г. Тула |
|
3 марта 2023 г. |
Дело N А09-5193/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Волошиной Н.А, и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу производственного кооператива "Светоч" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.08.2022 по делу N А09-5193/2022 (судья Грахольская И.Э.), принятое по исковому заявлению производственного кооператива "Светоч" (г. Брянск, ОГРН 1033265006532, ИНН 3234004623) к межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772), управлению ФНС России по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244026605, ИНН 3250057478) о признании незаконными решений налоговых органов;
при участии в заседании:
от управления ФНС по Брянской области - Терехова (доверенность от 13.12.2022 N 110);
от производственного кооператива "Светоч" - Помков Г.А.(паспорт), Новиков Н.Н. (доверенность от 09.01.2023 N 01/2023, паспорт, диплом);
УСТАНОВИЛ:
производственный кооператив "Светоч" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (далее - инспекция) от 09.03.2022 N 1357А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ; о признании незаконным и отмене принятого управлением ФНС России по Брянской области (далее - управление) решения по жалобе кооператива от 21.04.2022 N 215-08/07290.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.08.2022 кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований к инспекции; производство по делу в части требований кооператива о признании незаконным решения управления от 21.04.2022 прекращено.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, кооператив обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что отказ инспекции во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о выходе участника из состава кооператива на том основании, что в составе кооператива становится 1 член, законодательством не предусмотрен; считает, что в решении инспекции не указано основание отказа в государственной регистрации; полагает, что членство Ломковой С.В. в кооперативе прекратилось в день ее смерти 28.05.2019; выражает несогласие с прекращением производства по делу в части требований к управлению.
Инспекция и управление в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, кооперативом в связи с внесением изменений в устав юридического лица и прекращением прав участников на долю, в инспекцию были представлены документы в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Решением от 09.03.2022 N 1357А инспекция отказала кооперативу в государственной регистрации, так как число членов кооператива после их выхода станет менее пяти человек.
Не согласившись с решением инспекции, кооператив обратился в управление, которое решением от 21.04.2022 оставило жалобу кооператива без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд Брянской области.
Отказывая кооперативу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
При этом в заявлении подтверждается, что представленные на государственную регистрацию учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона N 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Деятельность производственных кооперативов регулируется Федеральным законом от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон N 41-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 41-ФЗ число членов кооператива не может быть менее чем пять человек.
Согласно сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, участниками кооператива являются 5 человек: Ломков Г.А., Ломков Е.Г., Ломкова С.В., Синица А.В. и Синица Е.П.
Как следует из материалов дела, на общем собрании кооператива 10.02.2022 принято решение о выходе из состава кооператива Ломкова Е.Г., Синица А.В., Синица Е.П. в связи с продажей их пая Ломкову Г.А., а также об исключении из состава членов кооператива Ломковой С.В. в связи с ее смертью.
В инспекцию 01.03.2022 (вх. N 1357А) было представлено заявление по форме Р13014 в связи с прекращением прав участников на долю, а именно, прекращением прав 4 человек: Ломкова Е.Г., Ломковой С.В., Синица А.В. и Синица Е.П.
С учетом изложенного, подача кооперативом в инспекцию документов, не отвечающих признаку достоверности, в том числе с учетом требований Закона N 41-ФЗ, регламентирующего статус и порядок функционирования кооператива, рассматривается как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, как это предусмотрено пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Следовательно, вопреки доводу апеллянта, решение инспекции от 09.03.2022 N 1357А содержит основание отказа - пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что членство Ломковой С.В. в кооперативе прекратилось в день ее смерти 28.05.2019, отклоняется судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии со ст. 106.5 ГК РФ членство в кооперативе может быть прекращено по воле члена кооператива путем выхода из кооператива или передачи пая другому лицу. Членство в кооперативе может быть прекращено также в результате принятия общим собранием членов кооператива решения об исключении лица из кооператива.
В силу ст. 22 Закона N 41-ФЗ исключение из членов кооператива допускается только по решению общего собрания членов кооператива в случае, если член кооператива не внес в установленный уставом кооператива срок паевой взнос, либо в случае, если член кооператива не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, возложенные на него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных уставом кооператива; исключение из членов кооператива по основаниям, не предусмотренным Законом N 41-ФЗ и уставом кооператива, не допускается.
Согласно п. 1 ст. 1176 ГК РФ в состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.
На основании п. 3 ст. 7 Закона N 41-ФЗ в случае смерти члена кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива, причитающиеся ему заработную плату, премии и доплаты.
Аналогичные положения содержит п. 4.7 главы IV устава кооператива.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде доли (пая) участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) производственного кооператива переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Право наследования выморочного имущества не ограничено сроками вступления в наследство. Таким образом, отсутствие или отказ наследников от доли, длительные сроки вступления в наследство не влекут перехода доли умершего участника к кооперативу (в случае если уставом юридического лица не предусмотрено специальных положений в отношении наследования доли).
С учетом изложенного, решение инспекции от 09.03.2022 N 1357А об отказе в государственной регистрации на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ является законными и не нарушает права кооператива.
Кроме того, вопреки доводу апеллянта, так как при рассмотрении в суде спора в порядке гл. 24 АПК РФ решение вышестоящего налогового органа может являться самостоятельным предметом спора, только если оно представляет собой новое решение или по мотиву нарушения сроков и порядка его принятия, а сведений о несоблюдении порядка рассмотрения жалобы или нарушения прав заявителя в материалах дела не содержится, производство по делу в части требований кооператива о признании незаконным решения управления от 21.04.2022 правомерно прекращено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.08.2022 по делу N А09-5193/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5193/2022
Истец: "Светоч"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области, Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области
Третье лицо: 20 ААС