г. Владимир |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А11-9742/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.12.2022 по делу N А11-9742/2021, принятое по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях к Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Владимирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", Министерства культуры Российской Федерации, Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Учебно-методический информационный центр по образованию в сфере культуры", Департамента культуры Владимирской области, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - Сопронюк А.В. по доверенности от 09.01.2023 N 1 сроком действия по 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
от Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Учебно-методический информационный центр по образованию в сфере культуры" - Шуваевой С.Н. по доверенности от 11.10.2021 N 8 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Министерство, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения:
1) расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43: общей площадью 707,4 кв.м:
- подвал (N 1-4, 7-11, 13, 5, 6, 12, 14-15, 16, 17) общей площадью 252,9 кв.м; 1 этаж (N 2, 3, 4, 5, 9, 25, 3, 15, 18, 6, 7, 19, 20, 8, 10-14, 16, 17, 23, 24, 21, 22, 26, 27, 29, 30, 28, 31) общей площадью 287,4 кв.м; 2 этаж (N 4, 6, 7, 8, 9) общей площадью 96,6 кв.м, помещения светелки (N 1, 2, 3, 4) общей площадью 70,5 кв.м;
- долю в размере 586/915 в праве общей долевой собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: ул. Б.Московская, д. 43, общей площадью 36,6 кв.м: в том числе помещения 1 этажа здания общей площадью 22,4 кв.м - N 1, 32, помещение 2 этажа здания общей площадью 14,2 кв.м - N 5;
2) расположенные по адресу г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43-А, в подвале N 7-11 (подсобное помещение, мастерская, коридор, умывальник, туалет) общей площадью 83,6 кв.м; по плану 1 этажа помещение гаража - N 19, общей площадью 53,4 кв.м.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Владимирской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" (далее - Музей, Музей-заповедник), Министерство культуры Российской Федерации, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области "Учебно-методический информационный центр по образованию в сфере культуры" (далее - Учреждение), Департамент культуры Владимирской области, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
Решением от 22.12.2022 Арбитражный суд Владимирской области признал право собственности Российской Федерации на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43, общей площадью 707,4 кв.м: подвал (помещения N 1-4, 5, 6, 7-11, 12, 13, 14, 15, 16, 17) общей площадью 252,9 кв.м, 1 этаж (помещения N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10-14, 15, 16, 17, 25, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 28, 30, 31) общей площадью 287,4 кв.м, 2 этаж (помещения N 4, 6, 7, 8, 9) общей площадью 96,6 кв.м, помещения светелки (помещения N 1, 2, 3, 4) общей площадью 70,5 кв.м; признал право собственности Российской Федерации на долю в размере 586/915 в праве общедолевой собственности на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43, общей площадью 36,6 кв.м: 1 этаж общей площадью 22,4 кв.м (помещения N1, 32), 2 этаж общей площадью 14,2 кв.м (помещение N5); в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель приводит следующие доводы: материалы дела не содержат доказательств использования Музеем по состоянию на 27.12.1991 спорных помещений в здании по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43; письма Музея в адрес председателя Комитета по управлению Госимуществом Владимирской области от 03.09.1999 N 01-393 и в адрес администрации Владимирской области от 23.11.1998 N 01-367, а также свидетельские показания не являются надлежащими доказательствами использования спорных помещений Музеем и возникновения права федеральной собственности на спорные помещения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал вышеприведенные доводы, более подробно изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на отмене обжалуемого решения в части удовлетворения иска. Представитель Учреждения поддержал позицию заявителя жалобы.
От Теруправления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с позицией Министерства, просил оставить без изменения принятый по делу судебный акт.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории г. Владимира расположены здания:
1) здание "Дом купца Философова" (до 1917 года) памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, объект культурного наследия, расположенное по адресу: ул. Большая Московская, д. 43;
2) здание "Типолитография" (1908 года) памятник градостроительства и архитектуры регионального значения, объект культурного наследия, расположенное по адресу: ул. Большая Московская, д. 43-А.
Указанные здания в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости являются государственной собственностью Владимирской области и находятся в оперативном управлении Учреждения на основании распоряжения председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 16.09.1999 N 929.
Также из материалов дел следует, что в реестре государственного имущества Владимирской области учитываются объекты, расположенные в данных зданиях:
1) помещение (N на поэтажном плане 1-11 -подвал, 1-8, 8а. 9-18 -1 эт., 1, 2, 2а, 3-9, 9а, 96, 10-13, 13а, 14-18, 18а-2 эт.) с кадастровым номером 33:22:032038:81, площадью 778,3 кв.м, назначение -жилое, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д.43а;
2) помещение (этаж 1, номера на поэтажном плане 19) с кадастровым номером 33:22:032038:82, площадью 53,4 кв.м, назначение - нежилое, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43а;
3) помещение (номера на поэтажном плане ком. 1-17 - подвал, ком. 1-32- 1 эт., ком. 1-24 - 2 эт., светелки - ком. 1-6) с кадастровым номером 33:22:032038:83, площадью 1067 кв.м, назначение -нежилое, расположенное по адресу: г. Владимир, ул.Б. Московская, д.43.
На основании распоряжения Главы администрации г. Владимира от 13.09.1995 N 1212-Р "О переименовании улиц центральной городской магистрали" улица 3 Интернационала переименована в улицу Большая Московская.
В соответствии с Решением Исполкома Владимирского областного совета депутатов трудящихся от 28.07.1969 N 868 здание наборного и печатного цехов, помещение механической мастерской, сараи и навесы переданы с баланса бывшей областной типографии "Красный Октябрь" на баланс областного управления культуры.
По сведениям, содержащимся в инвентарных карточках учета основных средств от 15.03.1972, административное здание управления культуры, расположенное по адресу: ул. III Интернационала, дом 43, и здание общежития для временно проживающих, расположенное по адресу: ул. III Интернационала, дом 43а, принадлежали областному управлению культуры.
Из технического паспорта 1972 года следует, что правообладателем здания, расположенного по адресу: город Владимир, ул. III Интернационала, д. 43 - 43а, являлось областное управление культуры.
В соответствии с постановлением Главы администрации Владимирской области от 03.01.1992 N 2 управление культуры облисполкома упразднено и образован отдел культуры администрации области.
Постановлением Главы администрации Владимирской области от 24.10.1994 N 305 утвержден перечень объектов, переданных в государственную собственность Владимирской области, в том числе здания, находящиеся в пользовании администрации Владимирской области и ее структурных подразделений.
Распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 08.06.1998 N 1041 утверждены акты инвентаризации объектов государственной собственности, находящихся на балансе Комитета по культуре администрации Владимирской области, в соответствии с которыми пользователем зданий, расположенных по адресу г. Владимир, ул. III Интернационала, 43, 43а, являлось государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Областные курсы повышения квалификации работников культуры". Балансодержателем данных объектов являлся Комитет по культуре администрации Владимирской области.
Распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 22.12.1998 N 1996 Комитету по культуре администрации Владимирской области поручено безвозмездно передать с его баланса два здания по адресу: г. Владимир, ул. III Интернационала, д. 43 и 43-А на баланс государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства Владимирской области", которому поручено представить проект договора аренды на помещения, занимаемые Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в передаваемых зданиях.
Согласно распоряжению председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 16.06.1999 N 929 Комитету по культуре администрации Владимирской области поручено безвозмездно передать с его баланса административные здания, по адресу: г. Владимир, ул. III Интернационала, 43, 43-А, на баланс государственному учреждению "Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре администрации Владимирской области". Объекты закреплены за государственным учреждением "Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре администрации Владимирской области" на праве оперативного управления.
16.06.1999 между Комитетом по управлению имуществом г. Владимира (арендодатель) и Музеем-заповедником (учреждение) заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, в соответствии с пунктом 1.1 которого передано имущество общей площадью 719,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 43.
В соответствии с договором от 25.01.2000 о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества Музей-заповедник принял в бессрочное безвозмездное пользование объект недвижимого имущества площадью 719,8 кв.м для размещения администрации и служб Музея-заповедника.
В последующем право безвозмездного пользования на занимаемые спорные площади отменено и с 2010 года Музей-заповедник использует помещения на основании ежегодно перезаключаемых договоров аренды недвижимого имущества.
В настоящее время, Музей-заповедник использует помещения по договорам аренды:
- N 1 от 23.03.2020 (подвал (помещения N 1-4, 7-11, 13, 5, 6, 12, 14-15, 16, 17), 1 этаж (помещения N 1,2,4, 5, 9,25, 3,15, 18,6, 7,19,20, 8, 10-14, 16, 17, 23, 24, 21, 22, 26, 27, 29, 30, 28, 31), помещения на 2-ом этаже (помещения N 4, 5, 6, 7, 9), помещения светелки (помещения N 1, 2, 3,4) общей площадью 721,7 кв.м;
- N 2 от 13.02.2020 (N 7-11 в подвале: подсобное помещение, мастерская, коридор, умывальник, туалет) общей площадью 83,6 кв.м;
- N 3 от 13.02.2020 (помещение гаража N 19) общей площадью 53,4 кв.м.
Теруправление, полагая, что спорные помещения в силу закона принадлежат Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее, в том числе на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
По смыслу названных положений право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество возникает в силу закона до введения государственной регистрации на недвижимое имущество и оно является юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
В приложениях N 1, N 2 и N 3 к Постановлению N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к Постановлению N 3020-1 независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации (пункт 1 Постановления N 3020-1).
Согласно пункту 3 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 к объектам, исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 приложения N 2 к Постановлению N 3020-1 научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, являются объектами, относящимися к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что на момент принятия Постановления N 3020-1 (и до настоящего времени) все спорные помещения здания N 43, находились в фактическом владении и пользовании Музея.
Так, в соответствии с решением Исполкома Владимирского Областного Совета депутатов трудящихся от 29.05.1974 N 668 принято предложение областного управления культуры о создании Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника и преобразовании с 01.07.1974 Александровского, Вязниковского, Ковровского, Муромского, Юрьев-Польского краеведческих музеев, Гусь-Хрустального и Мстерского художественных музеев, мемориального Дома-музея Н.Е. Жуковского, музея И.С. Куликова в г. Муроме в филиалы объединенного музея; одновременно утверждено согласованное с Министерством культуры РСФР Положение о Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-художественном музее-заповеднике.
Согласно указанному положению с состав Музея-заповедника в том числе вошло административное задние по ул. III Интернационала, 43.
Распоряжением председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 22.12.1998 N 1996 Комитету по культуре администрации Владимирской области поручено безвозмездно передать с его баланса два здания по адресу: г. Владимир, ул. III Интернационала, д. 43 и 43-А, на баланс государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Областные курсы повышения квалификации работников культуры и искусства Владимирской области", которому поручено представить проект договора аренды на помещения, занимаемые Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в передаваемых зданиях.
16.06.1999 между Комитетом по управлению имуществом г. Владимира (арендодатель) и Музеем-заповедником (учреждение) заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, в соответствии с пунктом 1.1 которого передано имущество общей площадью 719,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 43.
В последующем право безвозмездного пользования на занимаемые спорные площади отменено и с 2010 года Музей-заповедник использует помещения на основании ежегодно перезаключаемых договоров аренды недвижимого имущества.
Из письма председателю Комитета по управлению госимуществом Владимирской области от 03.09.1999 N 01-393 следует, что Музей-заповедник с 1973 года занимает часть здания по ул. Б. Московская, д. 43 (площадью 737 кв.м), несет бремя их содержания, в частности обеспечивает нормальное содержание здания и инженерных коммуникаций, занимается благоустройством прилегающей территории.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально не подтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Такая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822 по делу N А40-4350/2016.
В нарушение приведенной процессуальной нормы ответчик документально не опроверг то обстоятельство, что по состоянию на 27.12.1991 спорные помещения, расположенные в здании N 43, использовались Музеем в своей деятельности, документов о том, что данные помещения использовались иными организациями в материалы дела не представил, доказательств выбытия спорных помещений задания N 43 из владения и пользования Музея в период с 1974 годом (с даты принятия решения Исполкома Владимирского Областного Совета депутатов трудящихся от 29.05.1974 N 668, которым утверждено Положение о Музее, согласно которому административное задние по ул. III Интернационала, 43 вошло в состав Музея) и до 1998 года (когда Комитету по культуре администрации Владимирской области поручено представить проект договора аренды на помещения, занимаемые Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, в частности на задание по ул. III Интернационала, 43).
Суд оценивает доказательства, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Повторно оценив в совокупности собранную по делу доказательственную базу, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о доказанности того факта, что по состоянию на 27.12.1991 все спорные помещения, расположенные в здании N 43, использовались Музеем в своей деятельности (для администрации Музея-заповедника и иных служб).
Наряду с этим судом установлено, что Музей был создан в 1958 году и ему присвоен статус музея-заповедника республиканского значения, который он впоследствии не утрачивал.
Так, в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 11.09.1958 N 6080-р принято предложение Министерства культуры РСФСР и Владимирского облисполкома об организации Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника республиканского значения на базе памятников культуры Владимирского областного краеведческого музея, Суздальского историко-художественного музея, Кремля, Золотых ворот, Успенского и Дмитриевского соборов в г. Владимире, Палат Андрея Боголюбского и церкви покрова на Нерли в с. Боголюбове, Кремля и Спас-Рождественского монастыря в г. Суздале, церкви Бориса и Глеба в с. Кидекше.
Приказом по Министерству культуры РСФСР от 26.11.1958 N 611, во исполнение Распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.09.1958 N 6080-р управлению культуры Владимирского облисполкома приказано организовать в 4 квартале 1958 года на базе памятников истории и культуры Владимирского областного краеведческого музея, Суздальского историко-художественного музея, памятников архитектуры г. Владимира Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник республиканского значения.
Во исполнение вышеуказанных распоряжений, приказом N 202 по управлению Культуры исполкома Владимирского облсовета от 23.12.1958 создан Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник с передачей ему зданий, имущества, фондов, экспозиций, библиотек, научных архивов, документации, материальных запасов, принадлежавших ликвидированным областному краеведческому музею, Суздальскому историко-художественному музею.
Приказом заместителя Министра культуры РСФСР от 01.11.1958 утверждено положение о Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, в соответствии с пунктом 1 раздела 1 которого он является государственным хранилищем исторических, архитектурных и художественных памятников, научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением.
В соответствии с решением Исполкома Владимирского Областного Совета депутатов трудящихся от 29.05.1974 N 668 принято предложение областного управления культуры о создании Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-художественного музея - заповедника и преобразовании с 01.07.1974 Александровского, Вязниковского, Ковровского, Муромского, Юрьев-Польского краеведческих музеев, Гусь-Хрустального и Мстерского художественных музеев, мемориального Дома-музея Н.Е. Жуковского, музея И.С. Куликова в г. Муроме в филиалы объединенного музея.
В приказе по управлению культуры исполкома Облсовета от 21.06.1974 N 81 указано: в соответствии с решением исполкома облсовета от 29.05.1974 N 668 создать с 1974 года Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, преобразовав в его филиалы Александровский, Вязниковский, Ковровский, Муромский, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный и Мстерский художественный музей, Мемориальный дом-музей Н.Е. Жуковского; художественный музей И.С. Куликова в городе Муроме преобразовать в отдел Муромского филиала.
01.03.1989 приказом Министерства культуры РСФСР от 01.03.1989 N 69 Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей заповедник переведен на новые условия хозяйствования, утверждено новое положение о работе музея.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства культуры РСФСР от 01.03.1989 N 69, перевод Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника на новые условия хозяйствования осуществляется с целью, в том числе для дальнейшего развития научно-исследовательской работы (пункт 1.3 положения).
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, утвержденного Министерством культуры РСФСР в 1991 году, во исполнение Приказа Министерства культуры РСФСР от 24.12.1990 N 431, Музей создан на базе памятников архитектуры Владимира, Боголюбова и Суздаля в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 11.09.1958 N 6080-р и является научно-исследовательским, научно-просветительским учреждением.
На основании изложенного установлено, что созданный в 1958 году Музей не прекратил свою деятельность в связи с изданием распорядительных актов 1974 года, а изменения коснулись его названия и возникновения у него ряда филиалов.
Таким образом, Музей был создан в 1958 году именно как музей-заповедник республиканского значения.
Также установлено, что согласно Положению о Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике 1991 года, Музей является научно-исследовательским учреждением.
При таких обстоятельствах на все помещения, которые находились во владении и пользовании Музея на момент разграничения государственной собственности и находятся по настоящее время, возникло право федеральной собственности в силу пункта 3 раздела 1 приложения N 1, а также пункта 8 приложения N 2 к Постановлению N 3020-1.
Следовательно, суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил предъявленный Теруправлением иск в части признания за Российской Федерацией права собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 43: общей площадью 707,4 кв.м: подвал (N N 1-4, 7-11, 13, 5, 6, 12, 14-15, 16, 17) общей площадью 252,9 кв.м; 1 этаж (N N 2, 3, 4, 5, 9, 25, 3, 15, 18, 6, 7, 19, 20, 8, 10-14, 16, 17, 23, 24, 21, 22, 26, 27, 29, 30, 28, 31) общей площадью 287,4 кв.м; 2 этаж (NN 4, 6, 7, 8, 9) общей площадью 96,6 кв.м, помещения светелки (NN 1, 2, 3, 4) общей площадью 70,5 кв.м.
При разрешении иска в отношении общих помещений здания по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43, суд руководствовался следующим.
В силу статьи статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на имущество.
Согласно статье 245 Гражданского кодекса Российской Федерации размер доли в праве долевой собственности определяется соглашением сторон или на основании закона.
Возникновение общей собственности с участием государства не исключалось по правилам Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшего до 01.01.1995.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Таким образом, правовым критерием распространения режима общей долевой собственности на расположенные в здании коридоры, вестибюли, иные места общего пользования, а также помещения подвала является их предназначенность для обслуживания более одного помещения в здании.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 сформулирована следующая правовая позиция (применительно к многоквартирным домам): правовой режим подвальных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в жилых домах определяется на дату приватизации первой квартиры в доме. Если по состоянию на дату приватизации первой квартиры в жилом доме подвальные помещения были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.
По аналогии указанный правовой подход может быть применен и при рассмотрении настоящего спора в отношении нежилого здания, помещения в котором принадлежат разным собственникам.
Изложенное свидетельствует о том, что на спорные помещения распространяется режим общего имущества здания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях также удовлетворил требование истца о признании права федеральной собственности на долю в размере 586/915 в праве общедолевой собственности на помещения в здании, расположенном по адресу:
г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43, общей площадью 36,6 кв.м: 1 этаж общей площадью 22,4 кв.м (помещения N 1, 32), 2 этаж общей площадью 14,2 кв.м (помещение N 5).
Наряду с этим суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований Теруправления о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Владимир, ул. Б.Московская, д. 43-А, поскольку пришел к выводу о недоказанности того обстоятельства, что данные помещения, на момент разграничения использовались только Музеем-заповедником. Возражений относительно данной части судебного акта никем из лиц, участвующих в деле не заявлено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.12.2022 по делу N А11-9742/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9742/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент по культуре администрации Владимирской области, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", ГБОУ ДПО Владимирской области "Учебно-методический информационный центр по образованию в сфере культуры", ОСП Октябрьского района г. Владимира УФССП по Владимирской области