г. Челябинск |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А07-29687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2022 по делу N А07-29687/2021.
Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Республике Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 2 070 000 руб. (т. 1, л.д. 9-15).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан, Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2022 исковые требования администрации удовлетворены в полном объеме (т. 2, л.д. 148-158).
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом неверно применены положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" в части указания на расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан по обеспечения всех членов семьи Изилановых жилым помещением. Так, по мнению заявителя, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления, обеспечение жилым помещением ребенка-инвалида должно осуществляться за счет субвенций, предоставляемым местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан, а обеспечение жилым помещением его родителей - за счет средств органов местного самоуправления городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан. Заявитель указывает, что перечисление объема субвенций производится не за счет конкретного взыскателя, а в соответствующий бюджет муниципальных образований в Республике Башкортостан и исключительно в рамках лимитов бюджетных обязательств. Считает, что вина Министерства в причинении администрации города Нефтекамска отыскиваемых убытков отсутствует, поскольку на реализацию в 2020 году мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний по городскому округу город Нефтекамск Республики Башкортостан была предусмотрена субвенция в размере 1 119 700 руб. Впоследствии сумма увеличивалась до 1 155 000 руб. Указанной суммы было достаточно для приобретения жилого помещения для двух членов семьи Изилановых, самого ребенка-инвалида и его матери, остальные члены семьи должны были обеспечиваться жилым помещением за счет бюджета администрации как исполнение собственных полномочий (предоставление жилья малоимущим). Таким образом, субвенция на реализацию в 2020 году мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний по городскому округу город Нефтекамск Республики Башкортостан, была заложена в республиканском бюджете и выделена администрации в необходимом объеме, что позволяло муниципалитету обеспечить жилым помещением ребенка-инвалида. Помимо этого заявитель жалобы утверждает, что Министерство не является надлежащим ответчиком в настоящем споре с учетом того, что главным распорядителем средств областного бюджета в сфере социального обеспечения является Минстрой РБ.
Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан представлены отзывы на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле, которые приобщены к материалам дела.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено до 22.02.2023 в целях дополнительного исследования обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 26.09.2019 по делу N 2-1786/2019 удовлетворены исковые требования прокурора, выступающего в интересах ребенка-инвалида Изиланова С.И., Изилановой Э.Ф., Изиланова И.П., Изилановой А.И., к администрации о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 56 кв. м, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 27.11.2019 решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан 26.09.2019 по делу N 2-1786/2019 оставлено без изменения.
17.12.2019 в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N 155435/19/02023-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского ОСП УФССП по Республике Башкортостан от 10.01.2020 назначен новый срок исполнения решения суда - до 31.01.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского ОСП УФССП по Республике Башкортостан от 24.03.2020 срок исполнения решения суда продлен до 10.04.2020.
Изиланова Э.Ф., Изиланов И.П., Изиланова А.И. и Изиланов С.И. с 09.08.2018 состоят в администрации на учете как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Изиланов С.И. является ребенком-инвалидом и по состоянию здоровья обладает правом на внеочередное обеспечение жильем и правом на дополнительную жилую площадь согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По соглашению от 29.04.2020 N 132, заключенному между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (с 13.10.2020 преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан) и администрацией в 2020 году городскому округу город Нефтекамск Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями, выделено 1 155,0 тыс. руб. (для приобретения одной однокомнатной квартиры).
В связи с тем, что указанных средств было недостаточно для исполнения судебного решения от 26.09.2019 по делу N 2-1789/2018, в рамках выделенных в 2020 г. субвенций, на основании итогов открытого аукциона 24.11.2020 с муниципальным унитарным предприятием "Нефтекамскстройзаказчик" заключен муниципальный контракт N 115/20 на приобретение благоустроенного жилого помещения в строящемся многоквартирном доме по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Декабристов, д. 3 "В", - проектной площадью 34,59 кв. м.
В адрес Правительства Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре 16.01.2020 направлены письма о выделении денежных средств, достаточных для приобретения семье Изилановых благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 56 кв. м.
В установленные для исполнения решения суда сроки денежные средства, достаточные для приобретения семье Изилановых благоустроенного жилого помещения достаточной площадью, не выделены.
Во исполнение судебного решения от 26.09.2019 по делу N 2-1786/2019 постановлением администрации от 27.04.2020 Изилановой Э.Ф., Изиланову И.П., Изилановой А.И. и Изиланову С.И. предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 56,4 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Строителей, д. 91, корп. 4, кв. 21, - из муниципального жилищного фонда городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Поскольку в установленные для исполнения решения суда сроки денежные средства, достаточные для приобретения семье Изилановых благоустроенного жилого помещения из бюджета Республики Башкортостан не были выделены, администрация была вынуждена исполнить судебный акт за счет муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности городскому округу город Нефтекамск Республики Башкортостан, в целях избежания дополнительных финансовых затрат, связанных с уплатой исполнительских сборов и административных штрафов по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В адрес Правительства Республики Башкортостан, Министерства строительства Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре 15.05.2020 направлены письма о компенсировании муниципальному образованию расходов, понесенных в связи с предоставлением семье Изилановых по договору социального найма вышеуказанного жилого помещения. До настоящего времени расходы муниципального образования не компенсированы.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Федерального закона N 181-ФЗ, статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанных выше физических лиц администрацией понесены убытки в сумме 2 070 000 руб., подлежащие возмещению за счет казны Республики Башкортостан, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено наличие совокупности всех условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 N 1368-О-О и от 01.12.2009 N 1548-О-О).
Из системного толкования положений статей 14, 50 Федерального закона N 131-ФЗ, а также положений статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации следует осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункту 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона N 131-ФЗ в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Федеральный закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам жалобы, из анализа названных норм следует, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно установил, что расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, являются расходными обязательствами Республики Башкортостан.
При этом следует отметить, что в случае возложения на субъект Российской Федерации государственного социального обязательства именно он является лицом, ответственным за возмещение расходов, понесенных органом местного самоуправления.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Учитывая, что исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом обязания администрации города Нефтекамска предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением, суд установил, что понесенные администрацией расходы на исполнение государственных социальных гарантий, влекут обязанность их возмещения Республикой Башкортостан.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательств по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что администрация исполнила возложенную на нее судебным актом обязанность по предоставлению семье Изилановых жилого помещения, доказательств, свидетельствующих о том, что из федерального бюджета ей были выделены средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, не представлено, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика за счет казны Республики Башкортостан убытки в сумме 2 070 000 руб. на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.10.2022 по делу N А07-29687/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29687/2021
Истец: Администрация го г. Нефтекамск, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Министерство финансов РБ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Правительство Республики Башкортостан, АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН