г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2023 г. |
Дело N А56-94184/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителя АО "Петербургский мельничный комбинат" Моловской Т.Л. (доверенность от 08.09.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42743/2022) Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2022 по делу N А56-94184/2022, принятое по заявлению АО "Петербургский мельничный комбинат" к Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петербургский мельничный комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 7 (далее - Фонд) в форме приказа от 08.08.2022 N 346-Ф "Об отказе в финансовом обеспечении в 2022 году предупредительных мер по сокращению производительного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер.
Решением суда от 01.12.2022 решение Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в форме приказа от 08.08.2022 N 346-Ф "Об отказе в финансовом обеспечении в 2022 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" признано недействительным. Суд обязал Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Петербургский мельничный комбинат" путём принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер акционерного общества "Петербургский мельничный комбинат".
В апелляционной жалобе Фонд просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы настаивает на правомерности его отказа заявителю в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер при предоставлении страхователем неполного комплекта документов, и к моменту предоставления обществом комплекта документов (после 01.08.2022), ассигнования, выделенные филиалу на указанные цели, были распределены.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Фонд своего представителя в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.07.2022 общество в порядке, предусмотренном Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 467н (далее - Правила N467н), Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 N237 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Административный регламент) обратилось в Отделение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
15.08.2022 обществу поступил приказ Фонда от 08.08.2022 N 346-Ф "Об отказе в финансовом обеспечении в 2022 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" по причине предоставления неполного комплекта документов.
В сопроводительном письме к приказу от 08.08.2022 N 346-Ф (исх. б/н от 08.08.2022) указано, что в представленных обществом документах отсутствуют: "план финансового обеспечения должен быть в соответствии с рекомендуемым образцом приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2022 N330н; в представленной форме заявления финансового обеспечения ссылка на недействующее законодательство".
Не согласившись с приказом от 08.08.2022 N 346-Ф, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Как определено статьей 3 Закона N 125-ФЗ для целей его применения, субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого Федерального закона; страховщиком является - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С целью реализации подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ утверждены Правила N 467н.
Пунктом 1 Правил N 467н установлено, что эти Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Пунктом 4 Правил N 467н закреплено, что для получения решения Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь или обособленное подразделение страхователя, зарегистрированное в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ, обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
В силу пункта 5 Правил N 467н к заявлению прилагаются следующие документы (копии документов):
а) план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, рекомендуемый образец которого приведен в приложении к Правилам (далее - план финансового обеспечения), составленный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) перечня реализуемых страхователем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденного локальным нормативным актом, с указанием суммы финансирования;
б) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия или выписка из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия или выписка из локального нормативного акта о реализуемых страхователем мероприятиях по улучшению условий и охраны труда.
Согласно подпункту "е" пункта 6 Правил N 467н для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе, в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 Правил:
- копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного в установленном порядке, с указанием условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
- копию договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (в случае если медицинская организация является структурным подразделением страхователя,
- копию положения о данном структурном подразделении страхователя и копию локального нормативного акта страхователя об организации проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников);
- расчет стоимости услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (при отсутствии данного расчета в договоре с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников).
Из материалов дела усматривается, что согласно расписке-уведомлению Фонда о приеме документов от 29.07.2022 Обществом были представлены следующие документы: заявление страхователя, план финансового обеспечения предупредительных мер, документы, обосновывающие план, документы, обосновывающие мероприятия плана, доверенность.
В качестве обоснования мероприятий плана мероприятий по улучшению условий труда Заявителем были предоставлены: договор с медицинской организацией ООО "Мед Плюс" (содержащий расчет стоимости услуг по проведению обязательных периодических медицинских осмотров), выписка из реестра лицензий по ООО "Мед Плюс", поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда по результатам проведенной специальной оценки условий труда.
Пунктом 12 Правил N 467н определено, что территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Суд первой инстанции установил, что представленный обществом план финансового обеспечения предупредительных мер содержит все реквизиты и отражает всю информацию, имеющуюся в рекомендуемом образце, утвержденном приложением к Правилам N 467н (в редакции от 31.052022), признав, что наличие в нём дополнительных граф 8-11 (отражающих разбивку планируемых расходов по кварталам), предусмотренных первоначальной редакцией Правил N 467н, не создает для Фонда препятствий для принятия решения о предоставлении финансового обеспечения и не может рассматриваться в качестве основания отказа в принятии такого решения, указав на то, что отказ по данному основанию не предусмотрен действующими Правилами финансового обеспечения.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, наличие в заявлении о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма ссылки на недействующее законодательство также не может рассматриваться в качестве основания отказа в принятии решения о предоставлении финансового обеспечения.
Как видно из дела, заявитель, обращаясь в Фонд, использовал разработанную на тот момент и рекомендуемую к использованию в качестве образца форму заявления. Иной формы обращения, нежели использовало общество, в связи с изменением законодательство разработано не было.
Таким образом, заявление общества о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма соответствовало действующей на тот момент форме, утвержденной Административным регламентом.
Разрешая спор, суд установил, что указанная действующая форма заявления, утвержденная ФСС РФ, содержит ссылку на утративший силу Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, при этом новая форма заявления с исправлением некорректной ссылки ФСС РФ не утверждена.
Как следует из ответа Фонда от 08.08.2022, иных оснований к отказу в финансовом обеспечении обществу по приказу от 08.08.2022, заинтересованным лицом не приводилось (л.д. 40 об).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества, поскольку правомерность отказа Фонда в предоставлении испрашиваемых заявителем предупредительных мер не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2022 по делу N А56-94184/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94184/2022
Истец: АО "ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЛЬНИЧНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации