город Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2023 г. |
дело N А32-56326/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Российский национальный коммерческий банк" (ИНН 7701105460, ОГРН 1027700381290)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2022 по делу N А32-56326/2021
по иску непубличного акционерного общества "Агентство развития Краснодарского края" (ИНН 2309092145, ОГРН 1052304947991)
к публичному акционерному обществу "Российский национальный коммерческий банк" (ИНН 7701105460, ОГРН 1027700381290)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Агентство развития Краснодарского края" (далее - истец, НАО "Агентство развития Краснодарского края", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Российский национальный коммерческий банк" (далее - ответчик, РНКБ Банк (ПАО), банк) о взыскании убытков в размере 176000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2022 иск удовлетворен, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, РНКБ Банк (ПАО) обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в спорных платежных поручениях назначение платежа указано, как государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество", очередность платежей "1". Банк не имел законных оснований исполнять указанные поручения ввиду отсутствия документов и сведений, подтверждающих то, что оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обеспечивает осуществление процедуры банкротства общества. Денежные средства, поступившие на счет истца в размере 176000 руб., списаны в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий НАО "Агентство развития Краснодарского края" указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Банк дополнительно указал, что конкурсный управляющий просил оплатить в первой очереди текущих платежей требование, не относящееся к этой очереди, банк не исполнил спорное требование.
От РНКБ Банк поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2023 в составе суда, рассматривающего апелляционную жалобу, произведена замена судьи Новик В.Л. на судью Ковалеву Н.В. ввиду нахождения судьи Новик В.Л. в отпуске. Рассмотрение жалобы в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато с самого начала.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2020 по делу N А32-21094/2019-38/30-Б НАО "Агентство развития Краснодарского края" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Круглова Ольга Александровна.
13.02.2015 между ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" и НАО "Агентство развития Краснодарского края" заключен договор банковского счета N 1060/2. С 01.01.2020 РНКБ Банк (ПАО) и ПАО "Крайинвестбанк" объединились в результате реорганизации под брендом "РНКБ Банк (ПАО)".
15.06.2021 конкурсным управляющим истца на расчетный счет предприятия - банкрота внесены наличные денежные средства в размере 176000 руб., а также на исполнение к счету предъявлены платежные поручения 61-68 каждое по 22000 руб. с назначением платежа "государственная пошлина на регистрацию прав на недвижимое имущество" первой очереди исполнения.
16.06.2021 ответчик отказал в проведении указанных платежных поручений, причина: для отнесения платежа к текущим сошлитесь на дату подачи заявления на регистрацию недвижимого имущества, а также измените очередность платежа с 1 на 5.
Поскольку со стороны общества указанные банком действия не совершены, последний 17.06.2021 по результатам проведения контроля достаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, с учетом очереди не исполненных в срок распоряжений, относящихся к первой, второй и пятой очереди, произвел списание денежных средств в оплату очередности текущих требований кредиторов в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве.
По утверждению общества, банк нарушил очередность при наличии приоритетных платежей. Претензия от 17.06.2021 б/н оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 845, 15, 219, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17, 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 5, 126, 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), разъяснениям, сформулированным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), пунктах 3, 4 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов и лиц, находящихся в процедурах банкротства" (далее - Постановление N 36), указав, что государственная пошлина, а равно иной платеж, связанный с необходимостью осуществления действий конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы, осуществляется в первую очередь статьи 134 Закона о банкротстве, суд первой инстанции пришёл к выводу, что отказ ответчика в исполнении платежных поручений конкурсного управляющего на оплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности, осуществлен с нарушением действующего законодательства за пределами полномочий банка.
Согласно п. 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" при рассмотрении споров о правомерности операций кредитных организаций по счетам лиц, находящихся в процедурах банкротства, судам следует учитывать, что в силу абзацев 2 и 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 63, абзацев 2 и 5 пункта 1 статьи 81, абзацев 7 и 8 пункта 1 статьи 94, абзаца 2 пункта 2 статьи 95, абзацев 5 - 7 и 10 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при поступлении в кредитную организацию любого распоряжения любого лица о переводе (перечислении) или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (далее - должник) (за исключением распоряжений внешнего или конкурсного управляющего этого должника), кредитная организация вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры (абзац 4 пункта 1 статьи 63, абзац 5 пункта 1 статьи 81, абзац 2 пункта 2 и пункт 5 статьи 95 Закона) (далее - разрешенные платежи). Такая проверка осуществляется, в частности, в отношении платежных поручений и чеков должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления), инкассовых поручений (в том числе налоговых органов) и исполнительных документов (поступивших как от судебного пристава, так и от взыскателя в порядке статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
При рассмотрении вопроса о том, была ли такая проверка проведена надлежащим образом, судам необходимо исходить из того, что кредитная организация осуществляет данную проверку по формальным признакам. Если распоряжение или прилагаемые к нему документы не содержат названных сведений, либо эти сведения являются противоречивыми, либо если из них видно, что оплачиваемое требование не относится к разрешенным платежам (например, если решение суда о возврате кредита, на основании которого был выдан исполнительный документ, принято до возбуждения дела о банкротстве), то кредитная организация не вправе исполнять распоряжение - оно подлежит возврату представившему его лицу с указанием причины его возвращения.
Само по себе указание в распоряжении или приложенных к нему документах слов "текущий платеж" и т.п. недостаточно для принятия его кредитной организацией для исполнения; в этих документах дополнительно указываются конкретные данные, подтверждающие отнесение обязательства к текущим (например, оплачиваемый период аренды, дата передачи товара по накладной, конкретный налоговый период или дата его окончания (для налога) и т.п.).
Кредитная организация не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в том числе основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения.
Если вследствие нарушения кредитной организацией положений Закона о банкротстве, указанных в пункте 1 настоящего постановления, денежные средства должника будут перечислены или выданы кредитору, требование которого не относится к разрешенным платежам (например, конкурсному кредитору или уполномоченному органу, требование которого возникло до возбуждения дела о банкротстве), то должник (в том числе в лице внешнего или конкурсного управляющего) вправе потребовать от кредитной организации возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, в размере списанной суммы в связи с нарушением банком своих обязательств по договору банковского счета (статьи 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены обязанности конкурсного управляющего при проведении процедуры банкротства в отношении должника: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
В соответствии с действующим законодательством все вышеперечисленные полномочия направлены на формирование и реализацию конкурсной массы с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьями 17, 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, в том числе, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Таким образом, для целей правильного формирования конкурсной массы НАО "Агентство развития Краснодарского края" и ее дальнейшей реализации на торгах подлежат государственной регистрации 8 нежилых помещений. Для целей подачи документов на государственную регистрацию государственная пошлина за совершение регистрационных действий должна быть уплачена заранее.
Согласно статье 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Исходя из вышеуказанных норм государственная пошлина, а равно иной платеж, связанный с необходимостью осуществления действий конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы, осуществляется в первую очередь.
При этом, согласно п. 3, 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" контроль за соблюдением правил Закона о банкротстве, указанных в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, внешним или конкурсным управляющим при распоряжении им счетами должника кредитная организация не осуществляет; ответственность за их соблюдение несет сам управляющий, с которого при их нарушении могут быть взысканы соответствующие убытки (пункт 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве), в том числе по требованию кредитора по текущим платежам. Кредитная организация лишь определяет календарную очередность исполнения поступивших документов.
Таким образом, отказ РНКБ Банк в исполнении платежных поручений конкурсного управляющего на оплату госпошлины за государственную регистрацию права собственности принят с нарушением действующего законодательства за пределами полномочий банка.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 520987 от 25.11.2022) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2022 по делу N А32-56326/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56326/2021
Истец: НАО "Агентство развития Краснодарского края", НАО Агентство развития КК
Ответчик: ПАО РНКБ Банк, ПАО "Российский национальный коммерческий банк"
Третье лицо: Конкурсный управляющий Круглова Ольга Александровна