г. Самара |
|
03 марта 2023 г. |
дело N А55-502/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Барковской О.В., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Волгушева А.В., доверенность от 29.11.2022, диплом,
от индивидуального предпринимателя Зверевой Галины Александровны представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу NА55-502/2022 (судья Шехмаметьева Е.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к индивидуальному предпринимателю Зверевой Галине Александровне (ОГРНИП 318631300194004, ИНН 631602393765) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Зверевой Галине Александровне (далее - ответчик) о взыскании 189 656,28 руб.задолженности по договору N ТКО-12647 от 30.09.2019 за период с 01.01.2019 по 31.10.2020.
Решением от 09.08.2022 с индивидуального предпринимателя Зверевой Галины Александровны в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" взыскано 175 288,38 руб. задолженности, а также 6183 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом в части исключения из расчета задолженности НДС, просит решение в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда в части отказа во взыскании задолженности с учетом НДС, не соответствует действующим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, регулирующим обращение с ТКО, а также нарушает права и законные интересы регионального оператора в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом сделан необоснованный вывод о том, что если ответчик освобожден от уплаты НДС (так как применяет упрощенную систему налогообложения), то это является основанием для не начисления региональным оператором НДС за услуги по обращению с ТКО. Указанный вывод противоречит нормам материального права, регулирующих отношения как в сфере налогообложения, так и в сфере оказания услуг по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020, N 719 от 15.12.2021 утвержден единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебно заседании.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется ООО "ЭкоСтройРесурс".
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
В собственности ответчика согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.04.2013 находится объект недвижимости - нежилое помещение площадью 269,2 кв. м. этаж 1, комнаты 21-26, 32-41, расположенные по адресу: г.Самара, Самарский район, ул. Ленинградская/ ул. Самарская, д. 75/59.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-12647 от 30.09.2019 по типовой форме договора, согласно которому истец принимает на себя обязательства оказывать услуги по погрузке ТКО, а также их транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению.
Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
По своей правовой природе договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к договору возмездного оказания услуг, в связи с чем, отношения сторон регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах установленного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Единый тариф на услуги ООО "ЭкоСтройресурс" утвержден приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020.
В соответствии с пунктом 16 договора стороны согласовали производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
С 01.01.2019 истец оказывал ответчику услуги по транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО. За период с 01.01.2019 по 31.10.2020 истец оказал ответчику услуги в соответствии с условиями договора на сумму 189 656, 28 руб. и направил в адрес ответчика универсальные передаточные акты.
Ответчик оказанные услуги не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен.
Указанные довод судом первой инстанции обоснованно отклонен в силу пунктов 8(4), 8(8), 8(10), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Из материалов дела следует, что 18.09.2019 от потребителя поступила заявка на заключение договора по обращению с ТКО. Региональным оператором был подготовлен проект договора и вручен потребителю.
Ответчик в течение 15 дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор не подписал, мотивированный отказ от заключения договора в адрес истца не направил.
Согласно 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Таким образом, договор N ТКО-12647 от 30.09.2019 считается заключенным на условиях типового договора.
При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика задолженности по договору, судом первой инстанции правомерно признано обоснованным.
Также ответчик указал, что истцом в расчет задолженности необоснованно включен налог на добавленную стоимость.
Указанный довод судом первой инстанции правомерно признан обоснованным.
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению НДС оказание услуг по обращению с ТКО региональными операторами по обращению с ТКО. В целях применения указанного подпункта к таковым относятся услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.
Из системного толкования статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 установлены единые предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО " ЭкоСройРесурс", согласно которому с 01.01.019 по 30.06.2019 единый предельный тариф установлен для всех потребители (без НДС), для населения с учетом НДС (Приложение к приказу).
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781 установлены единые предельные тарифы на услугу ООО "ЭкоСройРесурс", согласно которому с 01.01.2020 единый предельный тариф установлен для всех потребители (без НДС), для населения с учетом НДС (Приложение к приказу).
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 18.12.2020 N 830 "О корректировке единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экостройресурс" скорректирован единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" на 2021 - 2022 годы.
Приложение к приказу Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" изложено в иной редакции, а именно предельный тариф для населения установлен с учетом НДС, для иных потребителей (без НДС), с учетом НДС.
Указанным Приказом единый предельный тариф установлен на период с 01.01 2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 14.10.2020, с 15.10.2020 по 31.12.2020.
Вместе с тем приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 18.12.2020 N 830 вступил в силу с 01.01.2021 (пункт 4 Приказа).
Поскольку указанный Приказ вступил в силу с 01.01.2021, с учетом действия нормативных актов во времени (статья 4 ГК РФ), оснований для его распространения на 2020 год не имеется.
Таким образом, на 2019 и 2020 годы единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс установлен без НДС.
Вместе с тем, расчет задолженности за услуги оказанные в 2019 году с учетом НДС истцом произведен правильно.
Согласно пункту 36 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами не подлежат налогообложению.
Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации " положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
На основании изложенного за период 2019 года расчет задолженности должен производиться с учетом налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно произвел перерасчет суммы задолженности, исключив из расчета сумму НДС за 2020 год, что составило 14 367,90 руб. (1436,79*10).
С учетом изложенного, исковые требования удовлетворены частично в размере 175 288,38 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2022 года по делу N А55-502/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-502/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ИП Зверева Галина Александровна
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 20 по Самарской области