г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А56-105114/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4022/2023) ООО "ГТС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56- 105114/2022 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску ЗАО "ЛОКОТРАНС"
к ООО "ГТС"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (ОГРН 1027600682010; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГТС" (ОГРН 1099847032438; далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 44 200 рублей, а также 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.12.2022 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о правомерности требований истца не обоснован, поскольку спорные вагоны подавались локомотивом РЖД
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы
Как следует из материалов дела, на станцию Гатчина-Товарная-Балтийская по накладной N ЭК859098 прибыл вагон N 52637709, собственником которого является ЗАО "Локотранс", в адрес грузополучателя ООО "ГТС".
По данным справки ГВЦ ОАО "РЖД" "История продвижения вагона по территории Российской Федерации", вагон был сдан под выгрузку 30.01.2022 в 02 час. 00 мин.; операция "Уборка вагона с подъездного пути" произведена 09.02.2022 в 19 час. 00 мин., таким образом, вагон N 52637709 удерживался под выгрузкой в период с 30.01.2022 по 09.02.2022.
Полагая, что простой вагона допущен по вине ООО "ГТС", ЗАО "Локотранс" начислило штраф в соответствии со статьей 100 Устава в размере 44 200 рублей.
Претензия истца с требованием оплатить штраф оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ЗАО "Локотранс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признал заявленные требования обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В рассматриваемом случае договорные отношения, в том числе определяющие порядок и сроки нахождения вагонов под погрузкой/выгрузкой грузов, между сторонами отсутствуют.
Отношения, возникающие между юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, их права, обязанности и ответственность регулирует Устав железнодорожного транспорта (далее - Устав).
В соответствии со статьей 36 Устава грузополучатель обязан по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который в соответствии со статьей 62 Устава составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В силу статьи 100 Устава за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Как следует из материалов дела, подача спорного вагона N 52637709 производилась локомотивом перевозчика - ОАО "РЖД".
Для целей определения времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой следует различать ситуации, когда вагоны подаются на пути необщего пользования грузополучателя локомотивом, принадлежащим перевозчику, и локомотивом владельца пути необщего пользования.
Если железнодорожные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, как в настоящем случае, вагоны подаются перевозчиком на этот путь к местам погрузки, выгрузки и убираются им с него. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика (статьи 56, 62 Устава, пункты 2.1, 3.1, 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26)).
Аналогичный вывод следует и из пункта 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом 8 МПС РФ от 18.06.2003 N 43, согласно которому расчет штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Ответчиком в материалы дела представлена заверенная ОАО "РЖД" Ведомость подачи и уборки вагонов N 022055, согласно которой вагон N 52637709 на станции Гатчина-Товарная-Балтийская Октябрьской ж.д. находился под грузовыми операциями 30.01.2022 с 02:20 ч. по 16:40 ч. Время уборки 19:00 ч. Таким образом, от времени подачи вагонов до времени уборки составило 16 час 40 мин., что исключает простой на основании статей 62, 99, 100 Устава.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафа за простой вагонов у суда первой инстанции не имелось.
Указанные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, государственная пошлина за ее подачу подлежит отнесению в соответствии со статьей 110 АПК РФ на истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-105114/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Локотранс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГТС" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105114/2022
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ООО "ГТС"