г. Хабаровск |
|
06 марта 2023 г. |
А73-18152/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Главное управление обустройства войск": Чесноков И.В., по доверенности от 06.12.2022;
от 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
на решение от 20.01.2023
по делу N А73-18152/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к 119 отделу государственного архитектурно-строительного надзора
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - заявитель, АО "ГУОВ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 119 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора (далее - 119 Отдел ГАСН, административный орган, отдел) от 13.10.2022 N 119/2022/15 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.01.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении требования и замечания предписания от 05.08.2022 (помимо прочих, касающихся установки гидрошпонки ДЗ/ТН-140/20-4/35) были устранены в установленные сроки. Кроме того, изменения в Проектную документацию также были внесены до истечения срока на устранение замечаний по предписанию (до 01.11.2022). Также приводит доводы о возможности применения к спорным правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ. Просит решение отменить с учетом приведенных доводов.
В судебном заседании апелляционного суда представитель АО "ГУОВ" на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
119 Отдел ГАСН участие в заседании суда не принимал, возражений на жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 25.07.2022 по 05.08.2022 в соответствии с программой проверок и на основании решения начальника 119 отдела от 17.06.2022 N 56 дсп, 119 отделом проведена проверка на предмет соответствия выполненных работ требованиям проектной документации на объекте капитального строительства: шифр 625-15.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что на объекте капитального строительства 18.05.2022 и 31.01.2022 выполнялись строительно-монтажные работы по устройству в наружных бетонных стенах подвала деформированного шва, что подтверждается записями в разделе 3 "Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства" общего журнала работ N 2 с нарушением требований проектной документации, а именно:
-здание общежития по ГП-1: не установлена в деформационном шве наружных бетонных стен подвала гидрошпонка типа ДЗ/ТН-140/20-4/35, чем нарушены требования проектной документации: лист 25 Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения", Подраздел 2 "Конструктивные решения", Часть 1 "Конструкции железобетонные" Том 4.2.1. альбом 625-15-КР2.1.
По результатам осмотра объекта капитального строительства: шифр 625-15 составлен протокол осмотра N 1 от 25.07.2022.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 05.08.2022 N 119-33-2022. В тот же день обществу выдано предписание об устранении выявленных обязательных требований в срок до 01.11.2022.
По выявленному факту должностным лицом отдела в отношении АО "ГУОВ" 08.09.2022 составлен протокол N 119/2021/15 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
13.10.2022 вынесено постановление N 119/2022/15, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). Ответственность по части 1 наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП РФ, может являться застройщик (заказчик), а также лицо, осуществляющее строительство в качестве подрядчика.
Субъективная сторона может выражаться в форме, как умысла, так и неосторожности.
Строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ определено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5.2 статьи 52 ГрК РФ в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкций, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Из материалов дела следует, что Министерство обороны Российской Федерации от имени Российской Федерации (Государственный заказчик), с одной стороны, и АО "ГУОВ" именуемое в дальнейшем Генподрядчик, заключили государственный контракт от 18.12.2018 N 1819***000 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: шифр объекта 625-15.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Следовательно, АО "ГУОВ" в соответствии с заключенным государственным контрактом и частью 3 статьи 52 ГрК РФ является лицом, осуществляющим строительство, а, следовательно, обязано соблюдать требования проектной документации.
Между тем в ходе проверки объекта капитального строительства установлены факты нарушения требований проектной документации, а именно: здание общежития по ГП-1: не установлена в деформационном шве наружных бетонных стен подвала гидрошпонка типа ДЗ/ТН-140/20-4/35, чем нарушены требования проектной документации: лист 25 Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения". Подраздел 2 "Конструктивные решения". Часть 1 "Конструкции железобетонные" Том 4.2.1. альбом 625-15-КР2.1.
Таким образом, на момент проведения проверки АО "ГУОВ" осуществляло строительно-монтажные работы на объекте в нарушение требований проектной документации.
При этом доводы общества о том, что решением Технического заказчика от 13.09.2022 в Проектную документацию были внесены изменения, согласно которым в деформационном шве стен подвала предусмотрена установка гидрошпонки другого типа, апелляционным судом отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 5.4. СП 48.13330.2019 "Организация строительства" перед началом строительства застройщик (технических заказчик) обеспечивает утверждение разработанной проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
По смыслу пункта 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ни на момент проведения проверки, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, решение о внесении изменений в проектную документацию принято не было, следовательно, работы на объекте капитального строительства: шифр 625-15 выполнялись 18.05.2022 и 31.01.2022с отклонением от проектной документации.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, являются верными.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ и составляющий один год с даты обнаружения административного правонарушения в области градостроительной деятельности, органом строительного контроля соблюден.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Строительный объект является источником повышенной опасности, отступление при строительстве от требований проектной документации, выполнение строительных работ с нарушением затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, и как следствие, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, здоровью животных и растений.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку ранее заявитель привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ (постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 N 13АП-4037/2022).
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба с учетом указанных в ней доводов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.01.2023 по делу N А73-18152/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18152/2022
Истец: АО "Главное управление обустройства войск"
Ответчик: 119 отдел государственного архитектурно-строительного надзора
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-609/2023