г. Пермь |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А60-44344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от акционерного общества "ГАЗЭКС" - Лазарева Ю.П., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом;
от Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - Рафикова А.С., удостоверение, доверенность от 28.12.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 декабря 2022 года по делу N А60-44344/2022
по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо - Прокуратура Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751)
о признании незаконными решений, бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании незаконными решений от 27.06.2022 N 29-22-01/24951, от 15.07.2022 N 29-20-01/27773, от 09.06.2022 N 29-20-01/22703 в связи с бездействием, выраженного в непроведении контрольно-надзорных мероприятий по фактам отказов физических лиц в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; об обязании рассмотреть по существу материалы, предоставленные АО "ГАЗЭКС" со следующими заявлениями: от 31.05.2022 N 3/9-38/2022, от 04.05.2022 N1065, от 04.05.2022 N 1066, от 04.05.2022 N 1074, от 11.04.2022 N 874, от 20.04.2022 N 946, от 18.04.2022 N 964, от 18.04, 2022 N 965, от 18.04.2022 N 971, от 18.04.2022 N 966, от 19.04.2022 N 968, от 18.04.2022 N 969, от 19.04.2022 N 973, от 18.04.2022 N 970, от 20.04.2022 N 945, от 11.04.2022 N 873, от 11.04.2022 N 875, от 11.04.2022 N 876, от 11.04.2022 N 878, от 11.04.2022 N 872, от 04.05.2022 N 1063, от 05.05.2022 N 1081, от 22.04.2022 N 984, от 22.04.2022 N 986, от 22.04.2022 N 988, от 22.04.2022 N 983, от 22.04.2022 N 985, от 22.04.2022 N 987, от24.03.2022 N 685, от 01.04.2022 N 768, от 22.03.2022 N 663, от 18.04.2022 N 967, от 19.04.2022 N 968, от 18.04.2022 N 966, 18.04.2022 N 964, от 04.05.2022 N 1064, от 04.05.2022 N 1060, от 05.05.2022 N 1080, 04.05.2022 N 1067, от 04.05.2022 N 1068, от 04.05.2022 N 1061, 04.05.2022 N 1062, от 04.05.2022 N 1070, от 04.05.2022 N 1072, от 04.05.2022 N 1071, от 04.05.2022 N 1075, от 24.03.2022 N 685, от 01.04.2022 N 768, от 12.05.2022 N 1148, от 12.05.2022 N 1150, от 12.05.2022 N 1149, от 11.05.2022 N 1131, от 17.06.2022 N 1444, от 17.06.2022 N 1442, от 17.06.2022 N 1441, от 17.06.2022 N 1443, от 17.06.2022 N 1446, от 17.06.2022 N 1445 в срок не позднее месяца с даты вступления в силу решения по настоящему делу; в случае неисполнения судебного решения в установленный срок взыскать с Департамента судебную неустойку в размере 100 руб. за нерассмотрение каждого заявления.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуру Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения Департамента от 27.06.2022 N 29-22-01/24951, от 15.07.2022 N 29-20-01/27773, от 09.06.2022 N 29-20-01/22703 в части бездействия, выраженного в непроведении контрольно-надзорных мероприятий по фактам отказов физических лиц в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "ГАЗЭКС". В удовлетворении заявления о взыскании судебной неустойки отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Департамент указывает, что судом не учтены положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248, Закон о государственном контроле), который не предусматривает возможности осуществлять какие-либо контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) в отношении жилых помещений. Гражданин, являющийся собственником жилого помещения, не является контролируемым лицом, что, в свою очередь, влечет невозможность инициирования и проведения Департаментом в отношении физического лица любого контрольного (надзорного) мероприятия. Принимая во внимание совокупность правовых норм законодательства, в том числе положений Закона N 248-ФЗ, провести проверку действий граждан без доступа в жилое помещение не представляется возможным. В случае проведения КНМ при наличии выявленных нарушений обязательных требований Департамент должен будет выдать предписание об устранении выявленных нарушений, провести проверку исполнения которого не представится возможным. Жилые помещения не являются объектами регионального государственного жилищного надзора, что также исключает возможность проведения КНМ.
Представитель Департамента в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, указанным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, АО "ГАЗЭКС" обратилось к Департаменту с заявлениями от 31.05.2022 N 3/9-38/2022, от 04.05.2022 N1065, от 04.05.2022 N 1066, от 04.05.2022 N 1074, от 11.04.2022 N 874, от 20.04.2022 N 946, от 18.04.2022 N 964, от 18.04, 2022 N 965, от 18.04.2022 N 971, от 18.04.2022 N 966, от 19.04.2022 N 968, от 18.04.2022 N 969, от 19.04.2022 N 973, от 18.04.2022 N 970, от 20.04.2022 N 945, от 11.04.2022 N 873, от 11.04.2022 N 875, от 11.04.2022 N 876, от 11.04.2022 N 878, от 11.04.2022 N872, от 04.05.2022 N 1063, от 05.05.2022 N 1081, от 22.04.2022 N 984, от 22.04.2022 N 986, от 22.04.2022 N 988, от 22.04.2022 N 983, от 22.04.2022 N985, от 22.04.2022 N 987, от24.03.2022 N 685, от 01.04.2022 N 768, от 22.03.2022 N 663, от 18.04.2022 N 967, от 19.04.2022 N 968, от 18.04.2022 N966, 18.04.2022 N 964, от 04.05.2022 N 1064, от 04.05.2022 N 1060, от 05.05.2022 N 1080, 04.05.2022 N 1067, от 04.05.2022 N 1068, от 04.05.2022 N1061, 04.05.2022 N 1062, от 04.05.2022 N 1070, от 04.05.2022 N 1072, от 04.05.2022 N 1071, от 04.05.2022 N 1075, от 24.03.2022 N 685, от 01.04.2022 N768, от 12.05.2022 N 1148, от 12.05.2022 N 1150, от 12.05.2022 N 1149, от 11.05.2022 N 1131, от 17.06.2022 N 1444, от 17.06.2022 N 1442, от 17.06.2022 N 1441, от 17.06.2022 N 1443, от 17.06.2022 N 1446, от 17.06.2022 N 1445, в которых просило привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ физических лиц в связи с необеспечением беспрепятственного доступа работников АО "ГАЗЭКС" к внутридомовому газовому оборудованию (ВДГО) и внутриквартирному газовому оборудованию (ВКГО) в соответствии с договорами на техническое обслуживание газового оборудования, заключенными между физическими лицами и обществом.
Решениями Департамента от 27.06.2022 N 29-22-01/24951, от 15.07.2022 N29-20-01/27773, от 09.06.2022 N 29-20-01/22703 отказано в возбуждении дел об административном правонарушении в связи с невозможностью проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении граждан в период действия моратория.
АО "ГАЗЭКС", полагая, что указанные решения Департамента являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно статье 8 данного закона Правительство Российской Федерации устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
В силу пункта 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, далее - Правила N 410):
внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к ВКГО, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;
внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО) - газопроводы МКД, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к ВКГО, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;
заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО или ВКГО, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги);
исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО или ВКГО, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (пункт 3 Правил N 410).
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что АО "ГАЗЭКС" является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО или ВКГО (исполнителем по договору на данные услуги).
Частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность потребителя газа за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового / внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 1 статьи 20 ЖК РФ, пункту 5 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП) Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора.
Согласно пункту 89 Правил N 410, Перечню нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр, Департамент осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 44 Правил N 410 исполнитель вправе посещать помещения, где установлено ВДГО и/или ВКГО, при проведении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию и ремонту данного оборудования (далее также - договор о техническом обслуживании) с соблюдением порядка предварительного уведомления заказчика, предусмотренного пунктами 48-53 настоящих Правил.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ (пункт 46).
В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании на основании уведомлений, доведенных в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48-53 Правил.
Пунктами 48-53 Правил N 410 предусмотрена обязанность исполнителя уведомить заказчика о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию, а заказчика ответить на данное уведомление.
В силу пункта 53 Правил N 410 если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании работ, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к ВДГО и/или ВКГО, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами.
Копия акта направляется исполнителем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора (абзац 3 пункта 53).
На основании указанных норм АО "ГАЗЭКС" обратилось к Департаменту с перечисленными выше заявлениями с приложением актов об отказе в допуске по выполнению работ.
В ответ на заявления Департамент указал на невозможность проведения контрольно-надзорных мероприятий и привлечения физических лиц к административной ответственности по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения: в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом о государственном контроле и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 336 в 2022-2023 годах внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Минэкономразвития России опубликовано письмо от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году", согласно которому понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий и включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам вреда определенной категории.
Непроведение технического обслуживания и ремонта ВДГО и/или ВКГО влечет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью конкретных граждан - жителей МКД, в связи с чем Департамент обязан был обратиться в органы прокуратуры за согласованием проведения внеплановой проверки по фактам отказа в допуске сотрудников общества к ВДГО и/или ВКГО в МКД.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 248 под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Департамент указывает на то, что в силу пункта 1 части 2 статьи 31 Закона N 248 граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением жилых помещений; поскольку в спорном случае предполагается проверка жилых помещений, осуществить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении гражданин не представляется возможным, что, в свою очередь, исходя из части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, исключает возможность привлечения физического лица к административной ответственности по статье 9.23 КоАП РФ.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 248-ФЗ объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
По отношению к рассматриваемым обстоятельствам, объектом контроля являются действия (бездействия) граждан по недопуску к техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и/или ВКГО, а не к жилому помещению.
Проверка Департаментом фактов отказа в допуске сотрудников общества к ВДГО и/или ВКГО не предполагает обязательный доступ должностных лиц Департамента в жилые помещения.
В спорном случае Департаментом не доказано даже направление запросов в адрес граждан, которые не обеспечили допуск сотрудников общества к ВДГО и/или ВКГО.
При этом, как следует из апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N АПЛ22-503, на основании пункта 10 Постановления N 336 допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 названной статьи).
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2021 г. N 9-П, КоАП РФ, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на событие правонарушения, исключает возможность начала производства по делу, в частности, при отсутствии события или состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
Проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
В силу части 4 статьи 56 Закона о государственном контроле оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в данной статье.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о незаконности решений Департамента в связи с бездействием, выраженным в непроведении контрольно-надзорных мероприятий по фактам отказов физических лиц в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Вопреки доводам жалобы, жилищным законодательством прямо установлены обязательные требования для граждан, определен государственный орган, который обязан осуществлять контроль соблюдения таких требований, предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативных требований.
Статья 9.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Объектом правонарушения по статье 9.23 КоАП РФ являются общественные отношения в области газоснабжения.
Объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ составляет отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и/или ВКГО в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Субъектом правонарушения по статье 9.23 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Таким образом, в рассматриваемых отношениях объектами регионального государственного жилищного надзора выступают бездействия граждан, выражающиеся в недопуске к ВДГО и/или ВКГО, о чем правомерно указывает суд в своем решении.
В связи с изложенным довод Департамента об отсутствии возможности получения прав доступа в жилые помещения не имеет отношения к рассматриваемой ситуации.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 декабря 2022 года по делу N А60-44344/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44344/2022
Истец: АО ГАЗЭКС
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ