г. Вологда |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А13-8167/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкий городской родильный дом" Верстуниной Т.А. по доверенности от 08.06.2022 N 102, от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. по доверенности от 12.01.2023 N 4900-10/710,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 декабря 2022 года по делу N А13-8167/2022,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Череповецкий городской родильный дом" (ОГРН 1023501243281, ИНН 3528036177; адрес: 162614, Вологодская область, город Череповец, проспект Луначарского, дом 50; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - фонд) от 31.03.2022 N 35012150002145.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение в сфере здравоохранения Вологодской области "Централизованная бухгалтерия" (ОГРН 1163525109065, ИНН 3525393156; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 14).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 декабря 2022 года (с учетом определения от 15 декабря 2022 года об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены: решение фонда признано недействительным.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылался на неправильное применение судом норм материального права. Настаивало на том, что по своему характеру (правовой природе) спорные выплаты являются стимулирующими, поскольку имеют целью стимулирование медицинских работников к оказанию медицинской помощи населению в условиях повышенной опасности, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. В связи с этим, по мнению апеллянта, данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - отделение) поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве ответчика ввиду реорганизации фонда путем присоединения к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 01.01.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности государственного учреждения - Вологодского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2023 в результате реорганизации в форме присоединения к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а).
В свою очередь, согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 01.01.2023 за государственным регистрационным номером 2233500000039 наименование государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области изменено на отделение.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В силу пункта 1 статьи 124 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. При отсутствии такого сообщения лицо, участвующее в деле, именуется в судебном акте исходя из последнего известного арбитражному суду наименования этого лица.
При таких обстоятельствах в порядке статей 48, 124 АПК РФ фонд подлежит замене на его правопреемника - отделение.
Представитель отделения в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей учреждения и отделения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросу правильности исчисления, полноты исчисления и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт от 25.02.2022 N 35012150002143 (том 1, листы 34-40).
В ходе проверки фонд пришел к выводу о нарушении заявителем положений статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, выразившемся в невключении в базу для исчисления страховых взносов дополнительных выплат медицинским работникам учреждения, оказывающим медицинскую помощь гражданам в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 30.11.2020 N 1416 "О поддержке медицинских работников государственных учреждений здравоохранения области, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" (далее - Постановление N 1416) в общей сумме 2 118 450 руб. 70 коп. (приложение 1 к акту проверки) (том 1, листы 38-40).
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений учреждения фондом принято решение от 31.03.2022 N 35012150002145, которым отказано в привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 26.20 Закона N 125-ФЗ, страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4 236 руб. 90 коп. (том 1, листы 45-48).
Не согласившись с названным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Частью 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Обязанность выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования возложена на страхователя пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ.
Статья 3 Закона N 165-ФЗ определяет страховой случай как свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Управление (подпункт 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ).
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (часть 1 статьи 421 НК РФ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Законом N 125-ФЗ.
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями на случай временной нетрудоспособности.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.
Пунктами 1, 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В статье 20.2 названного Закона приведен исчерпывающий перечень законодательно установленных и необлагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам.
Как следует из материалов дела, в ноябре-декабре 2020 года заявителем на основании Постановления N 1416 произведены дополнительные выплаты 114 работникам учреждения на общую сумму 2 118 450 руб. 70 коп.
При этом с данных выплат учреждение не исчислило и не уплатило страховые взносы, поскольку считало их выплатами социального характера, не носящими стимулирующего характера, не зависящими от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являющимися вознаграждением за труд или оплатой труда.
По мнению фонда, спорные выплаты в пользу физических лиц в перечне статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не указаны, произведены в рамках трудовых отношений, следовательно на основании пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами в размере 4 236 руб. 90 коп.
Отклоняя данные доводы подателя жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 1762) утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 названного постановления (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2021 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2 430 руб., 1 215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико- санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2 430 руб., 1 215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3 880 руб., 2 430 руб. и 1 215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1 215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2 430 руб., 1 215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Указанные специальные социальные выплаты осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету названного фонда, лицам, указанным в пункте 2 названного постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (пункт 3 постановления Правительства РФ N 1762).
Как следует из Постановления N 1416, в целях поддержки медицинских работников государственных учреждений здравоохранения области, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в связи с изменением порядка начисления выплат в соответствии с постановлением Правительства РФN 1762 Правительство Вологодской области постановило:
1. Установить с 1 ноября по 31 декабря 2020 года дополнительные ежемесячные выплаты медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения области:
1.1. оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), в следующих размерах:
1.1.1. врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), - 1 063 руб. за одну нормативную смену;
1.1.2. среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), - 532 руб. за одну нормативную смену;
1.1.3. врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - 1 282 руб. за одну нормативную смену;
1.1.4. среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - 606 руб. за одну нормативную смену;
1.1.5. младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - 379 руб. за одну нормативную смену;
1.2. лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в следующих размерах:
1.2.1. врачам в составе общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, - 1 063 руб. за одну нормативную смену (1 300 руб. в редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.12.2020 N 1596);
1.2.2. среднему медицинскому персоналу в составе общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, - 532 руб. за одну нормативную смену (650 руб. в редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.12.2020 N 1596).
Выплаты предоставляются медицинским работникам, указанным в подпункте 1.1 настоящего пункта, отработавшим не более 31 нормативной смены в календарный месяц.
Размер выплаты за календарный месяц рассчитывается как сумма выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
При определении размера выплаты работникам, указанным в подпункте 1.1 настоящего пункта, отработавшим более 22 нормативных смен в месяц, применяется поправочный коэффициент согласно приложению 1 к названному постановлению.
Размер выплаты определяется с учетом размеров районного коэффициента.
Понятие нормативной смены применяется в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1762.
Выплаты, предусмотренные подпунктом 1.2 названного пункта, не предоставляются в случае, если за ту же смену работнику предоставляются выплаты, предусмотренные подпунктом 1.1 настоящего пункта.
2. Установить, что выплаты осуществляются за счет дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил осуществления дополнительных ежемесячных выплат медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения области, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), утвержденных пунктом 3 Постановления N 1416 (далее - Правила), спорные выплаты производятся государственными учреждениями здравоохранения области работникам, указанным в пункте 1 Постановления N 1416.
Финансирование спорных выплат осуществлено Департаментом здравоохранения Вологодской области по счету классификации операций сектора государственного управления 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме".
В соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н, на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых товаров, работ, услуг населению). Перечень таких расходов в соответствии с пунктом 10.6.2 названного порядка не является исчерпывающим.
Согласно Статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками еще не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда.
Как указано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В данном случае спорные выплаты не предусмотрены ни Коллективным договором учреждения, ни Положением об оплате труда работников учреждения, ни трудовыми договорами, что не оспаривается ответчиком (том 1, листы 56-73), эти выплаты произведены на основании приказов главного врача учреждения от 11.12.2020 N 410-к, от 30.12.2020 N 453.1-к (том 1, листы 74, 75).
Таким образом, спорные выплаты носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами в качестве оплаты труда.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что тот факт, что спорные выплаты начислялись работникам один раз в месяц к заработной плате за период фактически отработанных календарных дней временного режима работы, в данном случае, исходя из характера и назначения выплат, не является основанием считать их вознаграждением за труд.
В связи с этим является верным вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию фонда по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Несогласие отделения с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
провести процессуальное правопреемство, заменив государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; дата прекращения деятельности: 01.01.2023) на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а).
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 декабря 2022 года по делу N А13-8167/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8167/2022
Истец: БУЗ ВО "Череповецкий городской родильный дом"
Ответчик: ГУ Вологодское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: КУ в сфере здравоохранения ВО "Централизованная бухгалтерия", Отделение ФССП РФ по Вологодской обл., Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Вологодской области (ОСФР по Вологодской области)