г. Чита |
|
6 марта 2023 г. |
Дело N А58-5003/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) Заболоцкой М.Н. (доверенность от 28.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по делу N А58-5003/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1111435006935, ИНН 1435242617, далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) ((ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146, далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.12.2020 N 16/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления НДС в размере 12 622 520 руб., пени в размере 4 635 316 руб., штрафа в размере 106 443,60 руб.; доначисления налога на прибыль организаций в размере 2 716 040 руб. (в федеральный бюджет - 407 406 руб., в бюджет субъекта РФ - 2 308 634 руб.); пени в размере 305 123,09 руб. (в федеральный бюджет 41 030,57 руб., в бюджет субъекта РФ - 264 092,52 руб.), штрафа в размере 17 607,05 руб. (в федеральный бюджет - 2 641,60 руб., в бюджет субъекта РФ - 14 965,99 руб.).
Определением суда от 26.10.2021 произведена замена заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435153396, ОГРН 1041402072216) (далее - административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по делу N А58-5003/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе.
Апеллянт полагает, что безвозмездная финансовая помощь облагается НДС только в том случае, если она связана с оплатой за реализованные товары (работы, услуги), и что финансовая помощь от учредителя - муниципального образования (например, в виде бюджетной субсидии), предоставленная в рамках целевого финансирования деятельности для возмещения затрат, не включается в налоговую базу по НДС. Ссылка налогового органа на то, что МУП "Жилкомсервис" оформил свои затраты посредством форм КС-2 и КС-3, в которых выделен НДС, неубедительна, поскольку формы КС-2, КС-3 подтверждают объемы выполненных работ. Следовательно, свидетельствуют о полученных доходах, а не о понесенных расходах. Все соглашения о предоставлении субсидий были заключены строго в соответствии с бюджетным законодательством. Все ссылки на БК РФ, подзаконные акты, принятые в развитие бюджетных правил, прописаны в самих соглашениях. Отношения, возникшие между МУП "Жилкомсервис" и Окружной администрацией" на основании соглашений, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, а не Гражданским кодексом Российской Федерации, как это пишет в своем решении суд первой инстанции. В связи с чем, никаким договором подряда соглашение о предоставлении субсидий быть не может. Обязательным признакам договора подряда соглашение не отвечает. Никаких обязательств по сносу объектов соглашение не содержит, как это указывает суд. Окружная администрация не исполняла роль заказчика хозяйствующего субъекта, а действовало в рамках муниципальных полномочий по сносу аварийного, ветхого жилья, самовольных построек.
Кроме того, не согласен с доводом о том, что снос зданий является неуставной деятельностью МУП "Жилкомсервис", поскольку снос, разбор включен в общую группировку "Строительство", которое есть в уставе предприятия. В уставе оно поименовано как "Строительство жилых и промышленных зданий и сооружений генподрядным и субподрядным способом". Любое строительство включает подготовку строительной площадки, снос и разбор построек на таком участке. Отдельно снос и разбор зданий и сооружений был внесен в январе 2018 года, как дополнение в Устав, по причине противодействия со стороны налогового органа по вопросу освобождения от налогов по такому виду деятельности.
В дополнениях к апелляционной жалобе апеллянт указывает, что суд и налоговый орган оценивают наличие или отсутствие вида деятельности в уставе сквозь призму ОКВЭД, что неверно. Закон не устанавливает обязанности перечислять в учредительных документах юридического лица виды деятельности в соответствии с формулировками каких-либо классификаторов, в том числе ОКВЭД.
Кроме того, оценка налоговым органом одних и тех же документов носит дискриминационный, избирательный характер.
Административный орган в отзыве и дополнительных пояснениях с доводами апелляционной жалобы и дополнительными пояснениями не согласился.
Определением суда от 24.01.2023 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 20 минут 28 февраля 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.12.2022, 25.01.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
МУП "Жилкомсервис" ГО "Город Якутск" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, отзыва на жалобу, дополнений к отзыву, заслушав пояснения налогового органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 28.06.2019 N 16/32 (т. 4 л.д.1) в период с 28.06.2019 по 18.02.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 13.07.2020 N 16/1964 (т. 5 л.д.1-130).
25.08.2020 МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" представлены возражения на Акт ВНП, по результатам рассмотрения которых инспекцией приняты решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с представлением предприятием возражений на Акт ВНП и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
16.11.2020 составлено Дополнение к Акту налоговой проверки N 16/27 (т. 6 л.д.1-54), а также вынесено решение от 25.12.2020 N 16/1 (т. 7 л.д.1-100), согласно которому:
- предприятие привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа (в связи с применением обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, штрафные санкции уменьшены в 16 раз) по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС в размере 147 301,30 руб., налога на прибыль организаций зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 26 078,06 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 147 775,31 руб.; по пункту 1 статьи 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ, удержанного с фактически выплаченных доходов физическим лицам по срокам уплаты, в размере 213 882,04 руб.;
- предприятию доначислено и предложено уплатить НДС в сумме 13 580 801 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 1 921 612 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 10 889 137 руб.;
- предприятию начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 5 143 494,16 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 826 220,74 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 4 822 642,34 руб., транспортного налога в размере 16 915,55 руб.
Не согласившись частично с вынесенным инспекцией решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционном порядке в УФНС России по РС (Я).
Решением УФНС России по РС (Я) от 13.05.2021 N 05-17/07632 отменено решение инспекции от 25.12.2020 N 16/1 в части сумм пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 129 413,29 руб.; налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 733 341,89 руб.; уменьшен налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, на сумму в размере 506 543 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, на сумму в размере 2 870 410 руб.; в удовлетворении остальной части требований налогоплательщика отказано (т. 7 л.д.125-149).
Не согласившись с решением инспекции от 25.12.2020 N 16/1 в оспариваемой части, МУП "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность процедуры проведения выездной налоговой проверки и рассмотрения ее материалов с учетом установленных обстоятельств, приходит к выводу о том, что нарушений установленного НК РФ порядка проведения выездных налоговых проверок и вынесения решений по ним, которые являются основанием для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ, налоговым органом не допущено, предприятию была предоставлена возможность знакомиться с материалами налоговой проверки, представлять свои возражения, пояснения и дополнительные документы, участвовать в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки.
По эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом, в соответствии со статьей 143 главы 21 НК РФ МУП "Жилкомсервис" в проверяемом периоде (2017, 2018 гг.) являлось плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
На основании пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ определено, что налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 N 304-КГ15-1430).
Между тем, в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В данной ситуации значение имеет возможность квалификации деятельности предприятия как реализации работ (услуг) в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ и направленность финансовой помощи на увеличение доходов налогоплательщика от реализации работ и услуг (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Жилкомсервис" создано распоряжением Окружной администрации города Якутска N 286р от 03.06.2011, учредителем предприятия является городской округ "Город Якутск" (т.8 л.д.1-18).
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное собственником. Правомочия собственника имущества предприятия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИиЗО).
Предприятие выполняет цели и виды деятельности, для получения прибыли, также для удовлетворения общественных потребностей, которые прописаны в Уставе предприятия, утверждённым приказом ДИиЗО от 22.10.2015 N 88п, который был изменен Приказом ДИиЗО от 30.01.2018 г. N 07п (т.8 л.д.19-22).
Из оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления НДС в размере 12 622 520 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы по НДС в результате не включения стоимости работ, выполненных в рамках соглашений на выполнение работ по сносу нежилых зданий, строений, сооружений, в силу того, что данные работы не являются уставным видом деятельности предприятия и, следовательно, подлежали квалификации как выполнение работ на возмездной основе.
Проверкой установлено, что МУП "Жилкомсервис" ГО "Город Якутск" за проверяемый период были заключены следующие соглашения с МКУ Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск", Департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска на основании Постановлений Окружной администрации города Якутска N 64п от 28.03.2016, N 142п от 21.05.2014, в которых указано, что настоящий документ определяет категории лиц и критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих по сносу нежилых зданий, строений, сооружений на территории ГО "Город Якутск".
В вышеуказанных постановлениях перечислены критерии для отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии из бюджета ГО "Город Якутск". Одним из перечисленных критериев отбора, является то что, претендент представляет уполномоченному органу письменную заявку с приложением полного пакета документа.
Согласно вышеуказанным постановлениям, информация об отборе юридического лица, индивидуального предпринимателя для выполнения работ по сносу размещалось на общедоступных открытых информационных сайтах, давая возможность, всем желающим подать заявку на участие в отборе.
Выделение субсидий заявителю осуществлялось на основании следующих соглашений:
- Соглашение N 3/69806 о предоставлении субсидии от 09.03.2017, согласно которому МКУ Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск" (получатель бюджетных средств) предоставляет МУП "Жилкомсервис" (получатель субсидии) субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, и подпадающего под расселение жилья на территории ГО "город Якутск". Получателю субсидии, в соответствии с заявкой на получение субсидии, размер субсидии составил 15 000 000,00 руб. (НДС не выделен) (т.16 л.д.32-37);
- Соглашение N 4/69806 о предоставлении субсидии от 23.08.2017, согласно которому МКУ Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск" (получатель бюджетных средств) предоставляет МУП "Жилкомсервис" (получатель субсидии) субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, и подпадающего под расселение жилья на территории ГО "Город Якутск".
Получателю субсидии, в соответствии с заявкой на получение субсидии, размер субсидии составил 22 800 000,00 руб. (НДС не выделен).
Внесены изменения в вышеуказанное соглашение: дополнительным соглашением N 1 от 20.11.2017 г. размер субсидии составил 36 468 897, 41 руб. (НДС не выделен); дополнительным соглашением N 2 от 22.12.2017 г. размер субсидии составил 65 190 507,41 руб. (НДС не выделен) (т.16 л.д.47-52);
Субсидии предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", с распоряжением Окружной администрации города Якутска N 1713р от 14.10.2016 года, на основании заявки на получение субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, и подпадающего под расселение жилья на территории городского округа "город Якутск" при предоставлении следующих документов:
- подлинники и заверенные копии договоров и счетов, счетов фактур с поставщиками и подрядчиками;
- акты формы КС-2, КС-3, составленные получателем субсидии, подтверждающие фактический объем работ, составленных в базисных ценах на январь 2011 года, и текущих ценах соответствующего квартала текущего года, подписанные получателем бюджетных средств и заверенные Департаментом имущественных и земельных отношений ГО "Город Якутск";
- платежные поручения, выписки с расчетных счетов получателя субсидии;
- справка от специализированной организации технической инвентаризации о техническом состоянии объекта муниципального недвижимого имущества - акт обследование объекта.
Получатель субсидии берет на себя обязательства:
- по целевому использованию представленной субсидии;
- по предоставлению документов, подтверждающих затраты, указанных п.1.2. настоящего Соглашения;
- в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, осуществить возврат полученной субсидии.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
- Соглашение N 1/17 о предоставлении субсидии от 18.12.2017, согласно которому Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска (получатель бюджетных средств) предоставляет МУП "Жилкомсервис" (получатель субсидии) субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу нежилых зданий, строений, сооружений на территории ГО "Город Якутск" на основании постановления Окружной администрации города Якутска N 64п от 28.03.2016 г. (дополнительное соглашение N 1 к настоящему соглашению).
Получателю субсидии, в соответствии с заявкой на получение субсидии, размер субсидии составил 1 068 073.13 руб., в том числе НДС 18% - 162 926.41 руб.
Внесено изменение в вышеуказанное соглашение дополнительным соглашением N 1 без даты, размер субсидии составил 905 146.72 руб. (1 068 073.13-162 926.41), НДС не предусмотрен (т.8 л.д.34-37).
Субсидия предоставляется на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", распоряжения Окружной администрации города Якутска N 2132р от 15.12.2017 года, протокола рассмотрения заявок и подведения итогов отбора получателей субсидии из бюджета ГО "Город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу нежилых зданий, строений, сооружений на территории ГО "Город Якутск" при предоставлении документов, подтверждающие затраты.
Получатель субсидии берет на себя обязательства:
- по целевому использованию представленной субсидии;
- по предоставлению документов, подтверждающих затраты, указанных п.1.2. Соглашения;
- в случаях, предусмотренных Соглашением, осуществить возврат полученной субсидии.
Соглашение заключено на основании Постановления Окружной администрации города Якутска N 64п от 28.03.2016, в котором указано, что настоящее Положение определяет категории лиц и критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи по сносу нежилых зданий, строений, сооружений на территории ГО "Город Якутск", порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также возврат бюджетных средств, не использованных в текущем финансовом году.
Предоставление субсидии в связи с выполнением работ по сносу нежилых зданий, строений, сооружений территории ГО "Город Якутск" осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных решением Якутской городской Думы "О бюджете ГО "Город Якутск" на текущий финансовый год", в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета ГО "Город Якутск" и кассового плана в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Установлены критерия отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии из бюджета городского округа "город Якутск", основными принципами проведения отбора являются:
- публичность и открытость;
- свобода получения и распространения информации о предоставлении субсидий;
- равенство прав претендентов на получение субсидий.
Для участия в отборе на получение субсидии претендент согласно условиям Положения представляет уполномоченному органу письменную заявку согласно приложению N 1 к настоящему Положению с приложением полного пакета документа согласно пункту 3.5 и требованиям пункта 3.6 настоящего Положения, подлежащую обязательной регистрации.
- Соглашения N 3/17, N 4/17, N 5/17, N 6/17 о предоставлении субсидии от 22.12.2017 в силу которого Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска (получатель бюджетных средств) предоставляет МУП "Жилкомсервис" (получатель субсидии) субсидии на возмещение затрат, понесенных на снос самовольных построек на территории городского округа "город Якутск" на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска N 1943р от 20.11.2017 г., по адресам:
- г. Якутск, Покровский тракт 7 км. (сиротские дома), размер субсидии составил 1 320 046.02 руб., в том числе НДС 18% - 201 362.95 руб., внесены изменения дополнительным соглашением N 1 без указания даты, размер субсидии составил 1 118 683.07 руб., НДС не предусмотрен;
- г. Якутск, ул. Аммосова, д.6, размер субсидии составил 62 771.60 руб., в том числе НДС 18% - 10 032.96 руб., внесены изменения дополнительным соглашением N 1 без указания даты, размер субсидии составил 55 738.64 руб., НДС не предусмотрен;
- г. Якутск, ул. Лермонтова, размер субсидии составил 39 700.18 руб., в том числе НДС 18% - 6 055.96 руб., внесены изменения дополнительным соглашением N 1 без указания даты, размер субсидии составил 33 644.22 руб., НДС не предусмотрен;
- г. Якутск, ул. Петра-Алексеева, д.6 размер субсидии составил 260 235.50 руб., в том числе НДС 18% - 39 696.94 руб., внесены изменения дополнительным соглашением N 1 без указания даты, размер субсидии составил 220 538.56 руб., НДС не предусмотрен;
- г. Якутск, по Объездному шассе 4 км., расположенного на земельном участке 14:36:102051:265, размер субсидии составил 263 586.70 руб., в том числе НДС 18% - 40 208.14 руб., внесены изменения дополнительным соглашением N 1 без указания даты, размер субсидии составил 223 378.56 руб., НДС не предусмотрен (т.8 л.д.52-55, 65-68, 76-79).
Субсидия предоставляется в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", с распоряжением Окружной администрации города Якутска N 2132р от 15.12.2017 года, на основании протокола рассмотрения заявок и подведения итогов отбора получателей субсидии из бюджета ГО "Город Якутск" на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу нежилых зданий, строений, сооружений на территории ГО "Город Якутск" при предоставлении документов, подтверждающих затраты.
Получатель субсидии берет на себя обязательства:
- по целевому использованию представленной субсидии;
- по предоставлению документов, подтверждающих затраты, указанных п.1.2. настоящего Соглашения;
- в случаях, предусмотренных настоящим Соглашением, осуществить возврат полученной субсидии.
В ходе проверки представленных документов установлено, что МУП "Жилкомсервис" во исполнение обязательств по вышеуказанным соглашениям передавало выполненные работы на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форм КС-3).
Перечисление денежных средств заявителю производилось на расчетный счет проверяемого лица.
Инспекция пришла к обоснованному выводу, что соглашения по сносу объектов были заключены на конкурентной площадке путем отбора поданных заявок, вступлением сторон в гражданско-правовые отношения.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактически предприятие осуществляло реализацию услуг в целях обеспечения муниципальных нужд ГО Якутск, спорные денежные средства (в виде субсидий) фактически получены предприятием в качестве оплаты за оказанные услуги (выполненные работы) и являются его выручкой от реализации и, соответственно, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Анализ содержания соглашений на предоставление субсидий позволяет сделать вывод о том, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Подряд", в рамках которых заявитель при наличии заказа взял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что совершаемые предприятием хозяйственные операции по сносу объектов были связаны с выполнением конкретных работ, их оплатой, по сути, МУП "Жилкомсервис" были возмещены затраты на реализацию работ, услуг.
Довод заявителя о том, что указанная деятельность являлась уставной, субсидирование расходов предприятия являлось способом целевого финансирования деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты реализованных им работ (услуг) и не могло выступать основанием для взимания НДС с полученных сумм финансовой помощи, право на возмещение которых предусмотрено муниципальными нормативными актами, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий правовому статусу предприятия и осуществляемой им деятельности.
Исходя из положений статей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, статей 8, 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закона N 161-ФЗ) унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Указанные ограничения правоспособности унитарного предприятия применяются при осуществлении им своей деятельности.
Предусмотренные действующим законодательством ограничения в части совершения государственными предприятиями сделок в пределах их специальной правоспособности вызваны необходимостью защиты публичного порядка в Российской Федерации, поскольку выполнение государством возложенных на него обществом функций происходит, в том числе посредством создания государственных предприятий.
Таким образом, из анализа положений действующего законодательства, следует, что виды деятельности унитарного предприятия, относимого к уставной деятельности, должны быть прописаны в Уставе унитарного предприятия.
При этом осуществление иных видов деятельности, не подпадающих под понятие уставной, указанным законом не ограничивается. Сведения об иных осуществляемых видах деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов деятельности (ОКВЭД) в заявительном характере могут быть внесены в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона N 161-ФЗ внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия. Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия или устав унитарного предприятия в новой редакции, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Перечень видов деятельности, указанных в Уставе МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск", закрытый.
Как установлено инспекцией, в проверяемом 2017 году действовал Устав предприятия, утвержденный Приказом Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска от 22.10.2015 г. N 88п. Согласно данному Уставу предприятие создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для достижения целей в Уставе, действовавшем в 2017 году, приведен перечень видов деятельности, в котором вид деятельности "Снос (разборка) зданий, сооружений" отсутствует.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска от 30.01.2018 N 07п, были внесены изменения в действующий Устав в части целей и видов деятельности (Глава 3 Устава), в том числе добавлен пункт 3.2.30 "Разборка и снос зданий".
Таким образом, полученные из бюджета денежные средства непосредственно связаны с оплатой выполненных работ и являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ. Налоговая база должна исчисляться с учетом полученных средств из бюджета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
В этой связи налоговый орган правомерно доначислил предприятию НДС в сумме 12 622 520 руб., начислил пени по указанному налогу в сумме 4 635 316 руб. и назначил штраф в размере 106 443,60 руб.
Указанный расчет заявителем не оспаривается, что следует из представленного в материалах дела и подписанного сторонами соглашения и дополнения к нему.
Согласно части 2 статьи 70 АПК РФ указанный факт принимается арбитражным судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
Ссылка предприятия на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку в рамках рассмотрения указанного дела было установлено, что налогоплательщик как унитарное предприятие, созданное для решения вопросов местного значения, нес бремя содержания имущества, переданного ему на баланс муниципальным образованием; в рассматриваемой ситуации субсидирование расходов предприятия являлось способом целевого финансирования деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты реализованных им работ (услуг), то есть деятельность предприятия не отвечала определению понятия реализации услуг и работ, приведенному в пункте 1 статьи 39 НК РФ.
Доводы МУП "Жилкомсервис" о том, что все фактические обстоятельства указывают на то, что финансовая помощь учредителя была направлена на обеспечение реализации муниципальной программы, на реализацию окружной администрацией своих публичных, социальных функций документально не подтверждены и подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылка апеллянта на положения пункта 2 статьи 154 НК РФ отклоняется поскольку указанные правила не могут быть применены. Заявителем жалобы не учтено, что в данной ситуации отсутствует как применение МУП "Жилкомсервис" государственных регулируемых цен, так и льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
По правилам статьи 65 АПК РФ МУП "Жилкомсервис" не доказало, что целью предоставления субсидии являлась финансовая поддержка налогоплательщика посредством возмещения понесенных им затрат.
По эпизоду доначисления налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пеней и штрафа судом установлено следующее.
МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск" согласно статье 246 НК РФ является плательщиком налога на прибыль организаций за проверяемые периоды.
В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, как сумма полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов в соответствии с главой 25 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, в том числе на суммы начисленной амортизации по объектам основных средств (подпункт 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса). К амортизируемому имуществу, не подлежащему амортизации, относится имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса).
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ определено понятие средств целевого финансирования и дан исчерпывающий перечень таких средств.
Правовая позиция о порядке применения указанных норм права при амортизации имущества муниципального предприятия сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 307-КГ18-1836 по делу N А56-7181/2017, пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
В соответствии с данной правовой позицией, если амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было приобретено (создано) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется. При этом не должно иметь значения, были ли средства бюджетного финансирования использованы для приобретения объектов основных средств непосредственно публично-правовым образованием либо направлены унитарному предприятию на эти цели из соответствующего бюджета, имея в виду экономическую однородность указанных способов формирования имущества унитарного предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ и статье 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником; в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия; имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В силу пункта 4 статьи 8 названного Закона установлены случаи, когда могут быть созданы унитарные предприятия. Из их перечня следует, что создание публично-правовым образованием унитарного предприятия обусловлено необходимостью решения общественно значимых задач, в том числе в сферах естественных монополий, социально значимых отраслях национальной экономики.
Таким образом, государственные унитарные предприятия используют имущество в публично значимых целях. Данная особенность предопределяет особый способ и источники образования имущества унитарного предприятия, не характерные для частных субъектов предпринимательской деятельности.
Имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абзац первый пункта 2 статьи 113 ГК РФ).
На основании статьи 294 ГК РФ государственное (муниципальное) унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом.
Пунктом 1 статьи 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного Закона право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Как установлено судом, основанием для доначисления предприятию налога на прибыль в размере 2 716 040 руб. и соответствующим сумм пени и штрафа послужили выводы налогового органа о неправомерном включении суммы амортизации в состав расходов, уменьшающих доходы от реализации.
Согласно нормативно правовым актом Якутской городской Думы N 40-НПА от 23.12.2011 "О порядке закрепления муниципального имущества ГО "Город Якутск" на праве хозяйственного ведения" часть имущества находящаяся на балансе МУП "Жилкомсервис" была передана на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В силу пункта 1.4. вышеуказанного нормативно правового акта решение о передаче на праве хозяйственного ведения муниципального имущества принимает Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
В ходе мероприятий налогового контроля были направлены запросы в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Министерство имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутск), Муниципального учреждения "Главстрой" ГО "город Якутск": о предоставлении документов и информации об имуществе, переданном в хозяйственное ведение МУП "Жилкомсервис", а также источниках его приобретения.
Проверкой установлено, что предприятием по договору купли-продажи недвижимого имущества N 2 от 12.08.2016 приобретены основные средства у АО "Якутская процессинговая компания "Платежи" (созданная в декабре 2015 года путем преобразования ОАО "Якутская городская транспортная компания") на сумму 11 500 000 руб. Задолженность по договору купли-продажи недвижимого имущества N 2 от 12.08.2016 полностью погашена за счет бюджетных средств, предоставленных по распоряжению Окружной Администрации города Якутска N 170р от 06.02.2017 г., что также подтверждается банковской выпиской. По основным средствам, приобретенным по указанному договору купли-продажи, предприятием начислена амортизация за 2017 год в размере 2 283 934 руб., за 2018 год в размере 2 283 934 руб.
Инспекцией также установлено, что предприятие на основании договора купли-продажи имущества от 14.04.2016 N Ф-2 приобрело у ООО "Якутскэкосети" с правом хозяйственного ведения 4 единицы гаражей, расположенные по адресу г. Якутск пер. Базовый д. 4. Стоимость договора составила 14 519 900 руб., в том числе НДС 2 214 900 руб. Также у ООО "Якутскэкосети" по договору купли-продажи транспортных средств от 06.02.2017 N 566 предприятие приобрело 10 единиц транспортных средств. Стоимость договора составила 2 435 000 руб., в том числе НДС. Задолженность по договорам купли-продажи с ООО "Якутскэкосети" полностью погашена за счет бюджетных средств, предоставленных по распоряжению Окружной Администрации города Якутска N 427р от 27.03.2017, что также подтверждается банковской выпиской. По основным средствам, приобретенным по указанным договорам купли-продажи, предприятием начислена амортизация за 2017 год в размере 2 702 986 руб., за 2018 год в размере 2 863 850 руб.
Инспекцией установлено, что предприятию на основании распоряжения Департамента имущества и земельных отношений Окружной Администрации города Якутска от 31.12.2013 N 623-р передано передаточными актами N N00000184-00000217 от 07.03.2014 имущество-объект "сливная станция". Данный объект создан на основании договора N С-01/2011 от 04.07.2011 на выполнение работ по строительству сливной станции в г. Якутске, муниципального контракта N С-06/2012 от 17.10.2012 на выполнение работ по объекту: "Строительство Сливной станции г. Якутске (наружные сети тепловодоснабжения и канализации" (с изменениями), муниципального контракта N С-09/2013 от 13.12.2013 на выполнение дополнительных работ по объекту: "Сливная станция г. Якутск". По представленным пояснениям, на основании Решений Якутской городской думы N РЯГД-34-4 от 26.05.2011, N РЯГД-51-6 от 20.12.2012, N РЯГД-54-3 от 27.03.2013, источник финансирования создания, приобретения вышеперечисленного имущества - местный бюджет, что подтверждается платежными поручениями. По указанным основным средствам предприятием начислена амортизация за 2017 год в размере 2 055 900 руб.
Проверкой установлено, что на основании Распоряжений Окружной администрации от 02.03.2018 N 311р, от 22.12.2017 N 2199р по муниципальному контракту б/н от 16.04.2018 приобретены за счет средств целевого бюджетного финансирования объекты основных средств, расположенных по адресу г. Якутск, ул. Лонгинова д.40/5. После выкупа на основании Распоряжений от 15.01.2018 N 3-р, от 04.06.2018 N 242-р объекты основных средств переданы в МУП "Жилкомсервис" ГО "Город Якутск". По указанным основным средствам предприятием начислена амортизация за 2018 год в размере 884 222 руб.
Кроме того в оспариваемом решении проверкой установлено, что на основании Распоряжения Окружной администрации от 15.02.2013 N 176р по муниципальному контракту N 1/13-23 от 11.06.2013 за счет средств целевого бюджетного финансирования приобретена специализированная техника. Объекты основных средств после выкупа Распоряжениями от 15.01.2018 N 6-р и от 08.02.2018 N 44/1-р переданы в МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск". По основным средствам предприятием начислена амортизация за 2018 год в размере 405 360 руб.
Предприятию в проверяемом периоде по передаточному акту N АГ00-000003 от 15.01.2018 переданы транспортные средства, приобретенные по муниципальному контракту N 1/15-7 от 29.06.2015 за счет средств целевого бюджетного финансирования, на основании Распоряжения от 15.01.2018 N 6-р и от 08.02.2018 N 44/1-р. По основным средствам предприятием начислена амортизация за 2018 год в размере 100 014 руб.
Таким образом, установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что источником финансирования, за счет которого было приобретено (создано) спорное имущество и в дальнейшем передано в хозяйственное ведение предприятию, являлись целевые бюджетные средства, налоговый орган пришел к верному выводу об отсутствии оснований у заявителя амортизировать спорное имущество.
Представленные в материалах проверки доказательства опровергают доводы предприятия о том, что спорные основные средства были приобретены предприятием за счет субсидий.
Учитывая, что заявителем в подтверждение своей позиции не представлено доказательств приобретения спорного имущества за счет иных источников (не бюджетных средств целевого финансирования), а также не приведено доводов о не согласии с выводами суда первой инстанции по рассматриваемому эпизоду, суд апелляционной инстанции признает выводы налогового органа правомерными.
Таким образом, доначисление налога на прибыль, а также соответствующих сумм пени и штрафа произведено инспекцией правомерно.
Указанный расчет заявителем не оспаривается, что следует из представленного в материалах дела и подписанного сторонами соглашения и дополнения к нему.
Соответственно, в соответствии с частью 2 статьи 70 АПК РФ указанный факт принимается арбитражным судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года по делу N А58-5003/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5003/2021
Истец: МУП "Жилкомсервис" ГО "город Якутск"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия)