г. Москва |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А40-152811/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей: Елоева А.М., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гетажеевой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ответчиков ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-152811/22
по иску Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН: 1057601091151) к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037715046467), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению незаселенных квартир
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчиков - Харькин А.В. по доверенности от 14.02.2023;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а в случае недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению незаселенных квартир, расположенных по адресу: г. Кострома, пос. Новый, д. 7, кв. 21а, д. 4, кв. 41а, д. 14, кв. 24, 30, 37, и находящихся в федеральной собственности, в размере 108 725,55 руб.,
ссылаясь на то, что:
- квартиры в многоквартирных домах в городе Кострома по адресам: пос. Новый, д. 7, кв. 21а, д. 4, кв. 41а, д. 14, кв. 24, 32, 30, 37 находятся в федеральной собственности;
- согласно выпискам из ЕГРН по адресам: г. Кострома, пос. Новый, д. 7, кв. 21а, пос. Новый, д. 4, кв. 41а собственником квартир является федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации;
- ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" поставляет тепловую энергию в указанные выше многоквартирные жилые дома города Костромы для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
- за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России числится задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 108 725,55 руб.;
- поскольку направленная истцом в адрес ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России претензия была оставлена последним без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
В суде первой инстанции представитель ответчиков возражал против удовлетворения заявленных требований.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 210, 216, 296, 298, 309, 310, 593, 541, 544 ГК РФ, 154, 157, 161, 162 ЖК РФ, Решением от 21.12.2022 г. Арбитражный суд г.Москвы иск удовлетворил, поскольку:
- требование обосновано и документально подтверждено;
- сведения о регистрации граждан в спорных жилых помещениях в исковой период отсутствуют;
- Акт приема-передачи недвижимого имущества, в том числе, спорного, от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации не датирован и не подписан, не заверен печатями, представляя собой лишь проект такого документа.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчики обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в иске отказать. Доводы жалоб сводятся к следующему: истцом не представлены доказательства, подтверждающие регистрацию права оперативного управления за ответчиком; в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие право истца на предъявление настоящих требований, поскольку управление спорным помещением осуществляет управляющая компания; истцом не представлены доказательства недостаточности денежных средств у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России; финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации возложено на ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области"
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме по основаниям, в них изложенным, просил решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить;
представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежаще, от истца поступил отзыв на жалобу, в котором он возражал против доводов жалоб, отзыв приобщен к материалам дела, отзыв так же содержит ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие истца (удовлетворено протокольным определением).
Проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя ответчиков, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Довод жалобы о не предоставлении доказательства, подтверждающих регистрацию права оперативного управления за ответчиком, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно выписке из ЕГРН по адресам: г. Кострома, пос. Новый, д.7, кв.21 а, пос. Новый, д4, кв.41а собственником вышеуказанных квартир является Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ИНН: 4401001048. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации прекратило свою деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником (собственником) в настоящее время является Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации.
Собственниками жилых домов по адресам: п. Новый, д.7, п. Новый, д.4, было принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации, что подтверждается Протоколами общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, таким образом, ПАО "ТГК-2" заявлено требование о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию и является надлежащим истцом по делу.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Поскольку ответчик в спорный период обладал правом оперативного управления на спорные помещения, именно он в соответствии с положениями ст. 296 ГК РФ несет обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор должен принять все меры для взыскания с основного должника суммы задолженности.
В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные названной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 120 ГК РФ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при недостаточности у казенного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения. При этом в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени РФ главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 1, 3, 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
В данном случае, суд первой инстанции, правомерно указал, что при недостаточности у ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества, т.е. Министерство обороны Российской Федерации.
При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционные жалобы по изложенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине относятся на заявителей апелляционных жалоб в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-152811/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152811/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ