город Томск |
|
3 марта 2023 г. |
Дело N А45-10089/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры г. Бердска, Прокуратуры Новосибирской области (N 07АП-276/2023(1)(2)) на решение от 08.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10089/2022 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автобилеты" (ОГРН 1135476134848, ИНН 5406757288, г. Новосибирск, проспект Красный, дом 4) к 1) Прокуратуре г. Бердска, 2) Прокуратуре Новосибирской области, о признании недействительным представления N 2-12-2022 от 14.03.2022,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1) Муниципального унитарного предприятия "Маслянинскавтотранс" (633564, Новосибирская область, Маслянинский район, Маслянино рабочий поселок, Советская улица, 47, ОГРН: 1025405426518, ИНН: 5431106466), 2) Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630108, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Станционная, д.24).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бузунова О.С. - доверенность от 09.01.23
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьих лиц: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автобилеты" (далее - заявитель, общество, ООО "Автобилеты") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Прокуратуре г. Бердска, Прокуратуре Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Прокуратура) о признании недействительным представления N 2-12-2022 от 14.03.2022.
Определениями суда от 30.05.2022, 25.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие "Маслянинскавтотранс", Западно - Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2022 заявленные требования удовлетворены, представление от 14.03.2022 N 2-12-2022, вынесенное Прокурором города Бердска Новосибирской области, об устранении законодательства при осуществлении перевозок пассажиров, признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура г. Бердска и Прокуратура Новосибирской области обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателей апелляционных жалоб суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о наличие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем не представлены доказательства нарушения его прав представлением Прокурора.
В порядке статьи 262 АПК РФ ООО "Автобилеты" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в ходе проверки, проведенной по поручению Прокуратуры Новосибирской области, по вопросу невозможности приобретения пассажирами на остановочных пунктах "ДКП г. Искитим" и "Вокзал г.Бердск", принадлежащих ООО "Автобилеты", билетов на автобусы по регулярным маршрутам "АС р.п. Маслянино - АС "Железнодорожная" г. Новосибирск", Прокуратурой установлено, что 01.01.2021 между ООО "Автобилеты" (далее- агент) и МУП "Маслянинскавтотранс" заключен агентский договор N 19АБ-2021 (далее- перевозчик), по условиям которого, перевозчик поручает, а агент принимает на себя обязательство от имени и за счет перевозчика заключать и расторгать договоры перевозки пассажиров и багажа в виде оформления и реализации пассажирам перевозочных документов (билетов и багажных квитанций) на регулярные рейсы перевозчика, осуществляемые согласно расписанию, оформленным в соответствии с действующим законодательством и тарифам, утвержденным перевозчиком, а также обязуется оказать перевозчику от его имени и за счет иные действия, не связанные с перемещением пассажиров и багажа и использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.
25.10.2021 в добровольном порядке по инициативе МУП "Маслянинскавтотранс" агентский договор N 19АБ-2021 от 01.01.2021 расторгнут.
МУП "Маслянинскавтотранс" 15.11.2021 направило письмо в адрес ООО "Автобилеты" с просьбой заключить договор на продажу билетов в пункте АС "Вокзал г. Бердск" и согласовать расписание маршрута N 576 Л1 "АС р.п. Маслянино - АС "Железнодорожная" г. Новосибирск".
Остановочный пункт "Вокзал г. Бердск" включен в регулярные маршруты N 576 Л1, Л2 "АС р.п. Маслянино - АС "Железнодорожная" г. Новосибирск", согласно Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Новосибирской области, утвержденных Министерством транспорта и связи Новосибирской области.
Поскольку ООО "Автобилеты" договор на продажу билетов на остановочном пункте "Вокзал г. Бердск" не заключен, Прокуратура пришла к выводу, что указанные действия (бездействие) общества нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, в том числе при перевозках, по междугородным маршрутам N 576 Л1, Л2 "АС р.п. Маслянино-АС "Железнодорожная" г. Новосибирск", в связи с чем 11.03.2022 в адрес ООО "Автобилеты" Прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с представлением Прокуратуры, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что остановочный пункт г. Бердск не является объектом транспортной инфраструктуры, на территории города Бердска располагаются пункты продажи билетов, принадлежащих ООО "Автобилеты", следовательно, выданное представление нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу положений пункта 9 статьи 1 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на субъектов транспортной инфраструктуры, к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции (подпункт "а" части 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Остановочным пунктом в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" признается место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Таким образом, остановочный пункт представляет собой территорию, предназначенную для остановки транспортных средств для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220- ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) к объектам транспортной инфраструктуры относятся исключительно автовокзалы и автостанции: автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Таким образом, исходя из законодательно установленных понятий, остановочные пункты не отнесены законодателем к объектам транспортной инфраструктуры.
При этом, исходя из системного толкования нормативно-правовых актов, остановочные пункты подразделяются на: расположенные на территории автовокзала или автостанции, являющихся в соответствии с Законом N 220-ФЗ объектами транспортной инфраструктуры; расположенные вне территории автовокзалов и автостанций, и относящиеся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что остановочный пункт "ОП г. Бердск" внесен в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок Минтрансом России 14.04.2022 за регистрационным N 54019, как остановочный пункт, расположенный вне территории автовокзала или автостанции, о чем свидетельствуют сведения, указанные в данном реестре на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" (https://220fz.rosavtotransport.ru/assets/stations).
То обстоятельство, что остановочный пункт "ОП г. Бердск" (регистрационный N 54019) расположен в границах населенного пункта вне территории автовокзала (автостанции) подтверждается заключением Западно-Сибирского МУГАДН от 14.01.2022 N8.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действующее законодательство не содержит требований по размещению билетных касс непосредственно на территории остановочных пунктов, в связи с чем выданное представление нарушает права и законные интересы заявителя.
Позиция заявителя о том, что остановочные пункты, расположенные вне территории автовокзалов и автостанций, не включены в перечень объектов транспортной инфраструктуры, определенный пунктом 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, и являются элементами обустройства автомобильных дорог, подтверждается ответом Минтранса России от 23.06.2022 N ДЗ/16504 -ИС.
Кроме того, решением Центрального районного суда города Новосибирска от 21.12.2022 по делу N 2-4844/2022 в удовлетворении иска Прокурора города Бердска в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Автобилеты" о признании незаконным бездействие ООО "Автобилеты" в части уклонения от заключения агентских договоров с перевозчиками на продажу билетов, обязании ООО "Автобилеты" устранить нарушения законодательства, предоставив юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршрутам N 576 Л1, Л2 "АС р.п. Маслянино - АС "Железнодорожная" г. Новосибирск" в пользование услуги, оказываемые в остановочном пункте АС "Вокзал г. Бердск" путем заключения агентского договора на продажу билетов в указанном остановочном пункте, отказано.
В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податели апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10089/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Прокуратуры г. Бердска, Прокуратуры Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10089/2022
Истец: ООО "АВТОБИЛЕТЫ"
Ответчик: Прокуратура г.Бердск, Прокуратура Новосибирской области
Третье лицо: Западно - Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, МУП "Маслянинскавтотранс", Прокуратура Томской области, Седьмой арбитражный апелляционный суд