г. Москва |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А40-72925/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Лялиной Т.А., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гетажеевой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Берег" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2022 по делу N А40-72925/22 по иску ТСЖ "Берег" (ИНН 7734513190, ОГРН 1047796414049) к ГУП г. Москвы "Экотехпром" (ИНН 7706043312, ОГРН 1027739016161) третье лицо ООО "Спецтранс" об урегулировании разногласий по договору,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Васинович Д.А. по доверенности от 05.04.2022;
от ответчика: Серова В.В. по доверенности от 07.07.2022; Попова О.В. по доверенности от 20.02.2023
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Берег" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковыми требованиями к ГУП г. Москвы "Экотехпром" об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Изложить п. 3.1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем редакции:
"Величина единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 руб. 23 коп. за 1 метр кубический ТКО.
Ежемесячная сумма, которую потребитель обязуется оплачивать региональному оператору по настоящему договору составляет 50 353 руб. 8 коп.
Общая сумма настоящего договора составляет 604 245 руб.
В соответствии с Приложением N 2 (далее - график) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых региональным оператором по настоящему договору в расчетный период".
Изложить п. 8 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующей редакции:
"С даты заключения договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
Изложить Приложение N 1 к договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем редакции:
"Расчетное количество ТКО "м.куб. месяц" - 60.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что выводы суда не соответствует материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Третье лицо, уведомленное судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2022 года подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ГУП "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Москвы.
В связи с тем, что с 01.01.2022 деятельность с твердыми коммунальными отходами на территории г. Москвы осуществляется одним или несколькими региональными операторами, ГУП "Экотехпром" в лице ООО "Спецтранс" направило Товариществу собственников жилья "Берег" (потребителю) проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив в пункте 8 раздела II порядок учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а в пункте 3.1, с учетом порядка расчета, ежемесячную и общую сумму, которую потребитель обязуется оплачивать по настоящему договору.
В соответствии с п. 3.1 проекта договора ежемесячная сумма по настоящему договору составляет 113 085,68 руб. Общая сумма настоящего договора составляет 1 357 028, 20 руб.
Приложением N 1 к проекту договора установлено расчетное количество ТКО - 134, 75 (м. куб. месяц).
Проект договора получен истцом 19.01.2022 г., что подтверждается отчетом об отслеживании.
Потребитель ТСЖ "Берег" не согласилось с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направив в адрес регионального оператора протокол разногласий.
Согласно протоколу разногласий, учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует производить расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления (пункт 8 проекта договора). И, исходя из предложенного потребителем расчетного способа учета объема и (или) массы, изменению подлежит ежемесячная и общая сумма, которую потребитель обязуется оплачивать региональному оператору (пункт 3.1 проекта договора).
Потребитель также не согласился с расчетом принимаемых объемов, так как расчет, предложенный ответчиком, является завышенным.
Протокол разногласий был направлен по адресу фактического местонахождения регионального оператора 28.01.2022 (по адресу, указанному в сопроводительном письме к проекту договора).
До настоящего момента подписанный со стороны регионального оператора протокол разногласий не получен. Извещений об отклонении протокола разногласий также не получено.
Договор на общение с твердыми коммунальными отходами считается незаключенным, действия регионального оператора по уклонению от заключения протокола разногласий являются неправомерными и недобросовестными.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу ч. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу норм статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов является публичным для регионального оператора.
В пункте 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Ссылаясь на пункт 5 Правил N 505, истец указывает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
-количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться и в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Согласно пункту 6 Правил N 505 коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных правил.
В связи с изложенным, истец приходит к выводу, что Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Кроме того, истец указывает, что в соответствии с пунктом 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил N 505 (исходя количества и объёма контейнеров для накопления ТКО).
В свою очередь, ТСЖ "Берег" организует раздельный сбор накоплений ТКО, создано отдельное место (площадка) накопления отходов, оборудованное специальными контейнерами для раздельного накопления и сбора сортированных отходов. Место для накопления отходов находится на территории многоквартирного дома, доступа третьих лиц, не проживающих в многоквартирном доме, к контейнерам нет.
Сбор отходов происходит с использованием специальных контейнеров, расположенных в отдельном месте накопления, находящимся во дворе многоквартирного дома.
Вывоз отходов происходит 1 раз в сутки 2 контейнера объемом 1,1 куб.м. и 0,8 куб.м.
Таким образом, по мнению истца, имеются основания осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Кроме того, как указывает истец, расчетное количество ТКО, указанное в проекте договора (в редакции регионального оператора) не соответствует фактическим объемам ТКО и является сильно завышенным.
Так, истцом приводится следующий расчет, фактический объем ТКО, полученный региональным оператором за февраль 2022 г. составляет: 1,1 куб.м.*28 + 0,8 куб.м.*28 = 53,2 куб.м.
Указанные объемы подтверждаются наличием собственных контейнеров (1,1 куб.м. для смешанных отходов и 0,8 куб.м. для накопления вторсырья).
Таким образом истец приходит к выводу, что сумма, которую потребитель должен оплатить за февраль составляет: 53,2*839, 23 руб. (тариф) = 44 647, 03 руб.
Сумма в месяц в среднем составляет 50 353, 8 руб.
Таким образом, по мнению истца, поскольку в указанной части разногласия между сторонами не урегулированы, они могут являться предметом рассмотрения настоящего иска, и должны быть урегулированы судом именно в редакции предложенной истцом.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что в данном случае спорный договор является публичным, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
При этом, суд указал, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Суд пришел к выводу, что при указанном способе складирования твердых коммунальных отходов невозможно ведение раздельного накопления твердых коммунальных отходов и соответственно учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что для того, чтобы производить коммерческий учет из объема и количества контейнеров, необходимо установление и утверждение контейнерной площадки, включение ее в реестр, а также установление необходимого количества контейнеров в соответствии СанПиН 2.1.3684-21.
Тогда как ТСЖ "Берег" заявляет на вывоз по заявке, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в связи с чем, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Проверив правильность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что они сделаны при правильном применении судом первой инстанции норм материального права, однако отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел, что истцом были заявлены требования об урегулировании разногласий, и принял судебный акт в нарушение норм процессуального права, а потому решение суда подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ), при этом в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 января 2012 года N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421, 422 ГК РФ).
Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 ГК РФ), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой (пункт 2 постановления Пленума N 49).
Согласно исковому заявлению разногласия касались условий договора, изложенных в п. 8, п. 3.1, приложений N 1 и N 2 к договору.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в иске, не устранил неопределенность в правоотношениях сторон по установлению условий договора, не урегулированных в досудебном порядке, не рассмотрел по существу иск, в резолютивной части решения не указал условия договора, по которым у сторон имеются разногласия.
В результате существенные условия спорного договора не согласованы, возникший между сторонами спор остался фактически неразрешенным.
Указанное выше подтверждается позицией Арбитражного суда Московского округа в постановлении от 26.12.2022 по делу N А40-68149/22.
При этом, в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции, верно установил следующие обстоятельства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае спорный договор является публичным, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Экотехпром" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Москвы.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Соответственно, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является для истца и ответчика обязательным.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО.
При этом, суд указал, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. )
В п. 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением 5 Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее Правила N 505) предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов. Способ складирования твердых коммунальных отходов, который определен договорными отношениями между региональным оператором и потребителем - контейнеры для смешанных отходов, размещенные в мусорокамерах, контейнеры для вторсырья отсутствуют.
Данный факт подтверждается предоставленными в материалы дела актами обследования.
Так же, суд верно указал, что при указанном способе складирования твердых коммунальных отходов невозможно ведение раздельного накопления твердых коммунальных отходов и соответственно учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО и отметил, что в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии у истца (своей) обособленной контейнерной площадки, на которой было бы возможно раздельное накопление твердых коммунальных отходов у потребителя.
Кроме того, признавая несостоятельным правовую позицию истца по настоящему делу, суд первой инстанции верно исходил из того, что ответчик правомерно произвел расчет необходимого объема с учетом СанПиН 2.1.3684-21, которым установлено определение количества баков на площадке в зависимости от жилой площади МКД, а также с учетом их ежедневного вывоза.
Распоряжением Департаментом жилищно - коммунального хозяйства города Москвы от 29.09.2021 N 01-01-14-194/21 о внесении изменений в распоряжение Департамента от 27.11.2019 N 01-01-14-513/19 утверждены нормативы накопления ТКО на территории города Москвы, в соответствии с которым для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
В целях применения установленного норматива накоплениям ТКО определено, что общая площадью жилых помещений дома составляет 18 351,1 кв.м.
Соответственно расчет количества баков на площадке MHO следующий:
1) 18 351,1 кв. м (общая жилая площадь дома) * 0,104 мЗ (среднегодовой норматив ТКО) / 365 (дней в году) = 5,22 куб.м. (объем накопления в день)
2) 5,22/ 1,1 = 4,75 - количество контейнеров объемом 1,1 мЗ, необходимых для накопления на площадке ТСЖ "Берег".
Таким образом, для того, чтобы производить коммерческий учет из объема и количества контейнеров, необходимо установление и утверждение контейнерной площадки, включение ее в реестр, а также установление необходимого количества контейнеров в соответствии СанПиН 2.1.3684-21.
При этом, учитывая определенные СанПиН 2.1.3684-21 сроки временного накопления ТКО и предусмотренный законом порядок организации вывоза, на контейнерной площадке (при её наличии и включении в реестр MHO) следует расположить 4 контейнера для накопления ТКО объемом 1,1 куб.м., с ежедневным их вывозом, тогда как ТСЖ "Берег" заявляет на вывоз по заявке, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а потому требования об урегулировании разногласий в редакции истца не подлежат удовлетворению.
При этом, разрешая возникший спор, необходимо учитывать следующее, согласно пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
-количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
В таком случае исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, не допустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.
При возникновении спора об императивном или диспозитивном характере нормы, регулирующей права и обязанности по договору, суд должен указать, каким образом существо законодательного регулирования данного вида договора, необходимость защиты соответствующих особо значимых охраняемых законом интересов или недопущение грубого нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность этой нормы либо пределы ее диспозитивности.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе:
-установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
-установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
-утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления.
Согласно статье 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
1.Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2.В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
3.Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
4.Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В п. 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пунктам 44 и 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключенности и толковании договора": при наличии спора о действительности или заключенности договора суд, пока не доказано иное, исходит из заключенности и действительности договора и учитывает установленную в пункте 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений.
Если условие договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности договора или к признанию его незаключенным, а другой не приводит к таким последствиям, по общему правилу приоритет отдается тому варианту толкования, при котором договор сохраняет силу.
Таким образом, принимая во внимание изложенное выше, разногласия при заключении договора должны быть урегулированы в редакции предложенной ответчиком к заключению, а именно:
- пункт 3.1 договора в следующей редакции:
Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 (восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки за 1 метр кубической ТКО.
Ежемесячная сумма, которою Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 113 085,68 (сто тринадцать тысяч восемьдесят пять рублей двадцать копеек).
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период;
- пункт 8 в следующей редакции:
С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО;
-Приложение N 1 к договору в следующей редакции:
Расчетное количество ТКО (м.куб.месяц) 134,75.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 30.11.2022 по делу N А40-72925/22 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Товариществом собственников жилья "Берег" и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Экотехпром" при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.01.2022 г., изложив:
- пункт 3.1 договора в следующей редакции:
Величина единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 (восемьсот тридцать девять) рублей 23 копейки за 1 метр кубической ТКО.
Ежемесячная сумма, которою Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору по настоящему Договору составляет 113 085,68 (сто тринадцать тысяч восемьдесят пять рублей двадцать копеек).
В случае, если в соответствии с Приложением N 2 (далее - График) установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых Региональным оператором по настоящему Договору в расчетный период;
- пункт 8 в следующей редакции:
С даты заключения Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО;
-Приложение N 1 к договору в следующей редакции:
Расчетное количество ТКО (м.куб.месяц) 134,75.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72925/2022
Истец: ТСЖ "БЕРЕГ"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "СПЕЦТРАНС"