город Воронеж |
|
5 марта 2024 г. |
Дело N А14-1128/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от ООО "Рыканские сады": Шаповалова Н.В. - представитель по доверенности от 05.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области: Скляров А.А. - представитель по доверенности Nб/н от 28.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", служебное удостоверение, Волчанский А.В. - представитель по доверенности Nб/н от 22.12.2023, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рыканские сады" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2023 по делу N А14-1128/2022, по заявлению ООО "Рыканские сады" (ОГРН 1123668004250, ИНН 3616015056, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (ОГРН 1043600195924, ИНН 3663052143, г. Воронеж), о признании незаконным сообщения от 26.05.2021 N507832 в части излишне рассчитанного налога в размере 1 202 999,20 руб., об обязании произвести перерасчет земельного налога по ставке 0,3 %,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рыканские сады" (далее - ООО "Рыканские сады", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (далее - Инспекция) о признании незаконным сообщение налогового органа от 26.05.2021 N 507832 в части излишне рассчитанного налога в размере 1 202 999,2 руб., обязать заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя - произвести перерасчет земельного налога по ставке 0,3 % (с учетом принятых определением суда от 26.04.2022 уточнений заявленных требований).
Решением от 16.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество имеет право на применение ставки 0,3 %, поскольку категория земель - земли сельхозназначения, и материалами дела подтвержден факт её возделывания в соответствии с видом разрешенного использования. Подробно поводы изложены в жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражала на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Рыканские сады" принадлежат на праве собственности земельные участки, вид разрешенного использования - "для садоводства и дачного строительства", в силу чего оно является плательщиком земельного налога.
Налоговый орган в порядке п.5 ст.397 НК РФ направил налогоплательщику сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 507832 от 26.05.2021, согласно которому сумма земельного налога за 2020 год исходя из налоговой ставки в размере 1,5% составила 1503749 руб.
Не согласившись с размером ставки, и полагая обоснованной ставку в размере 0,3 %, общество обжаловало данное сообщение.
Решением УФНС России по Воронежской области от 14.03.2022 N 20-10/01/07341@, жалоба оставлена без удовлетворения.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения ООО "Рыканские сады" в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч.1 ст.198, ч.2 ст.201 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Соответственно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Начиная с отчетности за 2020 год, налоговая декларация по земельному налогу налогоплательщиками - организациями не представляется (часть 9 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 НК РФ налоговой орган по месту нахождения земельного участка формирует Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога рассчитанном на основании имеющихся у территориальных налоговых органов сведений.
Сообщение формируется в целях обеспечения полноты уплаты налогов и включает сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Аналогичные положения содержатся Решении Совета народных депутатов Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 22.12.2018 N 129, на территории которого находятся земельные участки заявителя по делу.
Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 разъяснено, что налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик. Иное понимание указанных норм налогового законодательства может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3 процентов будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
При этом виды разрешенного использования земельных участков в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Виды разрешенного использования установлены Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N 17/0412 (далее - Классификатор). Ранее действовавший Классификатор содержал аналогичные виды разрешенного использования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки относятся к категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют вид разрешенного использования - "для садоводства и дачного строительства".
Как верно указал суд области, по смыслу положений Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями ст.ст.77, 78 ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, свидетельствуют о том, что субъектами ведения садоводства и огородничества, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для ведения садоводства и огородничества", являются лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Из вышеизложенного следует, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, а не в целях извлечения прибыли.
В данном случае у Общества, как коммерческой организации, сдающей спорные участи в аренду, отсутствует возможность применения пониженной ставки земельного налога.
Доказательств того, что арендаторы использовали земельные участки в связи с их видом разрешенного использования, а именно, для садоводства либо дачного строительства, суду не представлено.
Довод Общества о том, что спорные земельные участки использовались для сенокошения луговой травы, которая вырастала естественным образом, не принимается судом, поскольку из вышеуказанного Классификатора видов разрешенного использования земельных участков "Сенокошение" является одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения с кодом 1.19, в то время как для такого вида разрешенного использования как "Садоводство" указан код 1.5.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.12.2022 по делу N А23-1678/2022
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований в порядке ст.198 АПК РФ, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из доходов федерального бюджета Шаповаловой Наталье Васильевне, оплатившей государственную пошлину за ООО "Рыканские сады" по чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 05.12.2023, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области 16.11.2023 по делу N А14-1128/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1128/2022
Истец: ООО "Рыканские сады"
Ответчик: ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Воронежской области
Третье лицо: Ип Глава Кфх Мануковский Алексей Александрович, Ип Глава Кфх Мельникова Марина Сергеевна, МИ ФНС N 15 по Воронежской области