г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А16-1127/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие": представитель не явился;
от государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Гарант-Сервис": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие"
на решение от 07.12.2022
по делу N А16-1127/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие" (ОГРН 1192724003218, ИНН 2722125115)
к государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (ОГРН 1037900043235, ИНН 7901025405)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант-Сервис"
о признании незаконным решения от 28.04.2022 N 259 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Еврейской автономной области;
об обязании повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Гарант-Сервис"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие" (далее - ООО "УК Стройразвитие", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - инспекция, ГЖИ) от 28.04.2022 N 259 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Еврейской автономной области, об обязании ГЖИ повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант-Сервис".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант-Сервис" (далее - ООО "УК "Гарант-Сервис", компания).
Определением от 11.05.2022 отказано в удовлетворении заявления ООО "УК Стройразвитие" о принятии обеспечительной меры в виде приостановления внесения изменений в реестр лицензий Еврейской автономной области в отношении многоквартирного дома N 30 по ул. Вокзальной в п. Приамурский Смидовичского района Еврейской автономной области (далее - дом N 30) в части его исключения из лицензии ООО "УК Стройразвитие" на основании оспариваемого решения.
Решением суда от 07.12.2022 в удовлетворении требований ООО "УК Стройразвитие" отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, ООО "УК Стройразвитие" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: при организации и проведении внеплановой проверки, ГЖИ надлежало руководствоваться положениями части 3 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и частью 3 статьи 198 ЖК РФ, во всем остальном - положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, чего сделано не было; нет приказа о проведении проверки, а также - акта проверки, то есть ГЖИ не соблюдена процедура внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, установленная Порядком от 25.12.2015 N 938/пр - допущенные нарушения являются существенными и привели к принятию неправильного решения ГЖИ; так как в распоряжении ГЖИ имелись противоречивые сведения, относительно избрания управляющей компании, то у нее имелась обязанность провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов указанных собраний; ГЖИ составлена только докладная-заключение, в связи с чем ГЖИ нарушены требования подпункта "а" пункта 15 Порядка N 938/пр; решением от 15.04.2022 N 247 приостановлено рассмотрение заявления ООО УК "Гарант-Сервис" до 29.04.2022, при этом решение о внесении изменений в реестр лицензий вынесено ГЖИ на день раньше 28.04.2022, а не 29.04.2022, как установлено решением от 15.04.2022 N 247.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "УК Стройразвитие" на основании договора управления от 23.04.2019 N 1/30 осуществляло управление многоквартирным жилым домом N 30 по ул. Вокзальной в п. Приамурском Смидовичского района Еврейской автономной области.
Собственниками помещений названного МКД приняты решения о расторжении договора управления с ООО "УК Стройразвитие", выборе способа управления домом - управление управляющей компанией и заключении договора управления с ООО УК "Гарант-Сервис".
Указанные решения оформлены протоколом от 26.03.2022 N 1/2022 и доведены до сведения ООО "УК Стройразвитие" 01.04.2022, путем направления уведомления о расторжении договора управления, а также копии решения собственников с приложениями.
Между ООО "УК "Гарант-Сервис" и собственниками дома N 30 заключен договор управления от 28.03.2022 N 1/19.
ООО УК "Гарант-Сервис" 05.04.2022 разместило в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) заявку о включении сведений о доме N 30 в реестр лицензий субъекта РФ и подало в инспекцию уведомление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Еврейской автономной области (далее - Реестр), приложив копию договора управления, оригинал протокола собрания собственников дома N 30 от 26.03.2022 N 1/2022, копию уведомления ООО "УК Стройразвитие" о принятом собственниками решении о смене управляющей компании.
По результатам проверки представленных документов на основании подпункта "в" пункта 7, подпункта "в" пункта 10, пункта 16 Порядка N 938/пр в связи с отсутствием заявления общества о прекращении, расторжении договора управления домом N 30, ГЖИ приняла решение от 15.04.2022 N 247 о приостановлении рассмотрения заявления компании о внесении изменений в Реестр до 29.04.2022.
Выводы по проверке изложены в докладной-заключении от 15.04.2022.
Копия решения направлена в адрес ООО "УК "Гарант-Сервис" 15.04.2022 по электронной почте.
15.04.2022 ООО "УК Стройразвитие" по электронной почте было направлено информационное письмо о поступлении в инспекцию заявления компании о внесении изменений в Реестр относительно дома N 30 и оригинала протокола общего собрания собственников названного дома, указано на необходимость направления в адрес ГЖИ заявления о внесении изменений в Реестр, а также о необходимости размещения в ГИС ЖКХ заявки на исключение спорного МКД из перечня домов, находящихся в управлении общества.
Аналогичное требование изложено в письме ГЖИ от 19.04.2022., где также ГЖИ отказала ООО "УК Стройразвитие" в проведении внеплановой документарной проверки в связи с поступлением заявления от компании, предложив ознакомиться с оригиналом протокола собрания собственников и приложений к нему.
Рассмотрев имеющиеся в ее распоряжении документы, инспекция приняла решение от 28.04.2022 N 259 о внесении в Реестр изменений в отношении ООО "УК Стройразвитие" и ООО "УК "Гарант-Сервис" с 01.05.2022: об исключении дома N 30 из перечных домов, находящихся в управлении ООО "УК Стройразвитие", и включении указанного дома в перечень домов, находящихся в управлении компании.
Результаты проверки зафиксированы в докладной-заключении от 28.04.2022, копии решения направлены в адрес ООО "УК Стройразвитие" и компании электронной почтой 28.04.2022.
ООО "УК Стройразвитие", не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно положениям частей 1, 2, 3, 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем); Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 1 и части 8 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной или в электронной форме путем составления документа, подписанного сторонами; изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ.
Также частью 2 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 названной статьи орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок, Порядок N 938/пр), которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Согласно пунктам 1, 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ.
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего указанные в настоящем пункте сведения.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса.
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Если в орган государственного жилищного надзора поступило заявление о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Порядка N 938/пр принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления.
При приостановлении рассмотрения заявления по данному основанию орган государственного жилищного надзора проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр (подпункт "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение.
Из материалов дела следует, что согласно протоколам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 30 от 26.03.2022 в форме очно-заочного голосования собственниками принято решение о досрочном расторжении договора управления с ООО "УК Стройразвитие" и об избрании в качестве управляющей организации ООО УК "Гарант-Сервис".
В ГЖИ в отношении спорного дома поступили сведения от вновь избранной управляющей организации, обратившейся с заявлением о внесении изменений в Реестр о включении сведений об управлении домом N 30 с приложением решения собрания собственников помещений многоквартирного дома, изложенного в протоколе от 26.03.2022.
При этом лицензиат, в отношении которого собственниками было принято решение о расторжении с ним договора управления (ООО "УК Стройразвитие"), извещенный 01.04.2022 об указанном решении, в порядке части 2 статьи 198 ЖК РФ, сведения об этом в ГЖИ не направил.
Решением от 15.04.2022 N 247 ГЖИ приостановила рассмотрение заявления ООО "УК "Гарант-Сервис" в связи с непредставлением обществом сведений о расторжении с ним договора управления многоквартирным домом и необходимостью проведения соответствующей проверки.
Также 15.04.2022 ГЖИ направила в адрес ООО "УК Стройразвитие" письмо с предложением предоставить заявление об исключении дома N 30 из реестра лицензий и разместить в ГИС ЖКХ соответствующую заявку (аналогичное предложение содержится в письме инспекции от 19.04.2022).
В связи с не поступлением от ООО "УК Стройразвитие" информации и пояснений, ГЖИ принято оспариваемое решение, мотивы решения изложены в докладной-заключении от 28.04.2022, которая соответствует пункту 6 Порядка N 938/пр.
Поскольку договор управления с ООО "УК Стройразвитие" в установленном законом порядке расторгнут собственниками, которые решили заключить договор управления с иной управляющей организацией, что подтверждалось представленными компанией документами, а от прежней управляющей организации не поступило никакой информации, ГЖИ обоснованно внесла изменения в реестр лицензий в соответствии с имеющимися у нее полномочиями, приняв решение от 28.04.2022 N 259.
Кроме того решение общего собрания собственников помещений дома N 30 в установленном порядке недействительным не признано, доказательства ничтожности указанного решения общество не представило.
Доводы ООО "УК Стройразвитие" о нарушении инспекцией положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ судом правомерно отклонены, поскольку ситуация, указанная в части 3 статьи 198 ЖК РФ, не относится к основаниям для проведения проверки в соответствии с правилами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, последовательность действий, как и сами действия государственного органа при внесении изменений в реестр лицензий установлены Порядком N 938/пр, а сами проверочные мероприятия заключаются в оценке заявления и представленных с ним документов в рамках осуществления процедуры приостановления рассмотрения заявлений.
Также правомерно отклонен довод ООО "УК Стройразвитие" о незаконности оспариваемого решения ГЖИ, ввиду принятия его ранее истечения срока приостановления рассмотрения заявления, поскольку доказательства, свидетельствующие о представлении обществом 28 или 29 апреля 2022 года в инспекцию письменных пояснений об отказе исключить дом N 30 из перечня управляемых заявителем домов либо иных документов по рассматриваемому вопросу, ООО "УК Стройразвитие" не представило, проверка инспекцией завершена, ее результаты изложены в докладной-заключении от 28.04.2022.
При этом суд верно учел то обстоятельство, что ООО "УК Стройразвитие" с 01.04.2022 располагая информацией о принятых собственниками решениях, не подало в инспекцию ни заявление об исключении дома N 30 из перечня управляемых им домов, ни письменные пояснения об отказе исключить дом из реестра.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности решения ГЖИ от 28.04.2022 N 259.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку заявителю жалобы определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07 декабря 2022 года по делу N А16-1127/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК Стройразвитие" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Еврейской автономной области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1127/2022
Истец: ООО "УК Стройразвитие"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Еврейской автономной области
Третье лицо: ООО УК "Гарант-Сервис"