г. Воронеж |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А35-6793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Министерства имущества Курской области: Ильина Н.Ю. - представитель по доверенности от 01.12.2022 сроком до 01.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Альменда": Поцелуев В.С. - представитель по доверенности от 09.01.2023 сроком до 31.12.2023;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.12.2022 по делу N А35-6793/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альменда" (ИНН 4632122635, ОГРН 1104632006445) к Министерству имущества Курской области (ИНН 4629011325, ОГРН 1024600947502) о признании незаконным решения,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альменда" (далее - ООО "Альменда", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Курской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным решения от 04.06.2021 N 09.6-01-19/7300 и об обязании Комитета направить в адрес Общества подписанный проект договора купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 площадью 3162 кв.м. с видом разрешенного использования "Деловое управление. Склады" по адресу: г. Курск, ул.Республиканская, 1В, в течение 10 рабочих дней после вступления решения в законную силу, а также о взыскании государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
В ходе производства по делу в суде первой инстанции произведено изменение наименования заинтересованного лица (Комитета по управлению имуществом Курской области) на Министерство имущества Курской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.12.2022 по делу N А35-6793/2021 требования удовлетворены, признано незаконным решение Комитета от 04.06.2021 N 09.6-01-19/7300 с обязанием Министерства направить в адрес Общества подписанный проект договора купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 площадью 3162 кв.м. с видом разрешенного использования "Деловое управление. Склады" по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1В, в течение 10 рабочих дней после вступления решения в законную силу; с Министерства в пользу Общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущества Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на неисполнимость обжалуемого решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства имущества Курской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Альменда" полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции с учетом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Курской области от 12.10.2017 по делу N А35-4634/2017, от 18.09.2013 по делу N А35-13314/2012, постановлениями Администрации города Курска от 21.06.1999 N 10 и от 06.09.1999 N 420 потребительскому обществу "Мурыновское" (далее - ПО "Мурыновское") и потребительскому обществу "Коопзаготпромторг" в постоянное пользование для производственно-хозяйственной деятельности был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:0001 с уточненной площадью 83188 кв.м., расположенный по адресу: г.Курск, ул.Станционная, 42, в том числе ПО "Мурыновское" - земельный участок площадью 1,5806 га. (0,19 долей от площади 8,3188 га).
27.06.2001 за ПО "Мурыновское" было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 15806 кв.м. (т.1 л.д.104).
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:0001 были образованы и поставлены па кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:101050:50 (площадь 2,2336 га.), 46:29:101050:51 (площадь 3,1013 га.), 46:29:101050:52 (площадь 0,1995 га.). 46:29:101050:53 (площадь 0,0277 га.).
ООО "Альменда" на основании договора купли-продажи нежилого имущества N 1 от 12.10.2010, акта приема-передачи недвижимого имущества от 30.06.2011 к договору купли-продажи приобрело у ПО "Мурыновское" в собственность два нежилых здания: склад с кадастровым номером 46:29:101050:186 площадью 1616,8 кв.м. и склад с кадастровым номером 46:29:101050:181 площадью 415,7 кв.м., расположенные по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, д.1В (т.1 л.д.18-23).
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 1-19/1676а "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, ул.Республиканская, 1В" по результатам рассмотрения ходатайства ПО "Мурыновское", общества с ограниченной ответственностью "Альгис" (далее - ООО "Альгис"), общества с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника"), Казначеева Виктора Алексеевича, общества с ограниченной ответственностью "Риэлт-У" (далее - ООО "Риэлт-У"), Худобина Игоря Владиславовича, Худобиной Риммы Владимировны о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 22336 кв.м., расположенным по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1В, предоставленное ПО "Мурыновское" для производственно-хозяйственной деятельности постановлением Администрации города Курска от 27.05.2004 N 1195 "Об утверждении площадей земельных участков по ул.Станционная, 42" (в редакции от 21.08.2007 N 2320, от 22.10.2007 N 2925) (пункт 1); неделимый земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: город Курск, ул.Республиканская, 1В, с кадастровым номером 46:29:101050:50, площадью 22336 кв.м., предоставлен ПО "Мурыновское", ООО "Альгис", ООО "Ника", Казначееву В.А., ООО "Риэлт-У", Худобину И.В., Худобиной Р.В. (далее - Арендаторы) в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 364 дня для торговой деятельности (пункт 2); для начисления арендной платы определено считать площадь земельного участка: ПО "Мурыновское" - 8173 кв.м., ООО "Альгис" - 9443 кв.м.; ООО "Ника" - 2596 кв.м.; Казначееву В.А. - 756 кв.м.; ООО "Риэлт-У" - 1064 кв.м.; Худобину И.В., Худобиной Р.В. - 304 кв.м. (т.1 л.д.128-129).
Пунктом 5 данного решения арендаторам предписано в 30-тидневный срок с момента выхода решения обратиться в Комитет по управлению имуществом Курской области для заключения договора аренды земельного участка; обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, указанных в пункте 1 решения. Все изменения в расположении границ, застройке земельного участка, не предусмотренные ранее утвержденным генеральным планом, подлежат повторному согласованию и утверждению в установленном порядке.
В связи с изменением Комитетом в одностороннем порядке вида разрешенного использования земельного участка с "для хозяйственной деятельности" на "для торговой деятельности", Арендаторы обратились в суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения от 29.06.2012 N 01-19/1676а в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 22336 кв.м, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1"В", с кадастровым номером 46:29:101050:50, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в части вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 18.09.2013 по делу N А35-13314/2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014, признан незаконным пункт 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 01-19/1676а, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 22336 кв.м, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1"В", с кадастровым номером 46:29:101050:50 с обязанием Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем установления вида разрешенного использования земельного участка площадью 22336 кв.м, расположенного по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1"В", с кадастровым номером 46:29:101050:50, предприняв все предусмотренные действующим законодательством меры.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 09.04.2014 N 01-19/684 в соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 18.09.2013 по делу N А35-13314/2012 в пункт 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 01-19/1676а исключены слова "для торговой деятельности" (т.1 л.д.130).
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 24.06.2014 N 01-19/1362 "О внесении изменений в решение комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 01-19/1676а (в редакции от 09.04.2014 N 01-19/684)" в соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 18.09.2012 по делу NА35-13314/2012, пункт 1 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от29.06.2012 N01-19/1676а (в редакции от 09.04.2014 N01-19/684) изложен в новой редакции: "2. Предоставить неделимый земельный участок из категории земель населённых пунктов, расположенный по адресу: город Курск, ул. Республиканская, 1В (далее - Участок), с кадастровым номером 46:29:101050:50, площадью 22336 кв.м. потребительскому обществу "Мурыновское" (далее - ПО "Мурыновское"), обществу с ограниченной ответственностью "Альгис" (далее - ООО "Альгис"), обществу с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника"), Казначееву Виктору Алексеевичу (далее - Казначеев В.А.), обществу с ограниченной ответственностью "Риэлт-У" (далее - ООО "Риэлт-У"), Худобину Игорю Владиславовичу (далее - Худобин И.В.), Худобиной Римме Владимировне (далее - Худобина Р.В.), в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года для эксплуатации объектов складского и административно-офисного назначения" (т.1 л.д.131).
На основании решений Комитета от 29.06.2012 N 01-19/1676а, от 09.04.2014 N 01-19/684, от 24.06.2014 N 01-19/1362, 07.10.2014 между Комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ПО "Мурыновское", ООО "Альгис", ООО "Ника", Казначеевым В.А., ООО "Риэлт-У", Худобиным И.В., Худобиной Р.В. (арендаторы) заключен договор N 4276-12ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендаторы приняли в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:101050:50, находящийся по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Республиканская, 1в, для эксплуатации объектов складского и административно-офисного назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью 22336 кв.м., сроком с 29.06.2012 по 28.06.2015 (т.1 л.д.118-127).
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 18.03.2016 N 01-19/419а (с учетом изменений, внесенных решением Комитета от 14.04.2016 N 01-19/650) утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе земельного участка площадью 3162 кв.м., из категории земель населенных пунктов, расположенных по адресу: город Курск, ул.Республиканская, 1В, в границах территориальной зоны П-2, образованных из земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:50 (т.2 л.д.5-6).
В установленном законом порядке указанный земельный участок площадью 3162 кв.м., необходимой для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Альменда", поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 46:29:101050:679.
Постановлением Администрации города Курска от 10.08.2017 N 2126 по результатам рассмотрения обращения ООО "Альменда" установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 из категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Республиканская, 1В, "для эксплуатации объектов складского и административно-офисного назначения" и видом разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков "Деловое управление. Склады" (т.1 л.д.24).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 установлен вид разрешенного использования "Деловое управление. Склады" (т.1 л.д.16-17).
23.06.2016 между Комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Альменда" (арендатор) заключен договор N 01-27/125-5513-16ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:101050:679, находящийся по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Республиканская, 1В, для эксплуатации объектов складского и административно-офисного назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью 3162 кв.м., сроком с 16.06.2016 по 14.06.2017 (т.2 л.д.7-9). Сторонами подписан акт приема-передачи от 23.06.2016 (т.2 л.д.10).
20.06.2017, в связи с истечением срока действия договора аренды N 01-27/125-5513-16ю от 23.06.2016, между сторонами заключен договор N 01-27/52-5688-17ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:101050:679, находящийся по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Республиканская, 1В, для эксплуатации объектов складского и административно-офисного назначения, в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, площадью 3162 кв.м., сроком с 15.06.2017 по 13.06.2018 (т.2 л.д.11-15). Сторонами подписан акт приема-передачи от 20.06.2017 (т.2 л.д.16).
25.06.2018, в связи с истечением срока действия договора аренды N 01-27/52-5688-17ю от 20.06.2017, между Комитетом по управлению имуществом Курской области (арендодатель) и ООО "Альменда" (Арендатор) заключен договор N 01-27/57-5846-18ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:101050:679, находящийся по адресу: Курская область, г.Курск, ул.Республиканская, 1В, с видом разрешенного использования "Деловое управление. Склады", в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, площадью 3162 кв.м., сроком с 14.06.2018 по 12.06.2019 (т.2 л.д.17-19). Сторонами подписан акт приема-передачи от 25.06.2018 (т.2 л.д.20).
12.05.2021 ООО "Альменда" обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 для целей использования "Деловое управление. Склады" с приложением сообщения о расположении на земельном участке принадлежащих Обществу на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами 46:29:101050:181 и 46:29:101050:186 (т.1 л.д.12-13).
Письмом от 04.06.2021 N 09.6-01-19/7300 Комитет сообщил, что в результате осмотра земельного участка установлено расположение на нем магазинов, в связи с чем указанный в заявлении вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому целевому использованию, отказав на указанном основании в предоставлении испрашиваемого земельного участка, дополнительно сообщив, что в целях приведения в соответствие вида разрешенного использования данного земельного участка его фактическому использованию Обществу необходимо обратиться в адрес Администрации города Курска с соответствующим заявлением; после проведения данных мероприятий и внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН Общество вправе повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении данного земельного участка без проведения торгов (т.1 л.д.14-15).
Полагая данное решение незаконным, ООО "Альменда" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Курской области заявленные требования удовлетворил, признав оспариваемое решение Комитета по управлению имуществом Курской области (в последствии - Министерство имущества Курской области) незаконным с обязанием Министерства направить в адрес Общества подписанный проект договора купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 площадью 3162 кв.м. с видом разрешенного использования "Деловое управление. Склады" по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1В, в течение 10 рабочих дней после вступления решения в законную силу.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следуя положениям части 1 статьи 198 АПК РФ, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как разъяснено в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
С учетом нормативных положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 2 Закона Закон Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено", Постановления Губернатора Курской области от 10.04.2015 N 174-пг, пункта 3.16 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, суд области обоснованно не усмотрел нарушений компетенции и порядка принятия оспариваемого решения, что Обществом в суде апелляционной инстанции не оспаривается.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов закреплен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 14 которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
При этом положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации однозначно свидетельствуют о том, что в заявлении о предоставлении земельного участка должны быть указаны цели использования такого земельного участка, соответствующие виду разрешенного использования, установленному в порядке требований действующего законодательства, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, что ООО "Альменда" является собственником нежилых зданий (складов) с кадастровым номером 46:29:101050:186 площадью 1616,8 кв.м. и кадастровым номером 46:29:101050:181 площадью 415,7 кв.м., расположенных по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, д.1В, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 46:29:101050:679.
Из поданного в Комитет по управлению имуществом Курской области Обществом заявления от 12.05.2021 с очевидностью усматривается, что последним были указаны цели использования земельного участка, согласующиеся с видом его разрешенного использования, установленным постановлением Администрации города Курска от 10.08.2017 N 2126 и указанным в Едином государственном реестре недвижимости - "Деловое управление. Склады", в связи с чем, с учетом приведенных нормативных положений у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям указания заявителем целей использования земельного участка, отличных от фактических целей его использования.
Установленное же в ходе осмотра испрашиваемого земельного участка обстоятельство расположения на таковом магазинов, что, по мнению Комитета, свидетельствует о несоответствии фактических целей его использования установленным, само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка, а лишь может повлечь за собой основания для привлечения виновного лица к соответствующей административной ответственности в установленном законом порядке.
Приведенный правовой подход согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, приведенной в постановлении от 29.04.2021 по делу N А35-9068/2019.
Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:
в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Судом первой инстанции по результатам исследования представленной в материалы совокупности доказательств, в том числе решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.06.2012 N 01-19/1676а "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, ул. Республиканская, 1В" в редакции решений 09.04.2014 N 01-19/684, от 24.06.2014 N 01-19/1362, договора купли-продажи нежилого имущества N 1 от 12.10.2010, акта приема - передачи недвижимого имущества от 30.06.2011 к договору купли-продажи, договора от 07.10.2014 N 4276-12ю аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории города Курска, со множественностью лиц на стороне арендатора, в число которых включено ПО "Мурыновское" (правопредшественник ООО "Альменда"), установлен факт своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 46:29:101050:679 на право аренды и переход последнего к ООО "Альменда" как к покупателю спорных объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
С учетом положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правовой позиции, отраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 14-КГ17-12, суд первой инстанции указал, что цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Администрации Курской области от 27.02.2015 N 97-па продажа земельных участков, находящихся на праве аренды, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, осуществляется по цене, определяемой в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в случаях если:
1) в период со дня вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
2) такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
С учетом изложенного судом области обоснованно были отклонены доводы Министерства о несоответствия вида разрешенного использования земельного участка фактическим целям его использования в контексте того, что это влияет на размер выкупной цены земельного участка, поскольку данное несоответствие нормативно не учтено в качестве фактора, влияющего на размер выкупной цены земельного участка, и не нивелирует право его выкупа (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2021 по делу N А35-9068/2019).
Приведенные нормативные положения применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о незаконности решения Комитета от 04.06.2021 N 09.6-01-19/7300, к правомерному выводу о чем, пришел Арбитражный суд Курской области.
Необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в собственность при наличии к тому оснований ограничивает и нарушает права ООО "Альменда", предоставленные последнему земельным законодательством, не получившего закономерного и сообразующегося с нормами земельного законодательства правового результата.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Избранное судом области в качестве способа восстановления прав обязание Министерства имущества Курской области направить в адрес Общества подписанный проект договора купли-продажи, предусматривающий передачу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 46:29:101050:679 площадью 3162 кв.м. с видом разрешенного использования "Деловое управление. Склады" по адресу: г.Курск, ул.Республиканская, 1В, в течение 10 рабочих дней после вступления решения в законную силу, судебная коллегия полагает согласующимся с характером допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы Министерства о неисполнимости избранного судом первой инстанции способа восстановления прав Общества по причине присвоения статуса "архивные" сведениям в отношении спорного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости и снятия его с государственного кадастрового учета 18.03.2022 в силу закона на основании части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" выступали предметом правовой оценки суда области, который верно указал, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не содержит прямого запрета на восстановление земельных участков со статусом "Архивный" в Едином государственном реестре недвижимости, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером 46:29:101050:679 может быть восстановлен при условии одновременного осуществления государственной регистрации права ООО "Альменда" на него (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Судебной коллегией принимается во внимание, что на дату обращения с заявлением Общества в Комитет и на дату принятия Комитетом оспариваемого решения испрашиваемый земельный участок состоял (находился) на государственном кадастровом учете, в связи с чем, оснований для инициирования новой процедуры предоставления земельного участка в порядке планомерного исполнения порядка, установленного статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, не усматривается, а избранный судом способ восстановления нарушенного права выступает единственно закономерным.
При этом определенный судом области способ восстановления права - направление Министерством в адрес Общества подписанного проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, - выступает, по своей сути, результатом исполнения судебного акта в указанной части, однако не ограничивает круг возможных к принятию мер по его исполнению, в том числе не ограничивает стороны в инициации процедуры осуществления кадастрового учета земельного участка и иных опосредующих предоставление земельного участка процедур.
Более того, возможные риски, связанные с осуществлением государственной регистрации прав, возникших по результатам исполнения судебных актов по настоящему делу, непосредственно не относимы к предмету спора.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выступали предметом исследования и оценки судом первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции им была дана надлежащая правовая оценка.
При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Министерство имущества Курской области от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.12.2022 по делу N А35-6793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6793/2021
Истец: ООО "Альменда"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Курской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1646/2023
27.09.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-577/2023
05.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1646/2023
06.03.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-577/2023
23.12.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-6793/2021