, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Принимая во внимание изложенные правовые положения, размещение автостоянки в местах охранных зон тепловых сетей не допускается ввиду прямого запрета, установленного пунктом 5 Типовых правил N 197.
Так, факт нахождения тепловой сети на арендуемого земельном участке подтвержден, в том числе выпиской из ЕГРН, согласно которой тепловая сеть расположена, в том числе в границах арендуемого Обществом земельного участка. То обстоятельство, что в ЕГРН не внесены сведения о границах охранной зоны, не может свидетельствовать о том, что такая зона не установлена с учетом положений пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату подачи иска).
Доказательств согласования истцом размещения парковки в охранной зоне в материалы дела не представлено. Вопреки выводам суда первой инстанции письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.06.2006 и 27.01.2014, на которые ссылался в своем отзыве от 24.02.2022 Комитет, фактически в материалы дела представлены не были.
В свою очередь, ссылки суда первой инстанции как на основание для отказа Предприятию в удовлетворении заявленных требований на то, что истцом не представлены в материалы доказательства, непосредственно доказывающие, что Общество совершает противоправные действия или иные действия, нарушающие права и законные интересы истца, ошибочны, поскольку запрет на размещение в охранной зоне тепловых сетей автостоянок, временных сооружений и заборов прямо предусмотрен пунктом 5 Типовых правил N 197.
Размещение в охранной зоне парковки само по себе является нарушением права хозяйственного ведения истца и свидетельствует о наличии препятствий для доступа к тепловым сетям Предприятия для их нормальной и безопасной эксплуатации и обслуживания, а также создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц. Как следует из акта осмотра территории от 19.05.2022 N 22 и материалов фотофиксации, являющихся приложением к нему, арендуемый участок огорожен, на нем постоянно расположены припаркованные машины, в том числе и в границах охранной зоны.
С учетом изложенного, принимая во внимание подтвержденное материалами дела размещение Обществом парковки в границах охранной зоны тепловых сетей Предприятия, препятствующее нормальному пользованию тепловыми сетями и их обслуживанию, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2022 по делу N А56-119413/2021 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ВХВ" устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловыми сетями государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" путем выноса/демонтажа автопарковки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, участок 3 (у дома 28, литера И) с кадастровым номером 78:34:0412003:1003 из границ охранной зоны тепловой сети.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВХВ" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 9000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119413/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "ВХВ"
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, Прокуратура Приморского района Санкт-Петербурга, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору