г. Челябинск |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А76-21037/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Напольской Н.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2022 по делу N А76-21037/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" (далее - истец, ООО "РТИТС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортный актив" (далее - ответчик, ООО N Транспортный актив") о взыскании 285 882 руб. 47 коп. задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Транспортный актив" в пользу ООО "РТИТС" взыскано 138 095 руб. 88 коп. платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также 4 241 руб. 74 коп. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
ООО "РТИТС" (далее - апеллянт, податель апелляционной жалобы) с данным решением не согласилось, обжаловав его в апелляционном порядке, просило решение суда первой инстанции изменить в части размера суммы задолженности, взыскать 215 034 руб. 74 коп. задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на несогласие с выводом суда о том, что в спорных отношениях соблюдение обязательного претензионного порядка не требуется. В связи с чем, заявитель ссылался на пункт 43 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", по смыслу абзаца 1 части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к числy таких споров относятся в том числе споры о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальнyю массу свыше 12 тонн, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Податель жалобы указал о направлении в адрес ответчика претензии от 28.11.2019 о погашении задолженности, которая была получена ООО "Транспортный актив" 03.12.2019 и оставлены без удовлетворения. Заявитель пояснил, что использование истцом претензионного порядка приостановило течение срока исковой давности на 30 календарных дней.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.07.2018 ООО "Транспортный актив" посредством интернет-сайта (регистрация в личном кабинете) зарегистрирован в реестре в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Результатом регистрации явилось открытие Оператором расчетной записи N 101054771874, которая формируется оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства (ВТС) для учета денежных средств, вносимых ВТС оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета. Также Ответчик осуществил регистрацию в реестре государственной системы взимания платы принадлежащих ему транспортных средств: Е858ХР174, Е897ХР174.
Между ООО "РТИТС" и ООО "Транспортный актив" заключен договор безвозмездного пользования N 809814 от 11.07.2018 (документ направлен в электронном виде через систему "Мой арбитр" 22.06.2022; л.д.8), на основании которого ответчиком получено в безвозмездное пользование бортовое устройство (БУ), что подтверждается актом передачи БУ.
ООО "Транспортный актив" самостоятельно установил и осуществлял полноценную эксплуатацию полученных БУ на транспортных средствах: Е858ХР174, 510151688/11.07.2018; Е897ХР174, 510151741/11.07.2018.
В соответствии с детализацией операций и выпиской из расчетной записи N 101054771874, содержащей данные персонифицированной записи ответчика и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период 25.12.2018 5:20:32 (МСК) по 31.08.2019 14:45:32 (МСК) вышеуказанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, общая протяженность пройденного данными транспортными средствами в указанный период пути составила 292 976,500 км. Начисленная плата в счет возмещения вреда составила 564 900 руб. 07 коп.
На начало указанного периода баланс расчетной записи ответчика составлял 149 руб. 72 коп.
В этой связи сумма платы, подлежащая оплате ответчиком за указанный период составляет (по расчету истца) 564 750 руб. 35 коп. (564 900 руб. 07 коп. - 149 руб. 72 коп.).
Арбитражным судом Челябинской области 22.07.2019.вынесено решение по делу N А76-17260/2019 об удовлетворении исковых требований ООО "РТИТС" и взыскании с ООО "Транспортный актив" в пользу ООО "РТИТС" задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за период 25.12.2018 02:20:32 (МСК) по 26.04.2019 05:41:00 (МСК) в размере 278 867 руб. 88 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 577 руб. 00 коп. Арбитражным судом Челябинской области 13.08.2019 выдан исполнительный лист ФС N 030351704.
Таким образом, с учетом изложенного, задолженность ответчика по внесению платы, согласно расчету истца, составляет 285 882 руб. 47 коп.
В связи с наличием у ответчика задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, истец обратился с исковым заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам (далее - плата).
Согласно ч. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зачисляется в федеральный бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее - Постановление N504) установлен размер платы, равный 3,73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
К размеру платы, установленному Постановлением N 504, применяется коэффициент 0,51 (до 15.04.2017 - коэффициент 0,41) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 N 1662-р оператором государственной системы взимания платы, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет платы, является ООО "РТИТС".
Из материалов дела следует, что ответчик, являясь собственником (владельцем) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, нарушил обязанность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 4 Правил оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.
Реестр ведется оператором в электронном виде.
Согласно пункту 5 Правил, регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38 - 55 настоящих Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации.
На основании пп. "а" п. 38 Правил регистрация транспортного средства и его собственника (владельца) в Реестре может осуществляться самостоятельно через интернет-сайт (регистрация в личном кабинете), при этом владелец транспортного средства указывает сведения, указанные в п. 43 и п. 44 Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
В соответствии с пп. "в" п. 6 Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного в реестре транспортного средства ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую, в том числе, следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца):
- маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
- операции по внесению владельца транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
- операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте.
В соответствии с пунктом 7 Правил владелец транспортного средства обеспечивает внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 87 Правил бортовое устройство предоставляется владельцу транспортного средства, зарегистрированному в реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется оператором за транспортным средством в соответствии с Правилами.
Для получения бортового устройства между владельцем транспортного средства и оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложению N 2 Правил (пункт 89 Правил).
В соответствии с детализацией операций и выпиской из расчетной записи N 101054771874, содержащей данные персонифицированной записи ответчика и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период 25.12.2018 5:20:32 (МСК) по 31.08.2019 14:45:32 (МСК) вышеуказанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, общая протяженность пройденного данными транспортными средствами в указанный период пути составила 292 976,500 км. Начисленная плата в счет возмещения вреда составила 564 900 руб. 07 коп
В выписках из расчетной записи содержится конкретная информация о дате и времени начала и окончания движения по отрезку пути; наименовании трассы; пути, пройденном транспортным средством по автодорогам общего пользования федерального значения (в километрах); номере бортового устройства, посредством которого осуществлялась фиксация и передача в реестр системы взимания платы указанной информации; начисленной плате за движение на соответствующем отрезке пути; размере общей задолженности по внесению платежей.
Задолженность по плате в счет возмещения вреда, рассчитанная государственной системой взимания платы, с учетом вынесенного решения по делу А76-17260/2019 о взыскании с ООО "Транспортный актив" в пользу ООО "РТИТС" задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за период с 25.12.2018 02:20:32 (МСК) по 26.04.2019 05:41:00 (МСК) составила 285 882 руб. 47 коп. (564 750 руб. 35 коп. - 278 867 руб. 88 коп.).
В суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о приостановлении течения срока исковой давности на 30 календарных дней в связи с соблюдением претензионного порядка, исходил из основания и предмета иска, направленного на взыскание платы за причинение вреда автомобильным дорогам, согласно которым обязательный претензионный порядок для данной категории дел не предусмотрен, направление претензии ответчику не является необходимым для данной категории дел. В этой связи направление истцом в адрес ответчика претензии в рассматриваемом случае не влияет на течение срока исковой давности. Основания для приостановления срока исковой давности в порядке статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае отсутствуют.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" (далее - Постановление N 18) к числу споров, требующих принятия сторонами мер по досудебному урегулированию, отнесены споры:
- о возмещении убытков (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением споров о возмещении убытков, возникших вследствие причинения вреда (глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- об уплате вексельной задолженности, если нотариусом совершен протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта (статьи 8, 142, 153 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- о взыскании расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, общего имущества многоквартирного дома (статьи 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 153, 158, 162, часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), на установку общедомовых приборов учета (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (части 17 и 20 статьи 31, части 1 и 6 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ).
При этом, перечисляя категории споров, требующих соблюдение досудебного порядка урегулирования, Постановление N 18 исчерпывающим образом указывает правовые основания данных исковых требований.
Так, по спорам, связанным со взысканием платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, Постановлением N 18 указано, что соблюдение претензионного порядка является обязательным по требованиям, основанным на части 17 и 20 статьи 31 части 1 и 6 статьи 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Таким образом, судебная коллегия принимает доводы заявителя жалобы, указывая на то, что в рассматриваемом деле денежные средства, которые просит взыскать истец, представляют собой плату за вред, причиненный тяжеловесным транспортным средством автомобильной дороге общего пользования федерального значения, установив наличие доказательств того, что до обращения с настоящим иском в суд истец предлагал ответчику добровольно внести такую плату (направлял претензионное письмо).
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению применительно к пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание направление претензии от 28.11.2019 в адрес истца, подачу искового заявления ООО "РТИТС" 22.06.2022, апелляционный суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности за период с 27.04.2019 по 21.05.2019, исковые требования подлежат удовлетворению за период с 22.05.2019 по 31.08.2019.
Согласно выписке по расчетной записи N 101054771874, содержащей данные персонифицированной записи ответчика (прилагаются) и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, по состоянию на 21.05.2019 17:27:20 (МСК) задолженность ответчика составляла -349 715 руб. 61 коп.
В связи с чем, задолженность ответчика за период с 22.05.2019 по 31.08.2019 составляет 215 034 руб. 74 коп. (564 750 руб. 35 коп.- 349 715 руб. 61 коп., где 564 750 руб. 35 коп.- общий долг по расчетной записи, а 349 715 руб. 61 коп., - задолженность, сформированная по 21.05.2019).
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 8 718 руб. по платежному поручению от 14.06.2022 N 192021 (л.д. 7).
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 6 557 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Кроме того, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2022 по делу N А76-21037/2022 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортный актив" удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транспортный актив" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" 215 034 руб. 74 коп. платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, 6 557 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транспортный актив" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные системы" 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21037/2022
Истец: ООО "РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО "ТРАНСПОРТНЫЙ АКТИВ"