г. Хабаровск |
|
02 марта 2023 г. |
А73-14807/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Верхнебуреинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: представитель не явился;
от акционерного общества "Оборонэнерго": Быковой Е.Ю. представителя по доверенности от 20.12.2022, сроком по 31.12.2023;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 21.12.2022
по делу N А73-14807/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Верхнебуреинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
заинтересованные лица: акционерное общество "Оборонэнерго", Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 26.08.2022 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N 39356/22/27012-ИП, об освобождении от взыскания исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ:
Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, должник, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Отделу судебных приставов по Верхнебуреинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - отдел, ОСП) о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя (далее - СПИ) Шетниковой И.А. от 26.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 39356/22/27012-ИП.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - АО "Оборонэнерго"), Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Управление, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО).
Решением суда от 21.12.2022: в удовлетворении требований об освобождении Администрации от взыскания исполнительского сбора, о признании незаконным постановления СПИ от 26.08.2022 о взыскании исполнительского сбора, отказано; размер исполнительского сбора по постановлению СПИ от 26.08.2022 уменьшен на одну четверть до 37500 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: суд не учел то, что оспариваемое постановление СПИ вынесено в момент приостановления решения суда согласно части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); у Администрации не было возможности исполнить решение суда до 30.11.2022, пока последняя не передала объекты электросетевого хозяйства АО "ДРСК", которое приняло имущество только с 01.12.2022, при этом, без обслуживания сетевой организацией оборудование было оставить нельзя, так как это бы привело к отсутствию электроэнергии и срыву отопительного сезона в сельских поселениях.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, АО "Оборонэнерго" отклоняет доводы такой жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению.
Представители Администрации, ОСП, Управления, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в силу положений статьи 156 АПК РФ.
Представитель АО "Оборонэнерго" в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя АО "Оборонэнерго", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.04.2021 по делу N А73-18669/2021 исковые требования АО "Оборонэнерго" удовлетворены: суд обязал Администрацию принять по акту приема-передачи имущество - объекты электросетевого хозяйства, переданные АО "Оборонэнерго" по договорам безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Верхнебуреинского муниципального района N 36 и N 37 от 16.12.2019, в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления настоящего решения в законную силу; в случае неисполнения в установленный срок вступившего в законную силу решения суда, взыскать с Администрации в пользу АО "Оборонэнерго" судебную неустойку в размере 3000 руб. за каждый день просрочки, начиная с 31 дня с момента вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения решения суда.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судом выдан исполнительный лист серии ФС N 037978021.
06.07.2022 АО "Оборонэнерго" обратилось в ОСП по Верхнебуреинскому району Хабаровского края для возбуждения исполнительного производства.
16.07.2022 СПИ ОСП по Верхнебуреинскому району возбуждено исполнительное производство N 39356/22/27012-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда; постановление СПИ о возбуждении исполнительного производства вручено должнику 18.07.2022.
02.08.2022 СПИ в адрес должника направлено требование о принятии в срок до 15.08.2022 по акту приема-передачи имущества - объектов электросетевого хозяйства, переданных АО "Оборонэнерго" по договорам безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Верхнебуреинского муниципального района N 36 и N 37 от 16.12.2019; требование получено должником посредством почтовой связи 09.08.2022, посредством ЕПГУ 04.08.2022.
СПИ в связи с неисполнением требований исполнительного документа вынесено постановление от 26.08.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Администрация, не согласившись с постановлением СПИ о взыскании исполнительского сбора, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Как указано в части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением от 01.04.2021 по делу N А73-18669/2021 суд обязал Администрацию принять по акту приема-передачи имущество- объекты электросетевого хозяйства, переданные АО "Оборонэнерго" по договорам безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Верхнебуреинского муниципального района N 36 и N 37 от 16.12.2019, в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 22.06.2022, то есть Администрация должна была принять объекты электросетевого хозяйства в срок до 22.07.2022.
16.07.2022 СПИ ОСП по Верхнебуреинскому району возбуждено исполнительное производство N 39356/22/27012-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
02.08.2022 СПИ в адрес должника направлено требование о принятии в срок до 15.08.2022 по акту приема-передачи имущества - объектов электросетевого хозяйства, переданных АО "Оборонэнерго" по договорам безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства Верхнебуреинского муниципального района N 36 и N 37 от 16.12.2019.
Поскольку ни постановление о возбуждении исполнительного производства, ни требование СПИ не были исполнены должником в добровольном порядке, 26.08.2022 СПИ вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) указано, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Поскольку Администрацией требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не были исполнены, имущество по акту не принято, в установленный срок Администрация не приступала к действиям по принятию имущества, и не представила судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, суд первой инстанции верно признал постановление СПИ о взыскании с Администрации исполнительского сбора от 26.08.2022 законным.
Довод Администрации о том, что при обжаловании решения суда первой и постановления апелляционной инстанции в Арбитражный суд Дальневосточного округа, последней было подано ходатайство о приостановлении исполнения решения, в связи с чем, в силу части 4 статьи 283 АПК РФ исполнение решения от 01.04.2021 по делу N А73-18669/2021 должно было быть приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы, правомерно отклонен судом, поскольку определением суда от 21.07.2022 в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения решения и апелляционного постановления суда по указанному выше делу, отказано, на что, в суд округа 11.08.2022 поступила жалоба Администрации на определение от 21.07.2022 об отказе в приостановлении исполнения судебных актов -определением суда от 08.09.2022 жалоба оставлена без удовлетворения: то есть, в данном случае судом кассационной инстанции не приостанавливалось исполнение судебных актов.
Довод Администрации на нарушение судебным приставом пункта 5 части 7 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ, в связи с подачей заявления об отсрочке исполнения решения суда, верно не принято судом первой инстанции в качестве обоснованного поскольку, определением суда от 01.09.2022 (резолютивная часть) в удовлетворении заявления Администрации об отсрочке исполнения решения суда от 01.04.2022 по делу N А73-18669/2021 отказано.
Согласно пункту 5 части 7 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ в сроки совершения исполнительных действий не включается время со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.
Указанная норма права используется для целей правильного определения срока совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и указывает лишь периоды времени, которые не включаются в обязательный для судебного пристава-исполнителя срок совершения исполнительных действий, но запрета на осуществление принудительных мер в связи с подачей заявления о предоставлении рассрочки, отсрочки исполнения судебного акта в ней не содержится.
Доводы Администрации о том, что у нее не было возможности исполнить решение суда по делу N А73-18669/2021, но она предпринимала все зависящие меры для его исполнения: обратилась к АО "ДРСК" о приемке на обслуживание объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Новоургальского городского и сельских поселений Верхнебуреинского муниципального района с 01.11.2022, а на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" с 01.01.2023, направила для подписания проект договора в ДРСК о передаче электросетевого имущества, расположенного на территории Верхнебуреинского муниципального района; пытается до настоящего времени обжаловать решение суда, подала еще одно ходатайство о приостановлении исполнение решения суда, верно не приняты судом первой инстанции в качестве оснований для признания уважительной причины неисполнения должником требований исполнительного документа (предпринято недостаточно мер для исполнения решения суда), так как объекты электросетевого хозяйства должны были быть приняты в срок до 22.07.2022, в пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства и до 15.08.2022 (требование от 02.08.2022 за N 27012/22/108554).
При этом, Администрация к АО "ДРСК" о приемке на обслуживание объектов электросетевого хозяйства обратилась только 12.10.2022 (письмо АО "ДРСК" о направлении проекта договора о передаче в безвозмездное пользование комплекса электросетевого имущества от 12.10.2022 N 01-1-24-4127) намного позже, чем это указано в решении суда, постановлении и требовании судебного пристава-исполнителя, то есть до 12.10.2022 реальных мер по принятию электросетевого имущества Администрацией, а также в установленный срок для добровольного исполнения меры по исполнению решения суда и требований СПИ не предпринимались.
Администрация просила, в том числе, освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.08.2022, вынесенного в рамках исполнительного производства N 39356/22/27012-ИП.
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 Постановления Пленума ВС РФ N 50).
Пунктом 75 Постановления Пленума ВС РФ N 50 установлено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
При этом иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, Администрацией ни в срок, установленный в решении суда (до 22.07.2022), ни в пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, ни в срок, установленный в требовании (до 15.08.2022), не предпринималось мер для исполнения решения суда и законных требований СПИ.
В связи с установленным выше, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд, изучив обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно посчитал возможным уменьшить размер наложенного на Администрацию исполнительского сбора, на одну четверть.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 декабря 2022 года по делу N А73-14807/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14807/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ОСП по Верхнебуреинскому району УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, Отдел судебных приставов по Верхнебуреинскому району
Третье лицо: АО "Оборонэнерго", Дубова Наталья Петровна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО