г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А41-50154/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Герасимова Е.В., доверенность от 13.02.2023,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2022 по делу N А41-50154/22, по иску ТСН "Нальчик" (ИНН 5017015685) к Управлению Росреестра по Московской области (ИНН 7727270299), третье лицо Администрация го Истра (ИНН 5017015766), о признании, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Нальчик" (далее - ТСН "Нальчик", ТСН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, Росреестр, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-7707234/4 в государственной регистрации права собственности ТСН "Нальчик" на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060402:623, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, д. Бутырские Хутора, с/т "Нальчик";
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности ТСН "Нальчик" на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060402:623, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, д. Бутырские Хутора, с/т "Нальчик".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Администрация городского округа Истра Московской области (далее - Администрация го Истра, администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Росреестр обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Истринского района от 22.12.1992 N 2411/25 ТСН "Нальчик" предоставлен в коллективно-совместную собственность земельный участок площадью 1,46 га.
Участок поставлен на кадастровый учет 22.12.1992 как ранее учтенный, с присвоением кадастрового номера 50:08:0060402:623.
В 2018 году ТСН инициировало установление границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060402:623. Был подготовлен межевой план. Согласно заключению кадастрового инженера к межевому плану, выявлено, что площадь земельного участка не соответствует площади, сведения о которой содержатся в государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а именно на 3100 кв. м меньше документальной. Расхождение возникло в связи с запользованием данной территории членами ТСН.
По результатам рассмотрения межевого плана Управлением росреестра по Московской области в ЕГРН внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060402:623 и площади, составившей 11500 кв. м.
Согласно выписке ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060402:623 имеет следующие характеристики: местоположение Московская область Истринский район д. Бутырские Хутора ст. Нальчик, категория "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для садоводства", площадь 11500 кв. м, границы участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
14.08.2021 на общем собрании ТСН "Нальчик" было решено одобрить оформление в собственность ТСН земельного участка с кадастровым номером 50:08:0060402:623 (земельный участок общего пользования); уполномочить председателя правления ТСН обратиться в росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности.
28.02.2022 ТСН обратилось в Управление росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060402:623, приложив в т.ч. выписки из протоколов общих собраний членов ТСН и постановление от 22.12.1992 N 2411/25.
Уведомлением от 14.03.2022 N КУВД-001/2022-7707234/1 государственная регистрация прав была приостановлена в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Уведомлением от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-7707234/3 в государственной регистрации права собственности было отказано.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статью 8 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, статью 212 Гражданского кодекса, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статью 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), пришел к выводу об обоснованности требований Товарищества.
Суд исходил из того, что по правилам Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшего на момент предоставления спорного участка, и в силу действующего в настоящее время Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования (в том числе земельные участки), расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может принадлежать садоводческому товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
Поскольку на основании постановления от 22.12.1992 N 2411/25 Товариществу 22.04.1993 выдано свидетельство о праве коллективной совместной собственности на землю площадью 1,46 га, следовательно, данный участок предоставлен в коллективную совместную собственность Товарищества без распределения между его членами, поэтому правообладателем спорного участка является Товарищество как юридическое лицо.
При таком положении у Управления Росреестра не имелось предусмотренных Законом N 218-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Товарищества на указанный земельный участок.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, статья 65 Закона N 218-ФЗ). Такие решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу статей 198 и 201 АПК РФ ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: если ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Пунктом 5 части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Товарищество представило в регистрирующий орган в качестве основания для регистрации права индивидуальной собственности данного юридического лица на спорный участок выписки из протоколов общих собраний членов СНТ и постановление от 22.12.1992 N 2411/25, которым этот участок представлен на праве коллективной совместной собственности, а не в частную собственность Товарищества как юридического лица.
Статьей 3 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшей в период предоставления спорного земельного участка, было предусмотрено, что в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). При этом собственниками земли выступают государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
Согласно статье 8 Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
В соответствии со статьей 66 того же Кодекса земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ. На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдается документ, удостоверяющий право на землю.
Исходя из приведенных положений законодательства, действовавшего в 1992 году, коллективная совместная собственность, наряду с коллективно-долевой собственностью, являлась формой общей собственности.
Несмотря на то, что в действующем в настоящее время законодательстве отсутствует понятие "коллективная совместная собственность", земельный участок, предоставленный ранее на таком праве в общую собственность членов садоводческого товарищества, не может без правовых оснований перейти в индивидуальную собственность товарищества как юридического лица.
С 01.01.2019 отношения, возникающие с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Законом N 217-ФЗ.
В соответствии с частью 14 статьи 54 Закона N 217-ФЗ образованные до дня вступления в силу данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу этого Закона, являются земельными участками общего назначения.
Частью 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.
Согласно пункту 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, поскольку в отношении спорного земельного участка общего пользования до введения в действие Закона N 122-ФЗ возникло право коллективной собственности, которое признается действующим законодательством правом общей долевой собственности лиц - собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, Управление Росреестра обоснованно в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ отказало в государственной регистрации единоличного права собственности Товарищества как юридического лица на данный участок.
Довод заявителя о том, что общим собранием членов товарищества принято решение о регистрации права собственности на земли общего пользования непосредственно за товариществом, апелляционным судом отклоняется, поскольку в рамках рассмотрения заявления о регистрации права Росреестр не вправе давать оценку его законности, учитывая, что такое основание для возникновения права собственности товарищества как решение общего собрания, законом не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, неправильно применив нормы материального права, необоснованно удовлетворил заявление Товарищества, поэтому решение суда первой инстанции от 26.10.2022, на основании части 2 статьи 270 АПК РФ следует отменить, а в удовлетворении требований Товарищества - отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 Кодекса).
Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26.10.2022 по делу N А41-50154/22 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ТСН "Нальчик" госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. в федеральный бюджет.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50154/2022
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Нальчик", Управление Росреестра по МО
Ответчик: УФРС по МО
Третье лицо: УФРС по МО