г. Чита |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А10-5138/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного научного учреждения "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2022 года по делу N А10-5138/2021 по заявлению федерального государственного бюджетного научного учреждения "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (ОГРН 1020300975958, ИНН 0323045827) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (ОГРН 1040302981542, ИНН 0326022754) о признании незаконными решения от 29.04.2021 N1353, решения по жалобе от 15.07.2021 N15-14/09437,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850),
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица: Садовской Л.Н., представителя по доверенности от 25.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 29.04.2021 N1353, решения УФНС России по Республике Бурятия по жалобе от 15.07.2021 N15-14/09437.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - третье лицо, ТУ Росимущества).
Решением суда от 20 декабря 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке, указав на незаконность государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки; соблюдение условия для применения налоговой ставки 0,3% по земельному налогу.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, приведенным в отзыве.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Учреждение до 25.10.2021 состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, основной вид деятельности - 72.19.Научные исследования и разработка в области естественных и технических наук прочие, применяет общий режим налогообложения.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год (корректировка N 5), представленной 26.11.2020.
По результатам проверки составлен акт от 25.02.2021 N 1666 и вынесено решение от 29.04.2021 N 1353, которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1 189 370 руб., пени - 396 709,89 руб., штраф - 59 469 руб.
Основанием к принятию оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком суммы налога за 2018 год, подлежащего уплате в бюджет в отношении 7 земельных участков с кадастровыми номерами: 03:24:023708:22, 03:24:023714:4, 03:246022803:6, 03:08:080240:67, 03:08:080118:55, 03:08:080240:65, 03:086080202:138. В нарушение пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применена пониженная ставка по земельному налогу (0,3% вместо 1,5%).
Не согласившись с решением инспекции в части, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Республике Бурятия от 15.07.2021 N 15-14/09437 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Решения налогового органа обжалованы обществом в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых решений налогового органа, основанные на правильном применении и толковании следующих правовых норм.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 настоящего Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является налогоплательщиком земельного налога.
Исчисление и администрирование земельного налога осуществляются налоговыми органами на основании сведений, предоставленных органами Росреестра (регистрирующий орган).
Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (статья 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с абзацем 1 подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 Положения о земельном налоге на территории г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 266-32, и пунктом 3.1 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования сельское поселение "Иволгинское", утвержденного решением Совета депутатов МО СП "Иволгинское" от 02.07.2008 N148, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка и в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3 процента, и в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
Для применения налоговой ставки в размере, не превышающим 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий:
1. Отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
2. Использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков в спорный период определялись в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Налоговым органом и судом первой инстанции установлено, что учреждению на праве постоянного бессрочного пользования в спорный период принадлежали земельные участки со следующими видами разрешенного использования:
N |
кадастровый номер земельного участка |
адрес |
категория земель |
вид разрешенного использования |
дата регистрации прав владения |
дата регистрации прекращения прав владения |
кадастровая стоимость |
1 |
03:24:023708:22 |
Респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул.Н. Петрова, 1
|
Земли населенных пунктов |
для строительства автогазозаправочной станции |
02.12.2011 |
|
81 951 100 |
2 |
03:24:023714:4 |
Респ. Бурятия, г. Улан-Удэ |
Земли населенных пунктов |
для производственных целей |
29.09.2016 |
11.07.2019 |
9 373 640 |
3 |
03:24:022803:6 |
Респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Богданова, д.11 |
Земли населенных пунктов |
для размещения лаборатории |
16.09.2016 |
|
387 335 |
4 |
03:08:080240:67 |
Респ. Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск |
Земли населенных пунктов |
под существующим зданием картофелехранилища -2 |
08.11.2013 |
|
199 368 |
5 |
03:08:080118:55 |
Респ. Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск |
Земли населенных пунктов |
под существующим зданием зернотока |
07.11.2013 |
|
2 881 806 |
6 |
03:08:080240:65 |
Респ. Бурятия, Иволгински й район, с. Иволгинск |
Земли населенных пунктов |
под существующим зданием картофелехранилища -1 |
08.11.2013 |
|
105 539 |
7 |
03:08:080202:138 |
Респ. Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, кв-л Юбилейный б/н |
Земли населенных пунктов |
под размещение административного здания |
15.02.2016 |
|
3 851285 |
Виды разрешенного использования: "для строительства автогазозаправочной станции", "для производственных целей", установленные в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023708:22, 03:24:023714:4, как правильно указал суд первой инстанции, не относятся к виду разрешенного использования земельного участка: "сельскохозяйственное использование".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-5961/2021 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:6 расположен в зоне застройки индивидуальными жилищными домами, земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 расположен в зоне спортивно-зрелищного назначения, земельный участок с кадастровым номером 03:08:080202:138 находится в зоне общественно-делового назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования с. Иволгинск земельные участки с кадастровыми номерами 03:08:080240:65, 03:08:080240:67 находятся в территориальной зоне "производственная зона".
На основании пунктов 5, 6, 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения; земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам; земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Согласно статье 25 Правил землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, спортивно-зрелищная зона включает такие основные виды разрешенного использования земельных участков как обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, оборудованные площадки для занятий спортом и прочие.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о неправомерности применения налогоплательщиком пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 03:24:023708:22, 03:24:023714:4, 03:24:022803:6, 03:08:080240:67, 03:08:080240:65, 03:08:080202:138 ввиду несоблюдения условия отнесения земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенном пункте, является правильным.
Судом первой инстанции также установлено несоблюдение в отношении спорных земельных участков условия для применения пониженной ставки налогообложения - использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации, от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - постановление N 1482), признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
В ходе налоговой проверки проведены осмотры указанных земельных участков. Из протоколов осмотра территорий от 11.02.2021 следует:
1) на земельном участке с кадастровым номером 03:24:023708:22 объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения) отсутствуют, поверхность земельного участка в большей части покрыта остатками различной сорной растительности;
2) на земельном участке с кадастровым номером 03:24:023714:4 расположен пункт приема и обработки древесины, тупик железнодорожных путей;
3) на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022803:6 расположено нежилое одноэтажное деревянное здание, на момент осмотра здание заброшено, внутри находится строительный, прочий мусор и старая сломанная мебель, почти все окна заколочены деревянными досками (стекла разбиты);
4) на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080240:67 расположено нежилое одноэтажное (врытое в землю) здание (строение) картофелехранилища N 2, внутри находятся пустые специализированные ящичные (деревянные) поддоны, предназначенные для упаковывания, транспортирования и хранения указанной продукции, на некоторых из них располагаются множество мешков с отходами картофеля и овощей;
5) на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080240:65 расположено нежилое одноэтажное (врытое в землю) здание (строение) картофелехранилища N 1 из шлакоблоков, окна заколочены деревянными досками. Других объектов (зданий, строений, сооружений) на земельном участке нет;
6) на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080202:138 расположено административное здание учреждения (трехэтажное, кирпичное), длиной и шириной примерно 25 на 12 с вывеской ФГБНУ "БурНИИСХ" "Полевой стационар", кабинеты без вывесок и пустуют, сотрудники не работают. Других объектов (зданий, строений, сооружений) на земельном участке нет;
7) на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080118:55 расположены полностью разрушенные 5 зданий (бывших зерновых складов) и одно здание зернотока, территория участка забором не огорожена, идентифицировать визуально остатки разрушенных строений не представляется возможным.
Из письма Администрации муниципального образования сельское поселение "Иволгинское" Иволгинского района Республики Бурятия от 05.12.2022 N 1256 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080118:55 ранее располагалось здание зернотока опытнопроизводственного хозяйства "Иволгинское". В 2004 году ОПХ "Иволгинское" ликвидировано и здание зернотока перестало функционировать по назначению (обработка и хранение зерновых культур). За период с 01.01.2017 по 31.12.2019 здание зернотока и складов разрушились, земельный участок стал местом несанкционированной свалки.
Разрушение здания зернотока подтверждается представленными в материалы дела спутниковыми фотоизображений земельного участка с кадастровым номером 03:08:080118:55, полученных с использованием программы Google Earth.
Представленные заявителем путевые листы, журнал о движении семян, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, инструкция по охране труда при работе с протравливателем семян, книга складского учета материалов, полевой журнал по проведению агрохимического опыта, акты приема-передачи выполненных работ, локальные акты учреждения, график дежурств правомерно оценены судом первой инстанции как не подтверждающие факт осуществления сельскохозяйственной деятельности именно на спорных земельных участках (согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год налогоплательщиком налог исчислен по 61 земельного участка).
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности: неотнесение по данным ЕГРН земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения и установленное налоговым органом в ходе осмотров неиспользование участков в целях сельскохозяйственного производства или деятельности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения учреждением льготной налоговой ставки по земельному налогу в отношении обозначенных земельных участков.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Из указанных разъяснений, следует, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение вещных прав на земельные участки подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (далее - ЕГРН).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 28.09.2022 право постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 зарегистрировано 02.12.2011, сведения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" отсутствуют.
На земельный участок с кадастровым номером 03:24:023714:4 право ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" зарегистрировано 29.09.2016. Запись о прекращении права внесена в реестр прав 11.07.2019.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования установлены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, положения пункта 1 которой предусматривают добровольный отказ землепользователя от права, а пункт 2 регламентирует принудительный порядок прекращения права (изъятия земельного участка).
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
При указанном правовом регулировании суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности признания инспекцией учреждения плательщиком земельного налога ввиду наличия зарегистрированного за ним права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Довод апелляционной жалобы о незаконности государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки подлежит отклонению, поскольку оспаривание зарегистрированного права носит гражданско-правовой характер и не может быть осуществлено при разрешении спора, вытекающего из налоговых правоотношений (часть 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При апелляционном пересмотре судебного акта убедительных и опровергающих выводы суда первой инстанции доводов, нашедших свое подтверждение, не приведено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 декабря 2022 года по делу N А10-5138/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5138/2021
Истец: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУРЯТСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба Российской Федерации по Республике Бурятия N 2, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ