г. Хабаровск |
|
03 марта 2023 г. |
А73-16454/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Назарова Сергея Никитича: Васильева М.А., по доверенности от 158.08.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Высоцкого А.Г., по доверенности от 24.06.2022;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Кочетовой А.Г., по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Назарова Сергея Никитича
на решение от 28.11.2022 по делу N А73-16454/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Назарова Сергея Никитича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
УСТАНОВИЛ:
Назаров Сергей Никитич (далее - заявитель, Назаров С.Н.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 05.09.2022 N 8/9300 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Назарова С.Н. об установлении Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области запрета на использование арендованного земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования, и обязании управления принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ "Росимущество", теруправление).
Решением суда от 28.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву законности оспариваемого ненормативного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, Назаров С.Н. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства представитель апеллянта поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения.
Представитель антимонопольного органа выразил несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность решения суда.
Представитель третьего лица, в заседании суда и в отзыве на жалобу, отклонил доводы апеллянта, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 07.06.2022 в антимонопольный орган поступило обращение Назарова С.Н. на действия МТУ "Росимущество" в части установления запрета на осуществление заявителем проектирования строительства объектов капитального строительства на арендованном им земельном участке с кадастровым номером 27:23:0020320:2, выраженного в письме от 06.05.2022 N 3572.1-08.
По результатам рассмотрения данного обращения управлением принято решение от 05.09.2022 N 8/9300 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения Назарова С.Н. в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства определен главой 9 указанного Закона и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
Одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона, пункт 3.49 Административного регламента).
В силу положений части 8 статьи 44 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.
Из оспариваемого решения управления от 05.09.2022 усматривается, что отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства мотивирован тем, что при вынесении своих возражений МТУ "Росимущество" исходило из конкурсной документации, заключенного договора, указанные действия соответствуют нормам действующего законодательства и не могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство.
Как следует из материалов дела, МТУ "Росимущество" в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 467, осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, зарегистрированных на праве собственности Российской Федерации.
По общему правилу, указанному в части 1 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
18.03.2020 теруправлением издан приказ от 18.03.2020 N 26 "О проведении открытого аукциона N 42 на право заключения договоров аренды земельных участков, составляющих государственную казну Российской Федерации".
Согласно пункту 2.1 аукционной документации, предметом аукциона является право на заключение договора аренды федерального земельного участка, составляющего казну Российской Федерации и свободного от прав третьих лиц и объектов недвижимости для использования в хозяйственных целях под некапитальное строительство в соответствии с видом разрешенного использования.
Объектом вышеуказанного аукциона является земельный участок, расположенный по адресу г. Хабаровск ул. Серышева д. 60, кадастровый номер земельного участка - 27:23:0020320:2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под платную автостоянку.
Земельный участок с кадастровым номером 27:23:0020320:2 зарегистрирован в собственности Российской Федерации.
На основании протокола от 08.05.2020 N 42 в связи с признанием аукциона несостоявшимся, МТУ "Росимущество" заключен договор аренды спорного участка с Назаровым С.Н., подавшим единственную заявку на участие в аукционе в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 17.1 Закон N135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды от 25.05.2020 N 1142 разрешенное использование не может изменяться арендатором.
Назаров С.Н. обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "город Хабаровск" с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "под стоянку транспорта общего пользования".
Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.04.2022 N 1378 были назначены публичные слушания по проекту соответствующего решения.
В отношении предмета публичных слушаний МТУ "Росимущество" поданы возражения, изложенные в письме от 06.05.2022 N 3572.1-08, в котором оно возражает в предоставлении Назарову С.Н. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а так же в осуществлении арендатором проектирования и строительства платной стоянки, ссылаясь на конкурсную документацию, предметом которого является некапитальное строительство, а так же на договор аренды в котором говориться, что разрешенное использование не может самостоятельно изменяться.
25.05.2022 комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск" принято заключение с рекомендацией об отказе в предоставлении Назарову С.Н. разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.
Согласно пункту 17 статьи 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, при вынесении своих возражений при публичных слушаниях МТУ "Росимущество" исходило из конкурсной документации, заключенного договора.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из приведенной нормы следует, что не любые акты, действия (бездействие) органов власти могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, а только те, которые не соответствуют закону и негативным образом влияют на состояние конкурентной среды определенного товарного рынка.
Учитывая, что действия МТУ "Росимущество" в возражениях на предоставление Назарову С.Н. разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка под стоянку транспорта общего пользования, в том числе, проектировании и строительстве здания платной стоянке, выразившихся в письме МТУ "Росимущество" от 06.05.2022 N 3572.1-08 соответствуют нормам действующего законодательства, они не могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство.
Учитывая выше установленное, суд второй инстанции соглашается с арбитражным судом в том, что отказ управления соответствует закону и не нарушает интересы заявителя, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.11.2022 по делу N А73-16454/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16454/2022
Истец: Назаров Сергей Никитич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Васильев Михаил Андреевич