г. Владивосток |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А51-11718/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Д.А. Самофала, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис",
апелляционное производство N 05АП-8264/2022
на решение от 14.11.2022
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-11718/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации Михайловского муниципального района (ИНН 2520006316, ОГРН 1022500859490)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ИНН 2520001614, ОГРН 1052502176187)
об обязании совершить действия,
при участии:
от истца: представитель Криволап И.Г., по доверенности от 30.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 17677), служебное удостоверение; представитель Светайло А.И., по доверенности от 13.02.2023, сроком действия по 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 5968), копия свидетельства о заключении брака, служебное удостоверение;
от ответчика: представитель Невенчанных О.В., по доверенности от 06.04.2022, сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 15047), паспорт;
УСТАНОВИЛ:
администрация Михайловского муниципального района Приморского края (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ответчик, общество, ООО "Жилсервис", апеллянт) об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить заявки о согласовании размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на придомовой территории домов N 15, 22 расположенных в квартале 1 в с. Михайловка, Михайловского района, Приморского края в орган местного самоуправления - администрацию Михайловского муниципального района и после получения согласования администрации Михайловского муниципального района - создать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовых территориях домов N 15, 22, расположенных в квартале 1 в с. Михайловка, Михайловского района Приморского края.
Решением от 14.11.2022, арбитражный суд, установив ответчику срок для создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовых территориях спорных домов, удовлетворил исковые требования в редакции истца.
Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы об исключении из тарифа по вывозу ТБО затраты по содержанию и текущему ремонту контейнерных площадок в полном объеме. Контейнерные площадки для сбора ТБО были установлены до того как ООО "Жилсервис" взяло спорные МКД на обслуживание. Апеллянт настаивал, что контейнерные площадки расположены на неоформленных земельных участках, которые не являются придомовой территорией и не входят в состав общего имущества спорных МКД, ввиду чего обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, а не управляющая компания или обслуживающая организация ООО "Жилсервис".
В возражениях на апелляционную жалобу администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами, настаивая на законности принятого судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность принятого судебного акта Пятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Жилсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования с. Михайловка, в том числе расположенных по адресам: Приморского края, Михайловского района, с. Михайловка квартал 1 дома N 15, 22.
По доводам истца, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для указанных МКД никем не содержатся.
Полагая, что содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должны содержаться управляющей компанией, администрация письмами от 26.03.2020, от 22.04.2020 обратилась в ООО "Жилсервис", о необходимости уборки контейнерных площадок, используемых собственниками МКД, и о необходимости проведения собрания собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу включения контейнерных площадок в перечень общего имущества и осуществлять их содержание.
Ответными письмами от 30.03.2020 N 68, от 22.05.2020 N 98 ответчик выразил несогласие с требованием истца, указав, что контейнерные площадки расположены на муниципальных земельных участках, ввиду чего не являются общим имуществом МКД и именно региональный оператор отвечает за обращение ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО.
Ссылаясь на неправомерное уклонение ответчика как управляющей организации от исполнения обязанности по содержанию мест по сбору твердых коммунальных отходов для спорных домов, истец обратился в суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд руководствовался статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) и исходил из законодательно возложенной на ответчика обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных жилых домов находящихся в его управлении, которая в данном случае не была исполнена ответчиком.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу пункта 26(1) Минимального перечня N 290 в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В Правилах N 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 на общество как на управляющую организацию спорных жилых домов возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей территории к ним является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что, в свою очередь, относится к обязанностям управляющей компании.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства с позиций вышеназванных норм права, суд пришел к правомерному выводу о возложении на управляющую организацию обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО ввиду непринятия мер последней по согласованию мест накопления с администрацией. Доказательств обращения управляющей организации к администрации в порядке, установленном Правилами N 1039, ответчиком не представлено. Как следствие, суд удовлетворил требования администрации и обязал ответчика согласовать размещение мест сбора твердых коммунальных отходов и содержать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных жилых домов находящихся под его управлением.
Судом со ссылками на нормы Закона N 89-ФЗ, Правила N1039 обоснованно отмечено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления отходов и ведут реестр площадок. Несмотря на наличие мест накопления твердых коммунальных отходов, ответчик с соответствующей заявкой не обращался. В реестр площадок придомовые территории домов N15 и 22 квартала 1 с. Михайловка не включены. Вместе с тем, обязательство нести расходы на содержание мест накопления отходов, образовывающихся в процессе жизнедеятельности собственников МКД, у органа местного самоуправления отсутствует.
Довод жалобы о наличии обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО у администрации подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм права. Согласно положениям статей 161, 162 ЖК РФ, Правил N 170, Правил N 491, Минимального перечня N 290, Правил N 1039 обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей организацией, в управлении которой они находятся.
То обстоятельство, что общество исключило из тарифа по вывозу ТБО затраты по содержанию и текущему ремонту контейнерных площадок, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в соответствии с пунктом 17 Правил N 491 содержания общего имущества в МКД собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
На основании части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома этой управляющей организации.
С учетом вышеизложенного ООО "Жилсервис" как управляющая компания вправе организовать общее собрание собственников спорных жилых многоквартирных домов по вопросу утверждения тарифа по содержанию и текущему ремонту контейнерных площадок.
Доводы апеллянта о том, что суд вышел за предела заявленных требований, установив 45 дней для создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовых территориях спорных домов, коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд при необходимости устанавливает порядок и сроки исполнения решения. Следовательно, суд вправе при принятии решения указать срок его исполнения.
Кроме того, как следует из резолютивной части обжалуемого решения, суд указал, что ответчик обязан в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить заявки о согласовании размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на придомовой территории домов N 15, 22 расположенных в квартале 1 в с. Михайловка, Михайловского района, Приморского края в орган местного самоуправления - администрацию Михайловского муниципального района и после получения согласования администрации Михайловского муниципального района - создать в течение 45 рабочих дней и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовых территориях домов N 15, 22, расположенных в квартале 1 в с. Михайловка, Михайловского района Приморского края, то есть в соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ установил срок исполнения его решения в указанной части, а именно: в течение месяца с даты вступления решения в законную силу, и далее в течение 45 рабочих дней после получения согласования администрации создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на придомовых территориях спорных домов.
Таким образом, довод апеллянта о невозможности исполнения судебного акта в установленный судом срок не находят своего подтверждения и не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд не выходил за пределы заявленных истцом требований, ввиду чего доводы жалобы об обратном коллегией отклоняются.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2022 по делу N А51-11718/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11718/2022
Истец: Администрация Михайловского муниципального района Приморского края
Ответчик: ООО "ЖИЛСЕРВИС"