г. Чита |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А58-7425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива Мясо молочный комбинат "Майа" Ноева Анатолия Тимофеевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года по делу N А58-7425/2021 по заявлению Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива Мясо молочный комбинат "Майа" к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения N 2 от 08.06.2021, решения N 1224 и решения от 09.09.2021, обязании перечислить суммы НДС,
при участии в деле конкурсного управляющего Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива Мясо молочный комбинат "Майа" Ноева Анатолия Тимофеевича, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Саха (Якутия), привлеченных в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,
при участии в судебном заседании:
от УФНС по Республике Саха (Якутия): Заболоцкая М.Н.- представитель по доверенности от 28.12.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив Мясо молочный комбинат "Майа" (далее - заявитель, Кооператив, СППК ММК "Майа") обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, УФНС России по PC (Я), Управление) о признании недействительными решений МРИ ФНС N 4 России по Республике Саха (Якутия) от 08.06.2021 N2 "Об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению" в размере 13 496 838 руб., N 1224 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера от 09.09.2021, обязании перечислить суммы НДС, заявленные к возмещению в размере 13 496 838 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1415007936 и временный управляющий СППК ММК "Майа" Баишева Лена Матвеевна.
Определением суда от 14.07.2022 произведена замена по делу временного управляющего СППК ММК "Майа" Баишевой Л.М. на конкурсного управляющего СППК ММК "Майа" Ноева Анатолия Тимофеевича.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года по делу N А58-7425/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года по делу N А58-7425/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, инспекцией неправомерно не приняты к возмещению налоговые вычеты, заявленные, по мнению кооператива, в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Управление выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2023.
Заявитель, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель Управления в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СППК ММК "Майа" образован в результате переименования 19.09.2017 сельскохозяйственного потребительского кооператива "Манчаары" на основании протокола собрания учредителей от 19.07.2017, о чем внесены записи в ЕГРЮЛ.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Манчаары" зарегистрирован и поставлен на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Саха (Якутия) 06.03.2007, ОГРН 1071415000051, применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН).
В связи с утратой права на применение ЕСХН (несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ) Кооператив с 01.01.2017 применяет общую систему налогообложения, является плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 143 НК РФ.
Основным видом деятельности Кооператива является производство молочной продукции (ОКВЭД 10.5).
27.07.2020 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Саха (Якутия) (далее - Инспекция) СППК ММК "Майа" представлена по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2020 года, регистрационный N 1028447713 с нулевыми показателями.
10.09.2020 Кооперативом по ТКС представлена уточненная (корректирующая) N 1 налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020 года (регистрационный N 1053557185) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета, в размере 15 596 148 руб. Сумма налога, исчисленная с налоговой базы, отражена в размере 801 897 руб. Сумма налоговых вычетов отражена в размере 16 398 045 руб.
01.10.2020 Кооперативом по ТКС представлена уточненная (корректирующая) N 2 налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020 года (регистрационный N 1062688970) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета, в размере 13 496 838 руб. Сумма налога, исчисленная с налоговой базы, отражена в размере 801 897 руб. Сумма налоговых вычетов отражена в размере 14 298 735 руб.
23.11.2020 Кооперативом по ТКС представлена уточненная (корректирующая) N 3 налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020 года (регистрационный N 1099187610) с суммой налога, исчисленной к возмещению из бюджета, в размере 13 496 838 руб. Сумма налога, исчисленная с налоговой базы, отражена в размере 801 897 руб. Сумма налоговых вычетов отражена в размере 14 298 735 руб.
Сумма вычетов в размере 14 298 735 руб. сложилась из следующих счетов-фактур, полученных от АО Агрохолдинг "Туймаада", на сумму 93 736 156,93 руб. в том числе НДС 14 298 735,80 руб.:
- счет - фактура от 17.05.2017 N 2888 на сумму 39 508 784 руб., в том числе НДС 6 026 764 руб.;
- счет - фактура от 17.05.2017 N 2887 на сумму 7 466 033 руб., в том числе НДС 1 138 886 руб.;
- счет - фактура от 17.05.2017 N 2889 на сумму 46 761 340 руб., в том числе НДС 7 133 086 руб.
Инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года.
По результатам проверки установлено, что указанные счета-фактуры выставлены на основании договора финансовой аренды (лизинга) от 27.05.2013 N ТЛ -000983, заключенного с ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" ИНН 1435203015 (переименован в АО "АГРОХОЛДИНГ ТУТМААДА") И СППК "Манчаары" ИНН 1415010696 (переименован в СППК ММК "МАЙА").
Согласно договору финансовой аренды (лизинга) N ТЛ 12-000983 от 27.05.2013 ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" (Лизингодатель) предоставляет СППК "Манчаары" (Лизингополучатель) во временное владение и пользование имущество, указанное в спецификации. Согласно п. 1.3 Договора началом лизинга считается дата подписания акта приема-передачи имущества. Сумма договора составляет 161 531 595 рублей, в т. ч. НДС 18%. По дополнительному соглашению N 2 от 01.09.2017 года сумма договора увеличена до 194 243 272 руб., в том числе НДС 29 630 329,71 руб.
Согласно графику платежей на сумму 194 243 272,55 руб. срок оплаты по договору лизинга от 27.05.2013 ЖГЛ12-000983 установлен с 20.06.2013 года по 05.03.2022 года.
Согласно представленным в ходе проверки документам установлено, что лизингодателем и лизингополучателем составлен акт приемки-передачи в лизинг от 17.05.2017 года на основании договора финансовой аренды (лизинга) N ТЛ 12-000983 от 27.05.2013 о том, что лизингодатель передал, а лизингополучатель принял в лизинг предметы лизинга в размере 114 795 662 руб.
Согласно графику платежей первые три платежа установлены 20.03.2013 в размере 21 228 176 руб., в том числе НДС 3 238 196 руб., 05.07.2014 - 39 508 784 руб., в том числе НДС 6 026 764 руб., 05.07.2015 - 46 761 340 руб., в том числе НДС 7 133 086 руб.
Акты оказанных услуг по указанным платежам графика и счета-фактуры к ним выставлены лизингодателем в день акта приема-передачи 17.05.2017 года на общую сумму 107 498 300 руб., в том числе НДС 16 398046 руб., что подтверждается актами оказанных услуг, счетами-фактурами, представленными налогоплательщиком.
Оплата за указанные услуги в размере 107 498 300 руб. произведена в 2013, 2014, 2015 и 2016 гг., что подтверждается платежными поручениями по исполнению договора лизинга от 27.05.2018 ЖГЛ12-000983.
Налогоплательщиком по указанным счетам-фактурам заявлено к вычету в проверяемом периоде - 2 квартале 2020 года сумма НДС в размере 14 298 736 руб.
На основании полученных документов и информации Инспекцией установлено, что предприятием АО Агрохолдинг "Туймаада" по исполнению договора от 27.05.2013 N ТЛ000983 лизинга выставлено всего счетов-фактур на сумму 114 795 662 руб. в том числе с НДС.
Оплата по договору лизинга N ТЛ000983 от 27.05.2013 г. предприятием СППК ММК "Майа" произведена в размере: 182 746 931,90 руб. в том числе НДС.
Также установлено, что Министерством сельского хозяйства РС(Я) в рамках реализации программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 гг." предоставлено налогоплательщику субсидий на общую сумму 190 340 601,90 руб., что подтверждается информацией и документами, полученными от налогоплательщика, Министерства сельского хозяйства РС(Я).
При этом установлено, что между СППК ММК "Майа" и АО Агрохолдинг "Туймаада" заключен договора займа N 97ЛЗ от 31.05.2013 и N 7 от 13.08.2014 для оплаты лизинговых платежей на сумму 51 836 900 руб., возврат займа осуществлен за счет сумм субсидий на возмещение затрат, выделенных Министерством сельского хозяйства РС(Я) в размере 51 836 900 рублей.
Инспекцией установлено, что услуги по договору лизинга N 17112-000983 от 27.05.2013, на основании которых выставлены счета-фактуры N 2887 от 17.05.2017, N 2888 от 17.05.2017, N 2889 от 17.05.2017, оказаны и приняты на учет 17.05.2017 года, что подтверждается:
актом приема-передачи от 17.05.2017 предметов лизинга в лизинг;
актами оказанных услуг N 488 от 17.05.2017, N 489 от 17.05.2017, N 490 от 17.05.2017;
карточкой бухгалтерского счета 76.05, представленной СППК ММК "МАЙА", с отражением поступлений актов по указанным услугам 17.05.2017 года.
Контрагентом указанные счета-фактуры N 2887 от 17.05.2017 на сумму 21 228 176 руб., в том числе НДС, N 2888 от 17.05:2017 на сумму 39 508 784 руб., в том числе 6 026 764 руб., N 2889 от 17.05.2017 на сумму 46 764340 руб., в том числе НДС 7 133 086 руб. отражены в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, представленной 21.07.2017 года.
Инспекция пришла к выводу, что в связи с тем, что вышеуказанные услуги приняты на учет во 2 квартале 2017 года (17.05.2017), предельный срок, предъявления вычетов по указанным услугам в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ приходится на 2 квартал 2020 года (17.05.2020), соответственно, для реализации права на применение налоговых вычетов эти вычеты должны быть заявлены путем включения в налоговую декларацию за любой налоговый период, начиная со 2 квартала 2017 года, при этом такая декларация должна быть представлена не позднее 30.06.2020.
Налогоплательщиком уточненная налоговая декларация N 1 за 2 квартал 2020 с отражением указанных вычетов по счетам-фактурам N 2887 от 17.05.2017, N 2888 от 17.05.2017, N 2889 от 17.05.2017 в размере 14 298 736 руб. представлена 10.09.2020 года - после истечения предельного срока заявления вычетов, впоследствии уточнена 01.10.2020 и 23.11.2021.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки по НДС за 2 квартал 2020 года установлено:
- завышение суммы НДС, заявленного возмещению из бюджета в размере 13 496 838 руб., в результате завышения суммы налоговых вычетов в размере 14 298 735,80 руб. в нарушение п. 1,2 ст. 171 НК РФ, п. 1.1 ст. 172 НК РФ.
- занижение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет в размере 801 897,00 руб.
Указанные выводу зафиксированы налоговым органом в акте проверки от 11.03.2022 N 845(далее акт КНП) (том 1 л.д.41-51).
30.04.2021 Акт КНП, возражения на Акт КНП, материалы проверки были рассмотрены и принято решение N 1 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.
04.05.2021 по заявлению представителя заявителя Егорова А.З. по доверенности от 12.04.2021 б/н Кооперативу направлено на электронный адрес извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки от 04.05.2021 N 1306 (на 11.05.2021 в 15 часов 00 минут), указанное извещение также получено 07.05.2021 представителем заявителя Егоровым А.З.
11.05.2021 от представителя заявителя Егорова А.З. Инспекцией получено заявление от 11.05.2021 б/н с ходатайством об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на конец мая (вх. N 03889/В от 11.05.2021).
11.05.2021 Акт КИП, возражения без номера без даты (вх. N 03430/В от 22.04.2021) на Акт КНП, материалы проверки, а также заявление б/н от 11.05.2021 рассмотрены начальником Инспекции в отсутствие заявителя (представителя заявителя) (протокол от 11.05.2021 N 1768), принято решение N 1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
26.05.2021 заявителю вручено извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки от 11.05.2021 б/н (на 08.06.2021 в 15 часов 00 минут), которое получено исполнительным директором Кооператива Алексеевым Н.И.
08.06.2021 Акт КНП, возражения без номера без даты (вх. N 03430/В от 22.04.2021) на Акт КНП, материалы проверки рассмотрены заместителем начальника Инспекции в присутствии представителя заявителя Егорова А.З. по доверенности от 08.06.2021 N 4 (протокол от 08.06.2021 N 2089).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией 08.06.2021 вынесены решения:
1) решение N 2 "Об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению" в размере 13 496 838 руб. (том 1 л.д.84);
2) решение N 1224 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - Решение Инспекции), в соответствии с которым заявителю:
доначислено и предложено уплатить НДС в размере 801 897 руб., начислены пени по НДС в размере 63 880,02 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа (в связи с применением обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, штрафные санкции уменьшены в 8 раза) по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в сумме 20 047,50 руб.;
предложено уменьшить за 2 квартал 2020 года сумму НДС в размере 13 496 838 руб., излишне заявленного к возмещению в связи с установлением завышения суммы НДС, заявленного к возмещению из бюджета (том 1 л.д.86-99).
Не согласившись с доводами, изложенными Инспекцией в решении от 08.06.2022 N 12247 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, СППК ММК "Майа" обратился с жалобой на решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Республике Саха (Якутия).
По результатам рассмотрения жалобы, решением УФНС России по Республике Саха (Якутия) от 09.09.2021 N 05-17/1425Ш апелляционная жалоба Кооператива оставлена без удовлетворения.
Кооперативом к жалобе приложены карточки счета 76.05, согласно которым, по мнению заявителя, акты оказанных услуг лизинга получены 22.10.2018 и оказанные услуги лизинга приняты на учет 22.10.2018. Также заявителем представлен к жалобе реестр полученных документов, где отражается дата получения счетов-фактур и актов оказанных услуг.
Заявитель, полагая, что решения налоговых органом не соответствуют налоговому законодательству и нарушает его права, указывая, что налоговым органом неправильно определен налоговый период, когда выполнены все условия для использования вычетов, поскольку датой принятия на учет услуг является 22.10.2018 (акты оказанных услуг лизинга получены 22.10.2018 и оказанные услуги лизинга приняты на учет 22.10.2018), считает, что отсчет трехлетнего срока принятия на учет исчисляется с указанной даты и истекает 22.10.2021, поэтому Кооператив имеет право на заявленные налоговые вычеты по НДС, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными спорных решений, заявителем соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий акт. Данные правила не освобождают лиц, обратившихся в защиту своих прав и законных интересов, от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При подаче налоговой декларации по НДС стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 рассматриваемой статьи, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно п. 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", решение по вопросу о возмещении НДС неразрывно связано с итоговым решением по камеральной проверке и названные решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании (абзац 3 пункта 49 данного постановления), и такие решения вступают в силу одновременно.
Следовательно, возмещение НДС, как и отказ в возмещении налога осуществляется после проведения камеральной проверки соответствующей декларации и подтверждения налоговым органом в установленном НК РФ порядке права налогоплательщика на возмещение налога путем принятия решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки.
На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ (подпункт 1); товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (подпункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) (пункт 1.1 статьи 172 НК РФ).
В пунктах 1 и 2 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налога, исчисляемая от налоговой базы, и увеличенная на суммы восстановленного налога. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную от налоговой базы и увеличенную на суммы восстановленного налога, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33) разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.
Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.
При этом правило пункта 2 статьи 173 Кодекса о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
Согласно пункту 28 Постановления N 33 при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий, в связи с чем, право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Как следует из материалов проверки и установлено судом первой инстанции, вышеуказанные счета-фактуры выставлены на основании договора финансовой аренды (лизинга) от 27.05.2013 N ТЛ - 000983, заключенного СППК "Манчаары" (переименован в СППК ММК "Майа") и ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" (переименовано в АО Агрохолдинг "Туймаада").
Согласно Договору лизинга ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" (Лизингодатель) предоставляет СПоК "Манчаары" (Лизингополучатель) во временное владение и пользование имущество, указанное в спецификации.
Согласно пункту 1.3 Договора лизинга началом лизинга считается дата подписания акта приема - передачи имущества. Сумма Договора лизинга составляет 161 531 595 руб., в том числе НДС 18% (том 3 л.д. 13-20).
Между Кооперативом и ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" составлен акт приемки-передачи в лизинг б/н от 17.05.2017, согласно которому переданы предметы лизинга.
Также ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" составлены и выставлены акты оказанных услуг и счета-фактуры, в том числе спорные: счет - фактура N 2887 от 17.05.2017, акт N 488 от 17.05.2017 на сумму 21 228 176,00 руб., в том числе НДС 3 238 196,34 руб.; счет - фактура N 2888 от 17.05.2017, акт N 489 от 17.05.2017 на сумму 39 508 784,00 руб., в том числе НДС 6 026 763,66 руб.; счет - фактура N 2889 от 17.05.2017, акт N 490 от 17.05.2017 на сумму 46 761 340,00 руб., в том числе НДС 7 133 085,76 руб., в которых в реквизите "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" указано Услуги по предоставлению имущества во временное владение и пользование на основании договоров.
Из положений пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что общими условиями применения вычетов по НДС являются:
- наличие счетов-фактур;
- принятие товаров (работ, услуг) к учету;
- наличие соответствующих первичных документов;
- приобретение товаров (работ, услуг) для операций, облагаемых НДС.
Аренда, а также лизинг, как вид аренды, для целей налогообложения относится к услугам (п. 5 ст. 38 НК РФ, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").
Специальных условий для принятия к вычету НДС по арендным/лизинговым платежам НК РФ не предусматривает.
Минфин РФ в письме от 08.04.2010 N 03-07-11/92 указал, что по лизинговым платежам на основании счетов-фактур, получаемых ежемесячно от лизингодателя, суммы НДС принимаются к вычету независимо от факта перехода права собственности на имущество.
Материалами дела также подтверждается, что услуги по договору лизинга N ТЛ12-000983 от 27.05.2013, на основании которых выставлены счета-фактуры N 2887 от 17.05.2017, N 2888 от 17.05.2017, N 2889 от 17.05.2017, оказаны и приняты на учет Кооперативом 17.05.2017 года, на основании акта приема-передачи от 17.05.2017 предметов лизинга в лизинг; актов оказанных услуг N 488 от 17.05.2017, N 489 от 17.05.2017, N 490 от 17.05.2017; карточки бухгалтерского счета 76.05, представленной СППК ММК "МАЙА", с отражением поступлений актов по указанным услугам 17.05.2017.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что поскольку положения гл. 21 НК РФ не связывают право на вычет НДС с окончанием монтажных работ, введением оборудования в эксплуатацию и передачей его в лизинг и для реализации права на налоговый вычет правовое значение имеет только факт оприходования товаров в бухгалтерском учете, причем независимо от того, на каком номере счета бухгалтерского учета отражены приобретенные товары, пришел к правильному выводу, что по спорным счетам-фактурам, заявленным Кооперативом за налоговый период 2 квартал 2017 года, условия для предъявления к вычету НДС соблюдены СППК ММК "Майа" (дата принятия к учету 17.05.2017) - во 2 квартале 2017 года, следовательно, предельный срок предъявления вычетов по указанным услугам в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ приходится на 2 квартал 2020 года.
Таким образом, для реализации права на применение налоговых вычетов эти вычеты должны быть заявлены путем включения в налоговую декларацию за любой налоговый период, начиная со 2 квартала 2017 года, при этом такая декларация должна быть представлена Кооперативом не позднее 30.06.2020.
По итогу доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на полный вычет по НДС по спорным счетам-фактурам от контрагента ОАО Лизинговая компания "Туймаада-лизинг" в течение трехлетнего срока, в том числе по указанным налогоплательщиком причинам о переименовании, Кооператив не представил ни инспекции, ни суду.
При этом налоговым органом учтено и заявителем не опровергнуто, что Кооперативом реализовано право на вычет по спорному счету - фактуре N 2887 от 17.05.2017 в уточненной (корректирующей) N2 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года, представленной в Инспекцию 14.11.2019, регистрационный N 885824132.
Так, по указанному счету-фактуре N 2887 от 17.05.2017 на сумму 21 228 176 руб., в том числе НДС 3 238 196,34 руб. заявителем в уточненной (корректирующей) N 2 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018 года заявлен вычет в размере 1 421 194,40 руб. При этом в книге покупок по графе "Дата принятия на учет" заявителем указано - 17.05.2017 года.
Также заявителем по указанному счету-фактуре N 2887 от 17.05.2017 право на вычет реализовано в уточненной (корректирующей) N 1 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, представленной в Инспекцию 21.03.2020, регистрационный N 11 956701300. Заявителем по указанному счету-фактуре N2887 от 17.05.2017 на сумму 21 228 176 руб., в том числе НДС 3 238 196,34 руб., заявлен вычет в размере 678 115,56 руб. При этом в книге покупок по графе "Дата принятия на учет" заявителем указано - 17.05.2017 года.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что СППК ММК "Майа" в нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ заявлены вычеты по счетам-фактурам N 2887 от 17.05.2017, N 2888 от 17.05.2017, N 2889 от 17.05.2017 за пределами трехлетнего срока, что привело к завышению суммы НДС заявленного к возмещению из бюджета в размере 13 496 838 руб., в результате завышения суммы налоговых вычетов в размере 14 298 735,80 руб. и повлекло неуплату НДС в бюджет в проверяемом периоде в размере 801 897,00 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные счета-фактуры от 17.05.2017 были скорректированы дополнительным соглашением от 01.09.2017 и переданы Кооперативу только 22.10.2018, не принимаются апелляционным судом, поскольку указанный довод в суде первой инстанции не заявлялся, и более того, соответствующими доказательствами не подтвержден.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемые решения налогового органа соответствуют законодательству, в том числе Налоговому кодексу РФ, права и законные интересы Кооператива не нарушают, в связи с чем, на основании положений ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.01.2023 при принятии к производству жалобы конкурсного управляющего Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива Мясо молочный комбинат "Майа" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая применительно к статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2022 года по делу N А58-7425/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива Мясомолочный комбинат "Майа" (ИНН 1415010696, ОГРН 1071415000051) 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7425/2021
Истец: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив мясо молочный комбинат "Майа"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Ноев Анатолий Тимофеевич, Баишева Лена Матвеевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Саха (Якутия)