г. Владимир |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А39-8273/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.03.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.12.2022 по делу N А39-8273/2022, принятое по заявлению закрытого акционерного общества Племзавод "Семеновский" (ИНН 1207001820, ОГРН 1021201050034) о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выразившегося в письме от 27.09.2022 N13-ИВ/13072.
В судебном заседание принял участие представитель закрытого акционерного общества Племзавод "Семеновский" - Петухова О.Н. по доверенности от 26.10.2022 сроком на 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 12:08:0000000:1136, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, д. Михайловка, землепользование "Шокта-Агро", выразившееся в письме N 13 -ИВ/13072 от 27.09.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар".
Решением от 07.12.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказав в заявленных требованиях.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Пояснил, что в связи с отсутствием в представленном на рассмотрение комплекте документов решения органа управления агропромышленного кодекса об оказании государственной поддержки заявителю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отказало в представлении Обществу земельного участка на праве аренды и дало Управлению поручение от 26.09.2022 N АШ-10/42570 организовать работу по предоставлению земельного участка в хозяйственный оборот путем проведения торгов на право заключения договора аренды. Данная информация была сообщена заявителю письмом от 27.09.2022 N 13-ИВ/13072. Отмечает, что в настоящий момент проводятся все необходимые мероприятия для организации торгов. Кроме того, сообщил, что письмом от 14.10.2022 N 13/13968 Управление повторно отправило пакет документов Общества на рассмотрение в Росимущество, ответ до настоящего дела не получен.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель жалобы и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя жалобы и третьих лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что требование об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, как обязательное условие предоставления земельного участка в аренду без торгов, распространяется как на крестьянские (фермерские) хозяйства, так и на сельскохозяйственные организации, претендующие на получение земельного участка на этом правовом основании.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением от 28.04.2022 б/н о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 12:08:0000000:1136, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Советский район, д. Михайловка, землепользование "Шокта-Агро", площадью 2 512 105 кв.м. К заявлению о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, Обществом были приложены соглашения о предоставлении субсидий от 07.04.2022, от 25.04.2022.
Письмом от 27.05.2022 N 13-ИВ/7462 Управление направило комплект документов на рассмотрение в Росимущество.
Поручением от 26.09.2022 N АШ-10/42570 Росимущество отказало в предоставлении земельного участка на праве аренды на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на отсутствие в представленном на рассмотрение комплекте документов решений органа управления агропромышленного кодекса об оказании государственной поддержки Обществу и поручило Управлениею с целью эффективного использования федерального земельного участка, а также обеспечения наполняемости федерального бюджета:
* с учетом сведений в документах территориального планирования обеспечить сбор информации об имеющихся ограничениях использования земельного участка, ограничениях оборотоспособности, путем направления в уполномоченные органы соответствующих запросов;
* провести обследование земельного участка на предмет наличия (или отсутствия) объектов недвижимого имущества и водных объектов;
* после проведенных вышеуказанных мероприятий и при наличии законных оснований в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, организовать работу по предоставлению земельного участка в хозяйственный оборот путем проведения торгов на право заключения договора аренды в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление в письме от 27.09.2022 N 13-ИВ/13072 сообщило Обществу о поступлении и содержании поручения от 26.09.2022 N АШ-10/42570 Росимущества.
Не согласившись с отказом Управления в предоставлении земельного участка, Общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия у Управления полномочий по рассмотрению заявления и принятию соответствующего решения в отношении спорного земельного участка независимо от наличия или отсутствия поручения Росимущества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
Согласно пункту 4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утв. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4.1.14 указанного Положения установлено, что территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии с пунктом 4.2.23 Положения по поручению Агентства территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений по спорному вопросу, не должны являться препятствием осуществления лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, права на получение соответствующего решения в установленный законом срок. Необходимость оформления Росимуществом поручения не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В рассматриваемом случае Управление, отказывая со ссылкой на поручение Росимущества от 26.09.2022 N АШ-10/42570 в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, указало на отсутствие доказательств участия в программах, а именно решения регионального органа об оказании государственной поддержки.
Вместе с тем, из материалов дела следует, и Управлением не отрицается, что в обоснование своего права на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов Общество предоставило вместе с заявлением соглашения от 07.04.2022 N 10-2022-017523, от 25.04.2022 N 10-2022-027299 о предоставлении субсидии в сфере развития сельского хозяйства.
Согласно пункту 1.1 соглашения от 07.04.2022 N 10-2022-017523 предметом соглашения является предоставление в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством, реализацией и (или) отгрузкой на собственную переработку сельскохозяйственной продукции, в рамках приоритетной подотрасли агропромышленного комплекса - производство молока, подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2025 годы.
Согласно пункту 1.1 соглашения от 25.04.2022 N 10-2022-027299 предметом соглашения является предоставление из бюджета Республики Марий Эл в 2022 году субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с содержанием племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в рамках поддержки сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2025 годы.
Пунктом 7.2 соглашений установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению.
Соглашения подписаны в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В соответствии с Правилами предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и Правилами предоставления субсидий на стимулирование развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования, направленных на прирост производства молока в течение 5 рабочих дней после дня принятия решения о предоставлении субсидии заключает с претендентами, прошедшими отбор, соглашения о предоставлении субсидии в текущем финансовом году в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Решение о предоставлении субсидий оформляется приказом.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство указало на участие Общества на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014-2025 годы от 20.11.2012 N 428. В 2022 году Обществу были представлены субсидии: на поддержку развития племенного животноводства (постановление Правительства Республики Марий Эл от 07.03.2013 N 55 "Об утверждении Правил предоставления средств на поддержку сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а также субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл" (основание: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 22.04.2022 N 107 "О результатах отборов претендентов на получение субсидий")); на стимулирование развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования, направленных на прирост производства молока (постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.03.2022 N 126 "Об утверждении правил предоставления субсидий на стимулирование развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования, направленных на прирост производства молока" (основание: приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 06.04.2022 N 88 "О результатах отборов претендентов на получение субсидий"). Также Обществу были предоставлены и иные меры государственной поддержки в рамках реализации мероприятий государственной программы.
При этом судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены доводы Управления со ссылкой на письмо Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130 "О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению на приобретение земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень).
В пункте 34 Перечня приведены документы, предоставляемые заявителем при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Указания на решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки названный пункт не содержит.
При этом письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 15/130 датировано 14.02.2018, т.е. до утверждения соответствующего Перечня.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество на момент обращения в Управление, являлось участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, следовательно, соответствовало критерию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Из материалов дела также следует, что в Управление поступало обращение общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" от 27.12.2021 N 98 о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 12:08:0000000:1136. Между тем, письмом от 05.10.2022 N 62 общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" направило Управлению просьбу не рассматривать ранее направленное обращение от 27.12.2021 N 98 в части предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 12:08:0000000:1136. Как поясняло Общество, и не отрицалось участниками процесса, объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, принадлежавшие ранее обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар", приобретены Обществом с целью реализации инвестиционного проекта.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Управления и нарушении данным решением законных прав и интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 07.12.2022 по делу N А39-8273/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8273/2022
Истец: ЗАО Племзавод "Семеновский"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензинской области
Третье лицо: Министерство сельскогохозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Онар", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Арбитражный суд Республики Марий Эл