город Омск |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А75-7835/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14780/2022) общества с ограниченной ответственностью "Водолей" на решение от 17.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7835/2022 (судья Касумова С.Г.), принятое по иску акционерного общества "Югра-Экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (ОГРН 1118603005465, ИНН 8603181440) о взыскании 461 743 руб. 47 коп.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - АО "Югра-Экология", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - ООО "Водолей", ответчик) о взыскании 424 933 руб. 52 коп. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.07.2019 по 31.03.2020 и с 01.05.2020 по 30.11.2020, 36 809 руб. 95 коп. пени за период с 14.12.2021 по 31.03.2022.
Решением от 17.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-7835/2022 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Водолей" в пользу АО "Югра-Экология" взыскано 240 170 руб. 18 коп. долга, 14 964 руб. 45 коп. пени, а также 6 760 руб. 33 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что договор между ООО "Водолей" и ЗАО "Югра-Экология" заключен не был, доказательства фактического оказания услуг истцом не представлены, в связи с чем основания для предъявления финансовых требований у истца отсутствовали; представленные универсальные передаточные документы ответчиком от истца не получены, со стороны ООО "Водолей" не подписаны, в связи с чем являются недействительными и отражают недостоверную информацию. Кроме того, ответчиком заявлялось о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вместе с тем суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявления.
В письменном отзыве истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением от 31.01.2019 N 1, соглашением от 24.07.2019 N 35, заключенными с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, АО "Югра-Экология" наделено статусом регионального оператора в сфере обращения с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, осуществляет свою деятельность в порядке Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В порядке пункта 8 (3) Правил N 1156 ООО "Водолей" обратилось к истцу с заявкой от 20.09.2021 на заключение договора по обращению с ТКО в отношении объектов - бани, расположенные в г. Нижневартовске по ул. Новая, 12 и п. Магистраль, 17а.
Как указывает АО "Югра-Экология", проект договора по обращению с ТКО направлен ответчику, но им не подписан. При этом фактически договор заключен на условиях типового договора, с 01.07.2019 по 31.03.2020 и с 01.05.2020 по 30.11.2020 истцом ответчику оказаны услуг по обращению с ТКО.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, АО "Югра-Экология" направило в адрес ООО "Водолей" претензию N И-ПД-ЮЭ-2021-2130 от 27.12.2021 с требованием оплатить долг за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Поскольку требования претензии истца оставлены ответчиком без исполнения, АО "Югра-Экология" обратилось в суд с настоящим иском.
Частичное удовлетворение исковых требований послужило причиной для подачи ООО "Водолей" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
Так, согласно пункту 8(17) Правил N 1156. Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156, и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, по общему правилу, в случае, когда между сторонами договор не подписан, договор является заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами N 1156, в связи с чем, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, в отношении соответствующей категории объектов, на которых осуществляется деятельность.
Между тем, одним из существенных условий договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО является место накопления ТКО, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО.
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в определении от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944, согласно положениям Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
При этом региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из приведенных положений следует, что услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Таким образом, региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Таким образом, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
В такой ситуации, когда место накопления ТКО потребителя не входит в территориальную схему и письменный договор в виде одного подписанного сторонами документа не заключен, а региональный оператор настаивает на состоявшемся оказании услуг по обращению с ТКО этому потребителю и необходимости их оплаты, то региональный оператор должен прямо доказать факт оказания таких услуг достаточными доказательствами, а не ограничиваться ссылкой на презумпцию образования отходов от деятельности потребителя и (или) абонентский характер договора (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
В качестве места накопления ТКО в настоящем случае в проекте договора истца указаны адреса объектов, то есть: г. Нижневартовск, ул. Новая, д. 12 и г. Нижневартовск, п. Магистраль, д. 17а.
Между тем, данные места накопления ТКО в исковой период не включены в Территориальную схему обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, утвержденную распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.10.2016 N 559-п, соответствующие доказательства истцом не представлены.
Применительно к изложенному, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащим установлению, является обстоятельства фактического оказания услуг в пользу ответчика в исковой период.
Вместе с тем из материалов настоящего дела не усматривается наличие доказательств, подтверждающих оказание услуг региональным оператором путем вывоза ТКО из указанных мест накопления ТКО (площадок), как и иных доказательств, свидетельствующих об утилизации ТКО с объектов ответчика.
В свою очередь, при надлежащем исполнении своих обязательств для регионального оператора не составляет особой сложности подтверждение факта оказания услуг в пользу потребителей.
Довод о том, что в настоящее время место накопление ТКО по адресу: г.Нижневартовск, ул. Новая, д. 12 включено в Территориальную схему обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, не принимается судебной коллегией во внимание.
АО "Югра-Экология" в иске заявлено требование о взыскании долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.07.2019 по 31.03.2020 и с 01.05.2020 по 30.11.2020.
В свою очередь данные о спорном объекте включены в Территориальную схему обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре только 30.12.2021 (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.12.2021 N 767-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 21.10.2016 N 559-рп "О Территориальной схеме обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Включение мест накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре позднее заявленного истцом периода оказания услуг не может являться основанием для вывода об обоснованности данных требований регионального оператора в сфере обращения с ТКО.
Кроме того, сведения о включении места накопления ТКО по адресу г. Нижневартовск, п. Магистраль, д. 17а отсутствуют.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что АО "Югра-Экология" не доказано оказание ответчику услуг по обращению с ТКО в исковой период.
В силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для изменения решения суда.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.10.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-7835/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Югра-Экология" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водолей" судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Возвратить акционерному обществу "Югра-Экология" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 392 руб., уплаченную по платежному поручению от 21.04.2022 N 4868.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7835/2022
Истец: АО "ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ"
Ответчик: ООО "ВОДОЛЕЙ"