г. Челябинск |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А47-14824/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2022 по делу N А47-14824/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Карин Оренбург" - Старченко И.С. (паспорт, доверенность от 24.08.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Карин Оренбург" (ОГРН 1185658013848, ИНН 5610232668) (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Карин Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, МИФНС N13 по Оренбургской области, налоговый орган):
- о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель 2020 года, оформленное сообщением об отказе N б/н от 18.05.2020,
- об обязании МИФНС N 13 по Оренбургской области включить ООО "Карин Оренбург" в реестр для перечисления УФК (Казначейство России) субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель 2020 года, на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Карин Оренбург" N 1 от 18.05.2020, а также о возмещении расходов на уплату государственной пошлины в размере 3000 руб. (с учетом уточнений).
Протокольным определением суда от 12.04.2022 (л.д. 54, т. 2) изменено наименование заинтересованного лица на МИФНС N 13 по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
МИФНС N 13 по Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что неверное толкование судом позиции Верховного суда Российской Федерации изложенной в Решении от 24.02.2021 по делу N АКПИ20-979 привело к нарушению, а именно к неприменению закона подлежащего применению (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576), и как следствие к формулированию выводов несоответствующих фактическим обстоятельствам дела. Отмечает, что при исключении из числа работников организации в марте лиц работавших по договорам гражданско - правового характера, инспекция приходит к выводу о том, что число работников общества в марте работавших по трудовым договорам составляет 56 человек (61-5), при этом в результате анализа данных РСВ за полугодие 2020 установлено, что число работников Общества по трудовому договору в мае составляет 47 человек. Следовательно, процент сохранения численности работников в мае по отношению к марту составляет 83,9 % (48/56*100=83,9%). По мнению инспекции, при толковании позиции Верховного суда, ссылка на которую приведена в оспариваемом решении, формулировании выводов и формировании своей правовой позиции по настоящему делу, суд не учел ряд выводов и заключений Верховного суда РФ, неверно истолковав смысл и истинное содержание Решения от 24.02.2021 по делу N АКПИ20-979. По мнению налогового органа, выводы арбитражного суда свидетельствуют о неограниченном усмотрении суда и влекут нарушение принципа "правовой определенности" и "разумного ожидания", поскольку позволяют налогоплательщикам рассчитывать на получение мер государственной поддержки при фактическом несоответствии их критериям определенным законом Российской Федерации. Формулирование подобных выводов применительно к рассматриваемой ситуации привело к неприменению закона подлежащего применению. Судом не применены положения Постановления Правительства РФ N 576, вместо чего допущено "свободное усмотрение", что привело к принятию незаконного судебного акта. По мнению апеллянта, заявителем не доказана совокупность условия для признания отказа налогового органа недействительным. Кроме того, признание незаконным решения, которое не противоречит закону, является недопустимым и свидетельствует о незаконности подобного судебного акта. Инспекция считает, что в рассматриваемой ситуации, налогоплательщику для восстановления нарушенного права необходимо обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании налогового органа предоставить субсидию за соответствующий период.
От ООО "Карин Оренбург" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Рассмотрение настоящего дела в судебном заседании реализовано с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (судебные онлайн-заседания). Организация участия в судебном заседании посредством системы онлайн-заседания осуществляется в порядке, установленном статьями 153, 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Карин Оренбург" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1185658013848.
Основным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).
18.05.2020 Общество посредством ТКС направило в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга заявление N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции" (далее - Правила N 576) за апрель 2020 года (л.д. 14, 89 т. 1).
Инспекция сообщением от 18.05.2020 отказала в предоставлении субсидии, в связи с тем, что налогоплательщиком не подтверждено право на получение субсидии, предусмотренной Правилами N 576, в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года (л.д. 15, т. 1).
22.05.2020 Общество обратилось в Инспекцию с пояснениями и необходимыми документами, подтверждающими, что 5 человек работали по гражданско-правовым договорам, а также количество уволившихся лиц (л.д. 16-17, 90-91 т. 1).
29.05.2020 Общество посредством ТКС направило в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга заявление N 2 о предоставлении субсидии за апрель 2020 года (л.д. 88, т. 1).
30.05.2020 Инспекция сообщением б/н вновь отказала в предоставлении субсидии по тем же основаниям (л.д. 60, т. 1).
Инспекцией дан ответ от 03.06.2020 N 10-22/009220, в котором, со ссылкой на сведения из Пенсионного фонда РФ, в качестве причины для отказа в получении субсидии указано, что соотношение количества работников в апреле (48) к количеству работников в марте (61) составляет 78,7% (л.д. 58, т. 1).
Получив от Инспекции отказ в предоставлении субсидии, заявитель обратился, в порядке установленном ст. 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области с жалобой от 17.08.2020 (л.д. 53-57, т. 1).
Письмом N 16-10/13894 от 11.09.2020 жалоба Общества оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области без удовлетворения (л.д. 47-49, т. 1).
Сообщением от 26.08.2020 N 808526 Инспекцией Обществу вновь было отказано в предоставлении субсидии за апрель 2020 года (л.д. 61, т. 1).
Не согласившись с отказом Инспекции в предоставлении субсидии за апрель 2020 года, оформленным сообщением от 18.05.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что обществом в апреле 2020 года соблюдено условие, установленное Постановлением Правительства N 576 для включения в реестр в целях предоставления субсидии, в части показателя количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия (не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица;
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, общество осуществляет деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", а именно: деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (ОКВЭД 2 - 56), которая является для Общества основной (ОКВЭД 56.10).
18.05.2020 общество направило в ИФНС по Ленинскому району г.Оренбурга заявление N 1 о получении из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции" за апрель 2020 года.
Сообщением от 18.05.2020 Инспекцией отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что налогоплательщиком не подтверждено право на получение субсидии, предусмотренной Правилами N 576, а именно: количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Согласно сведениям о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип формы "исходная", принятой ОПФР по Оренбургской области 13.04.2020, количество работников Общества в марте 2020 года составляло 61 человек (л.д. 20-21, т. 1).
Согласно сведениям о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип формы "исходная", принятой ОПФР по Оренбургской области 05.05.2020, количество работников Общества в апреле 2020 года составляло 48 человек (л.д. 33-34, т. 1).
Вместе с тем, при вынесении отказа в предоставлении субсидии налоговым органом не учтено следующее.
Как указывалось ранее, Правилами N 576 установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576.
Согласно положениям пункта 4 Правил N 576 размер субсидии определяется исходя из количества работников организации.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 576, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является условие о количестве работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Абзацем пятым пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (Форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) необходимые сведения по установленной форме.
Таким образом, в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, в соответствующем месяце выполнившие для организации работы (оказавшие услуги) в рамках договора гражданско-правового характера.
Работником в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.
Положение подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 направлено на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.
Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в статье 2 ТК РФ, существенно отличается от регулирования гражданско-правовых отношений. Из Правил N 576 не следует, что целью предоставления субсидии является сохранение выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам даже в случае отсутствия у организации необходимости в работах и услугах в соответствующий период.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 N АКПИ20-979, работодатель вправе предоставить налоговому органу дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников.
Налоговый орган считает, что при принятии решения о выплате субсидии, налоговые органы в соответствии с Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576 должны руководствоваться только сведениями из СЗВ-М по количеству лиц.
Между тем, суд при разрешении конкретного дела разрешает затрагивающий права и интересы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливает и исследует фактические обстоятельства дела.
Заявитель указывает, что количественная разница застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март в количестве 61 человек и апрель в количестве 47 человек не является следствием сокращения работников либо искажения данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в ПФР, следовательно, не нарушает условие выдачи субсидии, установленное в подпункте "е" пункта 3 Правил предоставления субсидии, а именно количество штатных работников (трудовые договоры) получателя субсидии, не снижалось ниже допустимого показателя и составляет 48 штатных работников в марте и 47 штатных работников апреле 2020 года.
Общество поясняет, и налоговый орган не оспаривает, что с пятью работниками налогоплательщиком были заключены договоры гражданско-правового характера (Ватаман Ю.В., Кодрянский Б.И., Ласькова К.С., Маликова А.А., Майкова Л.А.).
Также Обществом представлены расчеты по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды 1 квартал (код 21) и полугодие (код 31) 2020 года.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснил, что из представленных РСВ видно, что на 5 застрахованных лиц страховые взносы начислялись по гражданско-правовым договорам.
Порядок заполнения и предоставления расчета по страховым взносам (далее - Расчет) установлен Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной, форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@" (далее - Порядок).
Раздел 3 Расчета заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В строках графы 140 подраздела 3.2.1 Расчета указывается сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физического лица, за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица, в строках графы 160 указываются суммы, в том числе по договорам гражданско-правового характера за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно отдельно по каждому месяцу и коду категории застрахованного лица.
Таким образом, исходя из правил заполнения РСВ, следует, что в форме РСВ разграничены лица, работающие по трудовому договору и по гражданско-правовым договорам, поскольку выплаты физическому лицу по гражданско-правовому договору отдельно по каждому месяцу указываются в графе 160 подраздела 3.2.1.
Из представленного в материалы дела РСВ за 1 квартал 2020 (код 21) в графе 160 подраздела 3.2.1 раздела 3 видно, что выплаты физическим лицам и начисление страховых взносов Ватаман Ю.В., Кодрянскому Б.И., Ласьковой К.С., Маликовой А.А. и Майковой Л.А. производились Обществом в рамках гражданско-правовых договоров (л.д. 99, 106, 108, 109, 110 т. 2).
Данный факт документально не оспаривается налоговым органом.
Кроме того, выплаты физическим лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, не подлежат обложению взносами на временную нетрудоспособность и в связи с материнством (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ) и не отражаются в строке 010 приложения N 2 к разделу 1 РСВ в составе застрахованных лиц. Но количество этих лиц и выплаты им включаются в подразделы 1.1 и 1.2 приложения N 1 к разделу 1, поскольку взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на выплаты по гражданско-правовым договорам начисляются. Соответственно, при установлении разных данных между приложением N 2 и подразделами 1.1 и 1.2 приложения N 1 РСВ (в виде количества застрахованных лиц и сумм выплат) можно сделать вывод, что у организации имеются лица, работающие по гражданско-правовым договорам.
Так, согласно приложению N 1 РСВ стр. 004 за 1 квартал (код 21) за март отражен 61 человек (л.д. 86, т. 2).
Согласно приложению N 2 РСВ стр. 007 за 1 квартал (код 21) за март отражено 56 человек (л.д. 89, т. 2).
Согласно представленным Обществом в материалы дела приказам и заявлениям работников, в течение марта уволилось 8 работников по собственному желанию: Андреева Е.В. (пекарь) - 02.03.2020 по заявлению от 18.02.2020, Нестеров В.А. (повар холодного цеха) - 02.03.2020 по заявлению от 02.03.2020, Софронова Е.А. (повар холодного цеха) - 05.03.2020 по заявлению от 14.02.2020, Болтаев Ш.А. (повар ночной смены) - 20.03.2020 по заявлению от 20.03.2020, Маркелова В.П. (официант) - 24.03.2020 по заявлению от 12.03.2020, Кончакова А.Е. (су-шеф кондитер) - 27.03.2020 по заявлению от 11.03.2020, Выдманов В.А. (инженер по охране труда) - 30.03.2020 по заявлению от 27.03.2020, Хусанова Р.Х. (повар по питанию сотрудников) - 30.03.2020 по заявлению от 27.03.2020 (л.д. 9-32, т. 3), соответственно, на 31.03.2020 в штате организации числилось 48 работников.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к выводу, что в марте 2020 года число лиц, работающих по трудовым договорам составило 48 человек (61-5-8).
Согласно приложению N 1 Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование к разделу 1 подраздела 1.1 Расчет сумм взносов на ОПС количество застрахованных лиц за апрель составляет 48 человек (л.д. 134, т. 2).
Согласно РСВ за апрель 2020 года в Обществе договоры гражданско-правового характера на заключались. Все физические лица работали по трудовым договорам.
Вместе с тем, из представленных Обществом в материалы дела приказам следует, что в течение апреля уволился 1 работник по собственному желанию: Пинчук В.Ю. (официант) - 07.04.2020 по заявлению от 27.03.2020 (л.д. 33, т. 3), соответственно, на 30.04.2020 в штате организации числилось 47 работников (48-1).
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2021 по делу N АКПИ20-979, Правила N 576 не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, оспариваемые положения нормативного правового акта направлены, в том числе на защиту интересов работников, осуществляющих трудовую деятельность у субъектов малого и среднего предпринимательства, от произвольного сокращения работодателем численности работников в период, когда были введены наиболее строгие ограничительные меры, влияющие на производственную деятельность работодателя. Условие об оценке количества работников получателя субсидии не препятствует праву работников по собственному желанию расторгнуть трудовые отношения. Работодатель не лишен возможности представить соответствующие документы налоговому органу, осуществляющему отбор получателей субсидии и ее предоставление.
Материалами дела подтверждается, что заявитель представил в Инспекцию, а также в УФНС в качестве приложений к жалобе, необходимые документы, подтверждающие, что 5 человек работали в марте 2020 г. по гражданско-правовым договорам, а также количество уволившихся лиц, однако ни Инспекцией, ни УФНС по Оренбургской области никаких мер по проведению проверки указанных обстоятельств не предпринято.
Суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в том числе с учетом уволенных работников, пришел к выводу, что на апрель 2020 года количество работников составило 47 человек, на март 2020 года - 48.
Вывод суда о невозможности применения формального подхода к положениям Правил N 576 соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 NАКПИ20-979 о возможности работодателя представлять доказательства в обоснование соблюдения им условий для получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников.
В данном случае лишь формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (Постановление Правительства от 24.04.2020 N 576) может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обществом в апреле 2020 года соблюдено условие, установленное Постановлением Правительства N 576 для включения в реестр в целях предоставления субсидии, в части показателя количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, поэтому решение от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии за апрель 2020 года, оформленное сообщением об отказе, следует признать необоснованным, заявленные требования - удовлетворить.
Данные выводы основаны на правильном истолковании и применении судом первой инстанции приведенных выше норм материального права, в том числе пунктов 3, 4 Правил N 576, к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам.
Установленные судом обстоятельства соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, исследование и оценка которых осуществлена судами с соблюдением требования статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем был выбран неверный способ защиты нарушенных прав, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае заявителем оспаривается решение налогового органа, следовательно, требования правомерно заявлены к Инспекции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушение прав и законных интересов общества отказом налогового органа в предоставлении субсидии заключается в том, что общество при соблюдении условий, установленных Постановлением Правительства N 576, было лишено права получить меру государственной поддержки в виде субсидии. При этом установление по результатам рассмотрения дела соблюдения обществом условий Постановления Правительства N576, не позволяет прийти к выводу о законности отказа налогового органа. В связи с чем следует, что по результатам рассмотрения заявления установлена совокупность условий для признания решения налогового органа об отказе в предоставлении субсидии недействительным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2022 по делу N А47-14824/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14824/2020
Истец: ООО "Карин Оренбург"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, МИФНС N 13 по Оренбургской области