г. Москва |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А41-78571/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А. (на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "Совхоз имени Ленина" - Филькина О.Н. представитель по доверенности от 09.01.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от остальных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2022 года по делу N А41-78571/21 по заявлению
закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" (ОГРН 1025000658099, ИНН 5003009032)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299),
третьи лица: Администрация Ленинского городского округа Московской области (ОГРН 1205000022897, ИНН 5003138447), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ОГРН 1095024003910, ИНН 5024105481),
о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета от 21.07.2021 N КУВД-001/2021-15313131/2, обязании совершить регистрационные действия по заявлению от 14.04.2021 N КУВД-001/2021-15313131,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учёта от 21.07.2021 N КУВД-001/2021-15313131/2; обязании Управления Росреестра совершить регистрационные действия по заявлению от 14.04.2021 N КУВД-001/2021-15313131.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Ленинского городского округа Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2022 года по делу N А41-78571/21 в удовлетворении требований отказано.
ЗАО "Совхоз имени Ленина" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новое решение.
Определением председателя четвёртого судебного состава от 27.02.2023 на основании статьи 18 АПК РФ судья Пнакратьева Н.А. в связи с нахождением в отпуске заменена на судью Иевлева П.А. для рассмотрения настоящей апелляционной жалобы.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным апелляционным судом, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050208:74, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, сельское поселение Совхоз имени Ленина, вблизи пос. Развилка, уч. N 28, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
14.04.2021 заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок.
Решением от 21.07.2021, оформленным уведомлением N КУВД-001/2021-15313131/2 Управление Росреестра на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) отказало ЗАО "Совхоз имени Ленина" в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 50:21:0050208:74.
Отказ вынесен в связи с истечением срока и неустранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, препятствующих осуществлению учетно- регистрационного действия в отношении объекта недвижимости. Основанием для приостановления кадастрового учета послужило наличие в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050208:74 запрета Управлению Росреестра производить любые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода прав, иные регистрационные действия, направленные на отчуждение, обременение данного земельного участка на основании определения Видновского городского суда Московской области от 05.04.2019, Видновского городского суда Московской области от 08.07.2019.
Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0050208:74 запрета Управлению Росреестра по совершению регистрационных действий являлось препятствием для внесения в ЕГРН сведений об изменении основных характеристик указанного земельного участка, а также об отсутствии у заявителя права на самостоятельное изменение вида разрешённого использование земельного участка, предусмотренного для земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Суд первой инстанции правильно указал, что отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы положениями Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта- план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, определениями Видновского городского суда Московской области от 05.04.2019 и от 08.07.2019 установлен запрет Управлению Росреестра производить любые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода прав, иные регистрационные действия, направленные на отчуждение, обременение данного земельного участка.
Между тем, внесение в ЕГРН изменений основных характеристик спорного земельного участка, касающихся вида его разрешённого использования, не затрагивает установленный судом запрет, поскольку не касается перехода прав, иного отчуждения или обременения спорного земельного участка.
Запрет относительно внесения в ЕГРН изменений основных характеристик земельного участка, связанных с изменением вида его разрешённого использования, установлен не был.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции признаёт ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что наличие вышеуказанного запрета являлось препятствием для внесения в ЕГРН испрашиваемых заявителем изменений.
Вместе с тем, данный ошибочный вывод не привёл к принятию судом первой инстанции незаконного решения, поскольку является правильным вывод суда первой инстанции о том, что у заявителя отсутствует право на самостоятельное изменение вида разрешённого использование земельного участка, предусмотренного для земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Как верно указал суд первой инстанции, пунктом 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Пунктом 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что текстовая часть проекта межевания территории должна включать в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
Из совокупности перечисленных норм законодательства следует, что выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости, путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Учтенный в ЕГРН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны. Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков в настоящее время устанавливаются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - классификатор).
Согласно классификатору, вид разрешенного использования "размещение автомобильных дорог" устанавливается за пределами населенных пунктов и технически связанных с ними сооружений, придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств; размещение объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения.
Указанные объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с этим такие объекты располагаются на земельных участках, относящихся к публичной собственности.
Согласно пояснениям, данным представителем заявителя в судебном заседании, а также установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050208:74 и расположенный на нем объект - дорога, используется неограниченным кругом лиц, в том числе как проезд транспортных средств (с грузом или без груза), имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, к предприятиям (организациям), расположенным в промышленной зоне пос. Развилка с федеральной трассы А-105, путем установления публичного сервитута, что подтверждается постановлениями администрации Ленинского городского округа от 23.04.2021 N 1416 и от 30.04.2021 N 1557.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный земельный участок изначально планировался и предназначен исключительно для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей (прохода (проезда)), суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:0050208:74 относятся по своему функциональному назначению к территории общего пользования.
Таким образом, установление вида разрешенного использования "размещение автомобильных дорог" не относится к земельным участкам, находящимся в частной собственности.
Указанное обстоятельство не позволяет собственнику земельного участка самостоятельно изменять вид разрешенного использования.
Установление испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования возможно лишь в совокупности с приданием спорному земельному участку статуса публичной собственности, в частности, в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, или механизма отказа от права собственности.
Из материалов дела следует, что в отношении участка зарегистрировано обременение на основании Распоряжения министерства N 155-Р об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области от 20.04.2021, в целях реконструкции автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км 0 - км 1,1 (реализация мероприятий по обеспечению транспортной доступности с.п. Развилковское Ленинского района Московской области).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось оснований для осуществления государственного кадастрового учета и изменения основных характеристик земельного участка, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным, и, следовательно, возложения обязанности осуществить государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Из совокупности положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания незаконным решения органа осуществляющего публичные полномочия требуется наличие одновременно двух оснований: несоответствие оспариваемого решения законодательству и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку, как установлено судом первой и апелляционной инстанции, у заявителя отсутствует право на изменение вида разрешённого использования спорного земельного участка, его права и законные интересы не нарушаются оспариваемым отказом Управления Росреестра.
Следовательно, отсутствует совокупность оснований для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку с учётом установленных арбитражным апелляционным судом обстоятельств не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2022 года по делу N А41-78571/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78571/2021
Истец: ЗАО "Совхоз имени Ленина"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ