г. Москва |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А41-36222/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Стрелковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания Терехиной Е.Е.
при участии в заседании:
от ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны (истец) - не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ответчик) - Никитина Ю.В. по доверенности от 22.11.2022 года, паспорт, диплом;
от 3-х лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2022 года по делу N А41-36222/22 по иску ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству по Московской области, ГБУ МО "Мособлгеотрест", Федеральное агентство лесного хозяйства о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна обратилась в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050304:120; 50:18:0050312:136; 50:18:0050404:99; 50:18:0050405:133 об отсутствии наложении на земли лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС.
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050304:120; 50:18:0050312:136; 50:18:0050404:99; 50:18:0050405:133 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050304:120; 50:18:0050312:136; 50:18:0050404:99; 50:18:0050405:133 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2022 года по делу N А41-36222/22 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ИП Ахметбековой Т.Н. и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050304:120; 50:18:0050312:136; 50:18:0050404:99; 50:18:0050405:133.
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050304:120 площадью 68 353 кв.м., имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства"; категорию земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Можайский, участок расположен в западной части квартала 50:18:0050304 (номер и дата государственной регистрации - N 50:18:0050304:120-50/134/20216 от 13.05.2021);
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050312:136 площадью 165 945 кв.м., имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства"; категорию земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Можайский, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:18:0050312 (номер и дата государственной регистрации N 50:18:0050312:136- 50/147/2021-6 от 14.05.2021);
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:99 площадью 15 574,86 кв.м, имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства"; категорию земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Можайский, участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 50:18:0050404 (номер и дата государственной регистрации - N 50:18:0050404:9950/134/2021-6 от 13.05.2021);
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:133 площадью 4 440 кв.м., имеет вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства"; категорию земель - "земли сельскохозяйственного назначения"; адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: обл. Московская, р-н Можайский, участок расположен в западной части кадастрового квартала 50:18:00504 (номер и дата государственной регистрации N 50:18:0050405:13350/134/2021-6 от 17.05.2021).
Право собственности ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны на указанные земельные участки подтверждено представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Согласно справкам Комитета лесного хозяйства Московской области, выданным заявителю границы спорных земельных участков имеют наложения на границы земель лесного фонда, а именно:
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050304:120 - площадь наложения составляет 1678, 64 кв.м.;
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050312:136 - площадь наложения составляет 7063,55 кв.м.;
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:99 - площадь наложения составляет 2367, 43 кв.м.;
Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:133 - площадь наложения составляет 28, 42 кв.м.
Соответствующие документы представлены в материалы дела.
В связи с наличием пересечений ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с требованиями в отношении спорных земельных участков:
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельных участков, принадлежащих на праве собственности Ахметбековой Т.Н., границы которых установлены в Едином государственном реестре недвижимости;
- исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности Ахметбековой Т.Н..
- направить сведения об отсутствии пересечений границ земельных участков с землями государственного лесного фонда, для отражения в публичной части Региональной геоинформацнонной системы Московской области (https:rgis.mosreg.ru) и ИСОГД.
Комитетом лесного хозяйства Московской области по результатам рассмотрения заявлений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0050405:133, 50:18:0050404:99, 50:18:0050312:136, 50:18:0050304:120 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Заявитель уведомлен о том, что Мособлкомлесом в течение месяца будут утверждены акты об изменении документированной информации государственного реестра.
Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра представлены в материалы дела.
Как указывает заявитель сведения о земельных участках 50:18:0050304:120; 50:18:0050312:136; 50:18:0050404:99; 50:18:0050405:133, исключенные из государственного лесного реестра Актами Мособлкомлеса, подлежали внесению в РГИС, но не были внесены Оператором РГИС, о чем свидетельствуют справки о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, которые подготовлены с использованием системы РГИС МО, приобщенные в материалы дела. В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Акты об изменении документированной информации должным образом не отображены в РГИС. Так, согласно сведениям публичного Геопортала РГИС МО, земельные участка пересекаются с землями ГЛФ. Указанное подтверждает наличие бездействия со стороны уполномоченного органа. Данная информация должна отсутствовать на публичном Геопортале РГИС МО. Указанное нарушение также приводит к тому, что актуальные Справки о пересечении границ земель ГЛФ и ЕГРН, которые выдаются на основании сведений РГИС, до сих пор содержат информацию о пересечении земельного участка с землями ГЛФ.
В связи с изложенными обстоятельствами ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна обратилась в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, ст. 12 ГК РФ правомерно исходил из следующего.
Так, поддерживая требования в рамках рассматриваемого заявления ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна ссылается на выявленное противоречие в сведениях ЕГРН и ГЛР в части наложения принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков на лесной участок и незаконное бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области по невнесению соответствующих изменений в сведения ИСОГД Московской области, нарушающее права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 18-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
В ИСОГД Московской области - в слое Уточнение границ ГЛФ размещена следующая документация:
- акт об изменении документированной информации ГЛР (от 22.04.2022 N 1236/2/01- 02/2022/ЛА, зарегистрированный в ИСОГД МО от 19.09.2022 Рег.N 46745000_16_000782) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050304:120;
- акт об изменении документированной информации ГЛР (от 22.04.2022 N 1232/2/01 - 02/2022/ЛА, зарегистрированный в ИСОГД МО от 19.09.2022 Рег.N 46745000_16_000785) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050312:136;
- акт об изменении документированной информации ГЛР (от 22.04.2022 N 1241/2/01 - 02/2022/ЛА, зарегистрированный в ИСОГД МО от 13.09.2022 Рег.N 46745000_16_000559) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050404:99;
- акт об изменении документированной информации ГЛР (от 22.04.2022 N 1239/2/01 - 02/2022/ЛА, зарегистрированный в ИСОГД МО от 19.09.2022 Рег.N 46745000_16_000788) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050405:133.
Из указанного следует, что документация, переданная Комитетом лесного хозяйства Московской области для размещения в ИСОГД Московской области, в полном объеме размещена Оператором в ИСОГД Московской области.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, на отсутствие нарушения каких-либо прав и законных интересов заявителя, которые были бы вызваны незаконными действием и/или бездействием Комитета лесного хозяйства Московской области, поскольку заинтересованным лицом внесены изменения в государственный лесной реестр.
Вместе с тем, при исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судом установлен факт несоответствия сведений ГЛР в части пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 5050:18:0050405:133, 50:18:0050404:99, 50:18:0050312:136, 50:18:0050304:120, принадлежащих на праве собственности предпринимателю, с землями лесного фонда.
Факт несоответствия сведений подтверждается представленными в материалы дела справками Комитета лесного хозяйства Московской области от 10.11.2022 г., из которых следует следующее:
-Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050312:136 не имеет наложения на границы земель лесного фонда. Однако согласно имеющейся схеме, площадь наложения по- прежнему составляет 7063,55 кв.м.;
-Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050404:99 имеет площадь наложения 0, 09 кв.м. Однако согласно имеющейся схеме, площадь наложения по-прежнему составляет 2367, 43 кв.м.;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050405:133 не имеет наложения на границы земель лесного фонда. Однако согласно имеющейся схеме, площадь наложения по- прежнему составляет 28, 42 кв.м.;
- Земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050304:120 не имеет наложения на границы земель лесного фонда. Однако согласно имеющейся схеме, площадь наложения по- прежнему составляет 1678, 64 кв.м.;
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области не исполнил свои обязанности по приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 5050:18:0050405:133, 50:18:0050404:99, 50:18:0050312:136, 50:18:0050304:120.
Кроме того представленные комитетом справки от 10.11.2022 г. не соответствуют требованиям, изложенным в Распоряжении Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области". Так, при заполнении сведений о положительном решении в рамках исполнения Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 в протоколе заключения комиссии по исполнению указанного закона отсутствует информация в части указания номера и даты протокола.
Таким образом, материалами дела подтверждается бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении спорных земельных участков об отсутствии наложении на земли лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС, на основании чего в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению.
Относительно требования об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков суд первой инстанции пришел к следующим правомерным выводам.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 9РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
-определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
-определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Материалами дела подтверждено, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Как было указано ранее, в сведениях государственного лесного реестра до сих пор имеются данные о пересечениях границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что фактически документированная информация государственного лесного реестра не приведена в соответствие со сведениями ЕГРН, поскольку в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
В целях восстановления нарушенных прав, с учетом того, что на момент рассмотрения спора Комитетом лесного хозяйства Московской области в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств фактического исключения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении вышеуказанных земельных участков о наложении на земли лесного фонда, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности требований предпринимателя об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 5050:18:0050405:133, 50:18:0050404:99, 50:18:0050312:136, 50:18:0050304:120 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда, а также инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС.
Вопреки выводам заявителя апелляционной жалобы, из материалов настоящего дела следует, что комитетом, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений об изменениях, внесенных в сведения государственного лесного реестра в РГИС в отношении спорных земельных участков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что поскольку Мособллесом не было обеспечено фактическое внесение изменений в государственный лесной реестр в отношении вышеуказанных земельных участках об отсутствии наложения на земли лесного фонда и своевременное предоставление данной информации для размещения в РГИС, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2022 года по делу N А41-36222/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36222/2022
Истец: ИП Ахметбекова Татьяна Николаевна
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: ГБУ МО "Мособлгеотрест", Комитет лесного хозяйства МО, Комитет по архитектуре и градостроительству МО, Федеральное агентство лесного хозяйства