город Омск |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А75-9888/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-381/2023) общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2022 по делу N А75-9888/2022 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ОГРН 1138617000906, ИНН 8617031860, адрес: 628450, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, микрорайон Сургутский, городской поселок Барсово, поселок городского типа Барсово, дачное некоммерческое партнерство дачное некоммерческое товарищество Светлое, дом 6) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048603861360, ИНН 8617011328, адрес: 628408, город Сургут, улица Республики, 73, 1), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622 ИНН 8601024258, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, 2), Дьякова Дмитрия Владимировича и Годжаева Атакиши Тахар оглы, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Чобан С.Н. (по доверенности от 07.11.2022 сроком действия 1 год),
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Мартемьянов А.Б. (по доверенности от 01.06.2022 сроком действия 2 года), Васильченко А.А. (по доверенности от 29.08.2022 сроком действия 2 года, диплом от 25.07.2002 N 1428),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - заявитель, общество, ООО "Ресурс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, налоговый орган, инспекция, МИФНС России N 11 по ХМАО-Югре) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 24.11.2021 N 10505А, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФНС России по ХМАО-Югре, Управление, вышестоящий налоговый орган), Дьяков Дмитрий Владимирович (далее - Дьяков Д.В.) и Годжаев Атакиши Тахар оглы (далее - Годжаев А.Т.о.).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2022 по делу N А75-9888/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ресурс" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что материалами дела подтверждается заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале общества - так, в период приостановления государственной регистрации, налоговым органом направлен запрос нотариусу, в ответ на который нотариус Поветкин Е.Л. подтвердил факт совершения сделки и дееспособность лиц. Кроме того, налоговым органом проведен опрос участника общества Дьякова Д.В. и Годжаева А.Т.о. по обстоятельствам сделки, где участники сделки подтвердили факт ее совершения и расчетов. По мнению подателя апелляционной жалобы, налоговым органом прямо не указаны правовые основания и допущенные обществом нарушения, которые привели к принятию оспариваемого решения.
МИФНС России N 11 по ХМАО-Югре в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не соглашается с доводами общества, просит оставить оспариваемое решение без изменения.
ООО "Ресурс" представлены возражения на отзыв инспекции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель УФНС России по ХМАО - Югре с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения.
Общество, Дьяков Д.В., Годжаев А.Т.о., надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Дьяковым Д.В. и Годжаевым А.Т.о. заключен договор купли-продажи 100% доли в уставном капитале ООО "Ресурс", подписи в договоре удостоверены нотариусом Поветкиным Е.Л.
19.10.2021 в адрес инспекции в целях регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ, путем электронного направления от нотариуса Поветкина Е.Л. в отношении ООО "Ресурс" представлено "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" по форме N Р13014 (вх. N 10505А).
26.10.2021 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений. В решении указано, что заявитель имеет право в срок до 14.11.2021 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Основанием для вынесения решения от 26.10.2021 N 10505А о приостановлении государственной регистрации послужило наличие у регистрирующего органа сведений о намерении Дьякова Д.В. передать долю в уставном капитале Годжаеву А.Т.о с целью ухода от обязательств ООО "Ресурс" перед третьими лицами, в том числе и налоговым органом, а также об отсутствии у Годжаева А.Т.о возможности осуществления управления ООО "Ресурс".
24.11.2021 налоговым органом принято решение N 10505А об отказе в государственной регистрации внесения изменений об участнике общества на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
01.12.2021 указанное решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган, решением которого от 22.02.2022 N 07-17/02759@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ в государственной регистрации нарушает его права и охраняемые законом интересы, ООО "Ресурс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.11.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регламентированы Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.
Статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривается, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменения.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В абзацах втором и третьем пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения. При этом в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 данной статьи.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что отказ в государственной регистрации был вынесен на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ по причине представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Налоговый орган установил, что передача доли в уставном капитале общества осуществлялась с целью ухода от обязательств ООО "Ресурс" перед третьими лицами, в том числе и налоговым органом.
Апелляционный суд поддерживает выводы налогового органа, принимая во внимание следующую совокупность обстоятельств.
Как следует из материалов настоящего дела, на основании представленного заявления по форме N Р13014 в ЕГРЮЛ предполагалось внести изменения в сведения об участниках общества (о прекращении участия в ООО "Ресурс" Дьякова Д.В. и о внесении сведений в ЕГРЮЛ о новом участнике ООО "Ресурс" Годжаеве А.Т. о.).
Вместе с тем, ввиду сомнений в достоверности представленных сведений об изменении состава участников общества, регистрирующим органом 26.10.2021 принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО "Ресурс".
В ходе мероприятий налогового контроля регистрационным органом установлено, что общество зарегистрировано 10.12.2013, адрес регистрации: Сургутский район, пгт. Барсово, ДНТ "Светлое", д. 6, 628450. Основным заявленным видом деятельности является: торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. В собственности объекты недвижимого имущества отсутствуют. Должностные лица организации: с 04.09.2020 генеральным директором является Дьяков Д.В., с 29.03.2018 по 03.09.2020 руководителем ООО "Ресурс" являлся Деревянченко А.В.
В отношении ООО "Ресурс" инспекцией проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности с целью определения налогоплательщика в качестве "выгодоприобретателя" за период 3-4 квартал 2019 года. При проведении анализа установлены следующие критерии риска:
1. Наличие взаимоотношений по книге покупок анализируемого юридического лица с контрагентами, имеющими высокий уровень налогового риска.
2. Установлено расхождение вида "разрыв" с контрагентами, имеющими средний уровень налогового риска, либо не подавшими декларацию по НДС.
3. По результатам анализа банковских выписок присутствуют расчеты с недобросовестными контрагентами - поставщиками.
4. В книге покупок и в журнале полученных счетов-фактур анализируемого налогоплательщика присутствуют контрагенты, отнесенные к категории "Однодневка" и "Техническая компания".
5. Занижение объекта налогообложения по транспортному налогу в отношении налогоплательщиков, не представивших декларации по транспортному налогу или не заявивших объект налогообложения.
6. Коэффициент начисленных налогов ниже отраслевого коэффициента и ниже среднеотраслевого коэффициента по Российской Федерации, а также ниже среднеотраслевого коэффициента по субъекту Российской Федерации.
Налоговая нагрузка общества ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности): в 2018 году составил - 1,60 (среднеотраслевой коэффициент по субъекту Российской Федерации в 2018 году равен - 1,65); в 2019 году - 1,68 (среднеотраслевой коэффициент по субъекту Российской Федерации в 2019 году равен - 1,77); в 2020 году - 0,51 (среднеотраслевой коэффициент по субъекту Российской Федерации в 2020 году равен - 1,88).
7. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период: доля вычетов по НДС составила в 2018 году 95,5 %, в 2019 году - 93,2 %, в 2020 году - 97,7 %.
8. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (с целью минимизации сумм НДС к уплате в бюджет, налогоплательщик вовлекает в предпринимательскую деятельность сомнительные лица).
Согласно условиям договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО "Ресурс" от 18.10.2021, предоставленного нотариусом Поветкиным Е.Л., доля в уставном капитале оценена в 4 010 000 руб., при этом расчет произведен между сторонами сделки наличными денежными средствами до момента заключения договора.
В отношении Годжаева А.Т.о. налоговым органом установлено, что сведения о получении доходов от деятельности по форме 2-НДФЛ в отношении Годжаева А.Т.о. за период с 2017-2020 гг. отсутствуют, в 2021 году получен доход в ООО "УК НКС" в размере 12 187 руб. Руководителем и учредителем иных юридических лиц Годжаев А.Т.о. согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, не является, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.
Согласно сведениям, имеющимся у инспекции, Годжаев А.Т.о. не имеет зарегистрированных на праве собственности объектов, кроме автомобиля модели ГАЗ 3110 (1999 года выпуска). За период с 2019 года до проведения налогового мероприятия имущество Годжаевым А.Т.о. не отчуждалось.
Указанные обстоятельства позволили инспекции сделать обоснованный вывод об отсутствии у Годжаева А.Т.о. финансовых ресурсов для оплаты доли в уставном капитале.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что цена доли в заявлениях является опечаткой, является не подтвержденным и противоречит позиции, занимаемой при рассмотрении спора в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции учитывает также, что налоговым органом были получены сведения, позволяющие определить ООО "Ресурс" в качестве "проблемной" организации.
Налоговым органом проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности общества, которым установлены факты взаимодействия с формально-легитимными организациями: ООО "ДРИМНЕФТЬ" ИНН 7701996625, ООО "АМПЕР" ИНН 8602173260, ООО "СИБТРАНСГАЗ" ИНН 8602197366, ООО "ЮС-ЛК" ИНН 8602263322, ООО "СУРГУТНЕФТЕГРУПП" ИНН 8602284996, ООО "САМИТИ" ИНН 7017451460.
Общая сумма сделок по взаимоотношениям с формально-легитимными организациями составляет 89 628 тыс. руб., при этом согласно банковским выпискам ООО "Ресурс" перечислены денежные средства в адрес указанных организаций в размере 59 615 тыс. руб., причем в адрес ООО "ДРИМНЕФТЬ" и ООО "АМПЕР" оплата не производилась (сумма сделок 30 661 тыс. руб.), в адрес ООО "СУРГУТНЕФТЕГРУПП" и ООО "ЮС-ЛК" произведена оплата на сумму всего 472 тыс. руб. (сумма сделок 30 104 тыс. руб.).
По мнению налогового органа, данные обстоятельства могут свидетельствовать о создании ООО "Ресурс" схемы фиктивного документооборота с указанными контрагентами в отсутствие реальной поставки товаров с целью получения налоговой выгоды (общая сумма заявленных вычетов по НДС составила 13 630 тыс. руб.).
В адрес общества были направлены требования о предоставлении документов и информации по взаимоотношениям с контрагентами, отраженными в расходной и доходной части банковской выписки.
ООО "Ресурс" письмом N 29286 от 25.10.2021 направлено ходатайство о продлении срока предоставления документов в связи с большим объемом запрашиваемых документов.
После получения требований о представлении документов по взаимоотношениям с указанными контрагентами ООО "Ресурс" 19.10.2021 представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N Р13014.
С учетом данных фактических обстоятельств налоговый орган верно определил заключение договора купли-продажи доли как попытку Дьяковым Д.В. сменить учредителя ООО "Ресурс" после того, как ему стало известно о проведении инспекцией мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов ООО "Ресурс", обладающих, по мнению налогового органа, признаками формально-легитимных организаций.
Как следует из материалов дела, 27.12.2021 инспекцией принято решение N 25 о проведении в отношении ООО "Ресурс" выездной налоговой проверки за период 2018-2020 годы. Указанное решение получено Дьяковым Д.В. лично 29.12.2021.
Как указывает инспекция, в ходе проведения выездной налоговой проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о фактическом прекращении деятельности ООО "Ресурс" к концу 2021 года, выводе за период 2019-2021 годов значительного объема денежных средств учредителем Дьяковым Д.В., наличии кредиторской задолженности, значительно превышающего размер средств для её погашения (72 млн.руб. к 19 млн.руб.).
Совокупность доказательств, собранных налоговым органом, свидетельствует о наличии у Дьякова Д.В. намерения передать долю в уставном капитале Годжаеву А.Т.о. с целью ухода от обязательств ООО "Ресурс" перед третьими лицами, в том числе и налоговым органом, а также об отсутствии у Годжаева А.Т.о. возможности приобрести долю в уставном капитале и осуществлять управление ООО "Ресурс".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.11.2022 по делу N А75-9888/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9888/2022
Истец: ООО "РЕСУРС"
Ответчик: МИФНС N 11 по ХМАО-Югре
Третье лицо: Годжаев Атакиши Тахар оглы, Дьяков Д В, УФНС по ХМАО- Югре