город Воронеж |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А64-2927/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федерального казначейства Тамбовской области: Политовой Н.В., представителя по доверенности N 64-15-24/49 от 17.06.2021 предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Администрации г. Котовска: Чемеркиной О.В., представителя по доверенности N 1 от 01.12.2021, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице межрегионального филиала в г.Казани: Езерской А.А., представителя по доверенности N 54-02-14/29 от 02.02.2023 предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ; Денисовой Н.В., представителя по доверенности N 54-02-14/28 от 02.02.2023, предъявлен паспорт гражданина РФ (высшее образование по специальности "Юриспруденция" отсутствует);
от общества с ограниченной ответственностью "Газсантехэлектромонтаж": Подвинцевой М.В., представителя по доверенности от 18.05.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ; Земцова А.А., представителя по доверенности от 01.06.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ; Ежаковой А.С., представителя по доверенности от 21.06.2022;
от общества с ограниченной ответственностью НПО "Стройэнергопроект": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства Тамбовской области и федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице межрегионального филиала в г.Казани на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2022 по делу N А64-2927/2022 по заявлению Администрации г.Котовска (ОГРН 1026801014855 ИНН 6825001535) к Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области (ОГРН 1026801161716 ИНН 6831001043) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Тамбовской области от 19.01.2022 N 64-17- 17/249,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газсантехэлектромонтаж"; общество с ограниченной ответственностью НПО "Стройэнергопроект"; федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице межрегионального филиала в г. Казани,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Котовска Тамбовской области (далее - Администрация г.Котовска, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области (далее - УФК России по Тамбовской области, Управление, уполномоченный орган) о признании недействительным представления от 19.01.2022 N 64-17-17/249.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газсантехэлектромонтаж" (далее - ООО "Газсантехэлектромонтаж"), общество с ограниченной ответственностью НПО "Стройэнергопроект" (далее - ООО НПО "Стройэнергопроект") и федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице Межрегионального филиала в г. Казани (далее - ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", Учреждение).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" и УФК России по Тамбовской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" ссылается на то, что заявителем и ООО "Газсантехэлектромонтаж" не была представлена в ходе проведения проверки и в суд необходимая исполнительская, проектная и иная документация в подтверждение фактически выполненных работ по возведению временных зданий и сооружений.
Тогда как оплата работ по временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.3.6 Контракта должна быть произведена в пределах цены контракта с учетом фактически выполненных ООО "Газсантехэлектромонтаж" работ.
При этом Учреждение считает, что приведенный в представленном акте N 1 от 23.08.2021 Перечень временных зданий и сооружений содержит не только титульные здания и сооружения, но и нетитульные здания и сооружения, затраты на которые уже учтены в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы. Из указанного Перечня, по мнению Учреждения, к затратам на титульные здания и сооружения относится только установка передвижных станций для отделочных работ (доставка, установка, аренда), из которых стоимость аренды 3 штукатурных станций, указанная заявителем, не соответствует рыночной стоимости, является завышенной.
Возражая против расчета затрат, представленного Администрацией, ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" указывает на то, что в актах выполненных работ в пунктах 8-18, 17-17, 18-1 и 19-7 фактически указаны суммы, отличные от приведенных в расчете. При этом заявитель не учитывает стоимость лимитированных затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (на зимнее удорожание 1,5%, на непредвиденные затраты 2%), относящихся к части затрат на временные здания и сооружения.
Управление Федерального казначейства по Тамбовской области в своей апелляционной жалобе также полагает, что у Администрации отсутствовали основания рассчитываться с третьим лицом за выполненные работы по строительству титульных временных зданий и сооружений по муниципальному контракту по нормативам, предусмотренным проектно-сметной документацией, а расчеты должны были производиться за фактически выполненные подрядчиком работы.
При этом проектно-сметная документация предусматривала бюджетные средства в размере 1,8% от стоимости строительно-монтажных работ именно на строительство титульных временных зданий и сооружений, тогда как собственно строительство титульных временных зданий и сооружений, которые были бы приняты в эксплуатацию и учтены в качестве основных средств заказчика, не осуществлялось. Ввиду чего, УФК по Тамбовской области полагает, что затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации и перемещению временных зданий и сооружений не относятся к расходам на возведение титульных временных зданий и сооружений, а предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы.
В представленных дополнениях к апелляционной жалобе УФК по Тамбовской области поддерживает доводы ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" о включении заявителем в акт N 1 от 23.08.2021 нетитульных временных зданий и сооружений, затраты на которые уже учтены нормами накладных расходов, а также о наличии несоответствий в контррасчете ООО "Газсантехэлектромонтаж" затрат на временные здания и сооружения затратам, фактически учтенным в актах КС-2, одновременно указывая на отсутствие возможности проверить представленный контррасчет, ввиду того, что проверка осуществлялась только за 2020 год.
В представленных возражениях на апелляционные жалобы Администрация г.Котовска возражает против доводов апелляционных жалоб, указывая на то, что расчеты осуществлялись на основании пункта 3.6 муниципального контракта в пределах цены контракта в соответствии со Сметой, а не на основании проектно-сметной документации. Смета контракта корректировалась по ходу выполнения работ, окончательный ее вариант изложен в дополнительном соглашении от 23.07.2021 N 30. При составлении сметы стоимость возведения временных зданий и сооружений определена сторонами в фиксированной сумме, рассчитанной по нормативу 1,8% от стоимости строительно-монтажных работ, ввиду чего, смета контракта отдельно не содержала конкретные виды временных зданий и сооружений.
Как утверждает Администрация, единственными документами, подтверждающими проведение работ, являлись акты формы КС-2 и КС-11, а также справки формы КС-3, которые были представлены в ходе проведения проверки. Кроме того, несмотря на то, что ни Контрактом, ни действующим законодательством не предусмотрено предоставления иных документов для подтверждения понесенных затрат на возведение временных зданий и сооружений, со стороны ООО "Газсантехэлектромонтаж" были дополнительно представлены документы, подтверждающие указанные затраты (акт N 1 от 23.07.2021 с приложениями, локальный сметный расчет, фото- и видеоматериалы).
Также Администрация указывает, что заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом, не учитывает у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств. Данная сумма учитывается им в составе вложений в объеме фактических затрат, связанных со строительством объекта. Отраженные в смете суммы на временные здания и сооружения не являются для заказчика основанием для учета отдельных объектов основных средств.
В представленном в материалы дела отзыве (с учетом дополнений) ООО "Газсантехэлектромонтаж" ссылается на то, что поскольку в Смете к контракту размер средств, предназначенных для возведения временных зданий и сооружений, определен по нормативам Сборника ГСН 81-05-01-2001 в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, то и в представленных актах формы КС-2, КС-11 и справках о стоимости выполненных работ формы КС-3 данные затраты также отражены по нормативам. Представленные акты выполненных работ и справки об их стоимости составлены в соответствии с требованиями законодательства, содержат достоверные сведения и подтверждают выполнение соответствующих работ.
По мнению Общества, наличие на строительной площадке временных объектов подтверждено, при этом все отраженные в расчете временные объекты являются титульными, в том числе с учетом понятия "малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", приведенного в пункте 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Кроме того, спорные объекты не могли быть приняты в эксплуатацию, поскольку не отвечают понятию основных средств.
ООО НПО "Стройэнергопроект" в письменном отзыве также возражает против доводов апелляционных жалоб, просит отказать в их удовлетворении.
Данная организация указывает, что в рамках осуществления строительного контроля за ходом выполнения работ на рассматриваемом объекте было установлено, что подрядной организацией - ООО "Газсантехэлектромонтаж" для выполнения подготовительных и основных работ при строительстве были выполнены работы по устройству титульных временных зданий и сооружений, среди которых: контора прораба 3 шт., бытовые помещения 12шт., закрытый материальный склад 3 шт., открытый материальный склад 3 шт., туалет 3 шт., информационный щит 1 шт., противопожарный щит 3 шт., пункт очистки колес 3 шт., помещение охраны 1 шт., временный забор, временная дорога, подкрановые пути, въездные ворота, временный водопровод, временная воздушная электрическая сеть. Работы по устройству вышеуказанных временных зданий и сооружений, по мнению третьего лица, соответствуют проектной документации, а именно стройгенплану, входящему в раздел 6 "Проект организации строительства", а также перечню работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с Приложением N 2 ГСН 81-05-01-2001, приложением N 7 МДС 81-35.2004 Методики определения стоимости продукции на территории РФ.
В судебном заседании представители УФК России по Тамбовской области и ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители Администрации г. Котовск и ООО "Газсантехэлектромонтаж" возражали против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах и дополнениях по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО НПО "Стройэнергопроект", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не явились.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов заявителя и третьих лиц, письменных пояснений сторон по делу, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с приказами УФК по Тамбовской области от 15.11.2021 N 358, от 24.11.2021 N 377 и на основании поручения Федерального казначейства РФ от 28.10.2021 N 21-03-03/26353 в период с 22.11.2021 по 03.12.2021 в отношении Администрации г.Котовска была проведена внеплановая выездная проверка дополнительной информации, документов и материалов, влияющих на выводы, сделанные по результатам ранее проведенного контрольного мероприятия, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки было выявлено, что в проверяемый период Администрация г.Котовска в нарушение ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс), частей 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 3.2 и 3.4 "ГСН-2001. Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений. ГСН 81-05-01-2001", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 07.05.2001 N 45, пункта 3.6 муниципального контракта от 15.11.2019 N 3017-к, допустило неправомерное расходование бюджетных средств, которое выразилось в принятии к учету и оплате затрат на возведение временных зданий и сооружений при отсутствии документов, фиксирующих виды и объемы фактически выполненных работ, на сумму 9 830 069,52 руб.
Указанный муниципальный контракт был заключен с целью выполнения работ по строительству объекта капитального строительства "Общеобразовательная школа на 825 ученических мест с пристройкой для дополнительного образования на 275 мест по адресу Тамбовская область, г.Котовск, ул. Октябрьская, д.38" с использованием проектной документации повторного использования.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 03.12.2021.
Вышеуказанное послужило основанием для внесения 19.01.2022 Администрации г.Котовска представления N 64-17-24/1 об устранении нарушений бюджетного законодательства.
В соответствии с указанным представлением ответчику необходимо рассмотреть информацию о выявленном нарушении, а также в срок до 30.06.2022 принять меры к устранению нарушения, а также причин и условий нарушения, а именно: обеспечить возврат средств федерального бюджета в размере 9 830 069,52 руб., неправомерно выплаченных в 2020 году ООО "Газсантехэлектромонтаж" за возведение временных зданий и сооружений при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ, затрат и обосновывающих расчеты данной стоимости.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК России по Тамбовской области не позднее 08.07.2022.
Не согласившись с данным представлением, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности как заказчика по государственным и муниципальным контрактам, Администрация г.Котовска обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о документальном подтверждении понесенных расходов в соответствии с требованиями законодательства и условиями муниципального контракта, а также с учетом того, что включенные в расчет временные строения и сооружения относятся к титульным.
Соглашаясь с данными выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе, результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. В силу пункта 3 указанной статьи внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
В силу пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю его органами: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере определяют Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
В соответствии с пунктами 66, 67 Правил N 1092 в редакции, действующей в период проведения проверки и оформления ее результатов, акт и иные материалы выездной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:
а) о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания региональному оператору;
в) о назначении внеплановой выездной проверки, в том числе при представлении региональным оператором возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки.
Исходя из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, для оценки обоснованности вынесения органом Федерального казначейства РФ представления необходимо установить, имелось ли в действиях получателя бюджетных средств выявленное в ходе проверки нарушение.
При этом следует учитывать разъяснения абзацев 3 и 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Для того, чтобы сделать обоснованный вывод о наличии бюджетного нарушения контрольный орган обязан в рамках проведения контрольного мероприятия провести оценку допущенного перерасхода бюджетных средств.
В силу статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьей 763, 766 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (пункт 2 статьи 766 ГК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункты 1, 3 и 4 статьи 709 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 746 ГК РФ следует, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Администрацией города Котовска Тамбовской области (муниципальный заказчик) по итогам проведенного электронного аукциона был заключен муниципальный контракт от 15.11.2019 N 3017-к с ООО "Газсантехэлектромонтаж" (подрядчик), предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: Общеобразовательная школа на 825 ученических мест с пристройкой для дополнительного образования на 275 мест по адресу: Тамбовская обл., г. Котовск, ул. Октябрьская, д.38 с использованием проектной документации повторного использования" (в редакции дополнительных соглашений).
Согласно п. 2.1 Контракта, объем и содержание работ определены проектно-сметной документацией (приложение N 1 к Контракту и Контрактом).
Согласно пункту 3.1 контракта с учетом дополнительных соглашений (в редакции дополнительного соглашения N 30 от 23.07.2021), цена контракта составляет 772 990 691,21 руб., включая НДС, в разбивке по этапам работ. Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, при этом установлена возможность изменения цены Контракта при его исполнении в соответствии с ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (пункт 3.3. Контракта).
Финансирование строительства объекта осуществляется за счет средств бюджета г. Котовска, средств бюджета Тамбовской области и средств федерального бюджета (пункт 3.4 Контракта). Из них средства федерального бюджета (в редакции дополнительного соглашения N 30 от 23.07.2021) составляют 703 421 529,01 руб.
Согласно пункту 3.6. Контракта администрация г.Котовска производит оплату выполненных работ в пределах цены контракта в соответствии со Сметой контракта (приложение N 4) поэтапно с учетом Графика выполнения работ и фактически выполненных подрядчиком работ в течение 30 дней с даты подписания сторонами акта(ов) приемки этапа выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости работ по форме КС- 3, а оплата последнего этапа - дополнительно на основании акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по форме КС-11.
Как усматривается из положительного заключения Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Центр государственной экспертизы документов в области градостроительной деятельности" (68-1-1-2-038091-2021) на проектно-сметную документацию, стоимость затрат на временные здания и сооружения в размере 1,8% от сметной стоимости строительно-монтажных работ определена в соответствии с Методикой определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, утвержденной приказом Минстроя РФ от 19.06.2020 N 332/пр.
На основании указанной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы, заказчиком утверждена смета контракта (приложение N 4 к муниципальному контракту N 3017-к от 15.11.2019 в редакции дополнительного соглашения N 30 от 23.07.2021), в которой не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений.
В частности, согласно главе 8 Сметы контракта затраты на временные здания и сооружения определены по норме в размере 1,8% со ссылкой на пункт 4.2. (Школы, детские сады, ясли, магазины, административные здания, кинотеатры, театры, картинные галереи и другие здания гражданского строительства) Приложения N 1 ГСН 81-05-01-2001.
Из содержания проектно-сметной документации, включая Исполнительную схему устройства временных зданий и сооружений в соответствии с ПОС, Схему переноса временного ограждения, Схему расположения передвижных штукатурных станций и мест сбора мусора, Проект временного водоснабжения строительной площадки и Проект временного электроснабжения строительной площадки, усматривается, что в ходе выполнения работ на объекте осуществлялись следующие работы по устройству временных зданий и сооружений: устройство временного ограждения (перенос существующего ограждения); установка информационного щита; установка временных зданий и сооружений для строителей (устройство оснований, доставка, установка мобильных инвентарных зданий); создание складского хозяйства: открытой площадки для хранения и открытого материального склада (навеса); устройство временных автомобильных дорог из ж/б дорожных плит; устройство пункта чистки (мойки) колес ТС (доставка, установка мобильных инвентарных зданий); организация временной схемы дорожного движения (установка временных знаков); устройство площадок для сбора мусора (установка инвентарных контейнеров); установка передвижных станций отделочных работ (доставка, установка, аренда); устройство временного водоснабжения; устройство временного водоснабжения.
Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 утвержден Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), пункт 3.2 которого предусматривал, что расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные. Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных нормами сборника, приведен в Приложении 2.
Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение 1).
Сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки или трассы, отведенных в натуре под строительство, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа (пункты 1.2, 1.3 ГСН 81-05-01-2001).
В силу п. 1.4 ГСН 81-05-01-2001 затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами настоящего Сборника не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы. Перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в Приложении 3.
Сборник ГСН 81-05-01-2001 утратил силу в связи с изданием приказа Минстроя России от 19.06.2020 N 332/Пр об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, который введен в действие с 10.11.2020.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35-2004).
Согласно пункту 4.84 указанной Методики расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Таким образом, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по нормам, установленным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001), утвержденных постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, или за фактически построенные временные здания и сооружения по расчету, основанному на данных ПОС, в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений.
С учетом изложенного при заключении договора подряда стороны самостоятельно избирают способ расчетов за построенные временные здания (сооружения): либо по нормам - в твердом, заранее согласованном размере процентах от сметной стоимости строительства (не требующий сбора дополнительных первичных документов о составе и порядке возведения временных сооружений), либо обычный - на основании проектно-сметной документации за фактически построенные здания (сооружения) путем подписания актов о приемке работ (в том числе, скрытых), а также с оформлением всей необходимой первичной документации.
В пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ). При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование). Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Судом установлено и следует из приведенных выше сведений Сметы контракта и положительного заключения Тамбовского областного государственного автономного учреждения "Центр государственной экспертизы документов в области градостроительной деятельности" (68-1-1-2-038091-2021) на проектно-сметную документацию, что контракт не предусматривает подтверждение (расчет) стоимости произведенных затрат на возведение временных зданий и сооружений, воля сторон фактически была направлена на установление затрат на возведение временных зданий и сооружений по нормам - в размере 1,8% от стоимости строительно-монтажных работ с установлением в контракте общей фиксированной величины.
Оплата работ по строительству производилась на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3. Иных документов для приемки и оплаты выполненных работ и отражение операций по их учету законодательством не предусмотрено.
Таким образом, условиями муниципального контракта установлено, что возмещение затрат по строительству временных зданий и сооружений осуществляется по нормативу. Ввиду чего, необходимости документально подтверждать произведенные расходы, связанные со строительством временных зданий и сооружений, у сторон государственного контракта не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционных жалоб относительно отсутствия в муниципальном контракте соответствующих условий и, соответственно, о необходимости представления Администрацией г.Котовска и ОООО "Газсантехэлектромонтаж" первичной документации в отношении спорных временных зданий и сооружений.
Учитывая то, что возмещение затрат по строительству временных зданий и сооружений осуществлялось по нормативу, вывод Управления о том, что в рамках исполнения муниципального контракта N 3017-К необоснованно приняты и оплачены расходы на возведение временных зданий и сооружений, является незаконным и необоснованным.
Доказательств нарушения установленных контрактом нормативов оплаты Управлением не представлено.
Ссылки заинтересованных лиц на неправомерность использования нормативов, а также на необходимость оплаты временных сооружений по фактическим затратам, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие условиям контракта и сметной документации.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 по делу А35-3074/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2020 N 310-ЭС20-16057 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Одновременно судом учтено, что в ходе проведения УФК России по Тамбовской области проверки уполномоченному органу были представлены надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные пунктом 3.6 муниципального контракта, в том числе акты по форме КС-2 и КС-11, а также справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 применительно к возведенному объекту в целом по этапам выполнения работ согласно условиям контракта и дополнительных соглашений к нему.
Из содержания соответствующей документации следует, что стоимость работ с начала проведения работ составила 772 990 691,21 руб., Строительство окончено 23.07.2021, что подтверждается актом N 1 законченного строительством объекта от 23.07.2021, в том числе применительно к временным зданиям и сооружениям.
Кроме того, к представленному акту N 1 от 23.07.2021 приложены Исполнительная схема устройства временных зданий и сооружений в соответствии с ПОС; Схема переноса временного ограждения; Схема расположения передвижных штукатурных станций и мест сбора мусора; Проект временного водоснабжения строительной площадки с отметкой о соответствии выполненных работ проекту; Проект временного электроснабжения строительной площадки с отметкой о соответствии выполненных работ проекту.
Фактическое выполнение работ во временным зданиям и сооружениям подтверждается как комиссией в лице Администрации г.Котовска, представителя ООО "Газсантехэлектромонтаж" и представителя организации, осуществляющей строительный контроль - ООО НПО "Стройэнергопроект", так и материалами фотофиксации выполняемых работ в процессе строительства.
Указанные документы направлялись в адрес УФК России по Тамбовской области, что подтверждается исходящим письмом от Администрации г.Котовска исх. N 01.01.-22/4257 от 20.09.2021.
Также Администрацией уполномоченному органу был представлен стройгенплан (шифр МК N 1077-ПОС) на котором указаны основные показатели зданий и сооружений, необходимых для выполнения подготовительных и основных работ при строительстве на объекте, среди которых также поименованы титульные здания и сооружения: контора прораба 3 шт., бытовые помещения 12шт., закрытый материальный склад 3 шт., открытый материальный склад 3шт., туалет 3 шт., информационный щит 1 шт., противопожарный щит 3 шт., пункт очистки колес 3 шт., помещение охраны 1 шт., временный забор, временная дорога, подкрановые пути, въездные ворота, временный водопровод, временная воздушная эл.сеть, подписанный заказчиком, подрядчиком и лицом осуществляющий строительный контроль за данным объектом.
Ссылка на то, что материалы фотофиксации при отсутствии смет на спорные здания, актов приема-передачи титульных временных строений и сооружений, принятия их на баланс, доказательств начисления на них амортизации, не могут являться надлежащим доказательством по настоящему делу отклоняется как основанная на неверном толковании требований законодательства, поскольку в рассматриваемом случае представленные фотоматериалы являются лишь одним из доказательств фактического возведения спорных временных зданий и сооружений, которые в силу длительности проводимых работ и вспомогательного характера таких сооружений характера не могли в полном объеме сохраниться до настоящего времени.
Указанные доказательства подлежат рассмотрению и оценке в совокупности с иными материалами дела. При этом ни УФК России по Тамбовской области, ни ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" не представлены доказательства, опровергающие необходимость соответствующих временных зданий с учетом приведенной проектной документации и фактически выполненных работ в целом по объекту строительства.
Кроме того, суд учитывает, что ООО "Газсантехэлектромонтаж" в материалы дела представлен расчет затрат на временные здания и сооружения, оплаченных в рамках муниципального контракта N 3017-к от 15.11.2019 по каждому акту на сумму 9 582 243 руб. без НДС.
Также ООО "Газсантехэлектромонтаж" были представлены акт об осуществлении временного технологического присоединения N 15 от 17.01.2020, акт о подключении (технологическом присоединении) объекта от 27.08.2020, схема установки временных дорожных знаков, первичные документы по накладным расходам, первичные документы относящихся к затратам на временные здания и сооружения, бухгалтерская справка от 05.09.2022, материалы видеофиксации, подтверждающие фактическое выполнение работ в части возведения временных зданий и сооружений.
С учетом приведенной выше правовой позиции относительно отсутствия у Администрации г.Котовска обязанности по документальному подтверждению затрат на временные здания и сооружения, согласованные сторонами по нормативу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация как получатель бюджетных средств и ООО "Газсантехэлектромонтаж" как непосредственный исполнитель работ представили надлежащим и достаточные доказательства несения соответствующих затрат в объеме, установленном контрактом и дополнительными соглашениями к нему. В свою очередь, подателями жалоб доказательств обратного в материалы дела представлено не было.
Исходя из изложенного, также не может быть принят во внимание довод апелляционных жалоб о том, что при расчете затрат не была учтена стоимость лимитированных затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (на зимнее удорожание 1,5%, на непредвиденные затраты 2%), относящихся к части затрат на временные здания и сооружения, а равно и довод об указании в актах выполненных работ в пунктах 8-18, 17-17, 18-1 и 19-7 сумм, отличных от приведенных в расчете.
При этом ссылка на то, что стоимость аренды штукатурных станций ШС-4/6 в количестве 3 штук в период с мая по ноябрь 2020 года согласно данным сети "Интернет", составит от 735 000 руб. до 1 680 000 руб., также не может быть принята во внимание.
Само по себе совершение сделки на иных условиях, нежели чем это предусмотрено указанными ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" альтернативными предложениям рынка, не может служить достаточным доказательством несоответствия отраженной в расчете затрат стоимости аренды штукатурных станций ШС-4/6 рыночной стоимости аналогичных услуг.
Кроме того, представленные сведения сети "Интернет" не могут быть положены судом в основу судебного акта, как доказательства завышения рыночной стоимости услуг по аренде штукатурных станций, поскольку не являются допустимыми и относимыми доказательствами по делу. Сведения, содержащиеся в представленных распечатках, не позволяют сравнить указанные в них станции с арендованными подрядчиком, в том числе и по техническому состоянию. К тому же, калькуляция возможной стоимости выполненных работ в рамках возведения временных титульных строений и сооружений приведена условно, в расчет включена стоимость самих работ, без учета стоимости материалов, учитывая, что применение нормативов соответствующих затрат на строительство временных зданий и сооружений предполагает определение их стоимости в твердом, заранее согласованном размере, в процентах от сметной стоимости строительства.
Также суд не может согласиться с доводами апелляционных жалоб в отношении включения в расчет не титульных временных зданий и сооружений, исходя при этом из следующего.
При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 и действовавшей в период разработки и утверждения проектной документации в рамках контракта.
В соответствии с пунктом 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по определенным главам, включая главу 8 "Временные здания и сооружения".
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главу 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике и включает в себя, в том числе:
- Перемещение конструкций и деталей производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, ввод инженерных сетей, создание и благоустройство временных поселков (в том числе вахтовых), разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение конструкций и деталей на склад.
- Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущий ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа.
- Временные материально-технические склады на строительной площадке закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки.
- Временные обустройства (площадки с типом покрытия, установленным ПОСом, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ.
- Электростанции (для нужд электроснабжения титульных временных зданий и сооружений и освещения территории строительной площадки), трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляторные (приобретение, монтаж и затраты на эксплуатацию) и т.п. здания (сооружения) временного пользования, включая пусконаладочные работы.
- Временные станции для отделочных работ.
- Специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения из сборных железобетонных или металлических конструкций.
- Устройство и содержание временных железных, автомобильных и землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов.
- Устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройплощадке.
Данный документ утратил силу с 04.10.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 06.10.2020 N 592/пр, вступившего в силу со дня вступления в силу Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр.
Кроме того, перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных нормами сборника, приведен в Приложении 2 к ГСН 81-05-01-2001. Перечень нетитульных временных зданий и сооружений приведен в Приложении 3 к ГСН 81-05-01-2001.
Сопоставив указанные титульные здания и сооружения с фактически возведенными подрядчиком и отраженными сторонами в проектно-сметной документации и акте N 1 от 23.07.2021, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отнесения спорных объектов к нетитульным временным зданиям и сооружениям.
Так, в соответствии с п.23 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001 к титульным временным зданиям и сооружениям относятся специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах.
В тоже время, согласно п.6 приложения N 3 ГСН 81-05-01-2001, к нетитульным временным зданиям и сооружениям относятся заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
В то же время, по смыслу приводимых положений законодательства как в сфере строительства, так и в сфере бухгалтерского учета, к малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера (для бюджетных организаций - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу, независимо от срока их полезного использования (Федеральный закон от 25.12.2018 N 481-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" статьей 1 установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года в сумме 11 280 рублей в месяц), а также к малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Таким образом, малоценным и быстроизнашивающимся предметом для бюджетных организаций является предмет стоимостью 564 000 руб. и сроком полезного использования менее 12 месяцев.
Согласно акту выполненных работ N 2 от 28.05.2019 (по форме КС-2) и справке о стоимости работ (по форме КС-3), подписанных сторонами в рамках исполнения муниципального контракта N 0700-К от 18.05.2019, фактическая стоимость временного ограждения строительной площадки (с учетом коэффициента снижения по торгам) составляет 614 463 руб.
Также в соответствии с указанным актом выполненных работ (по форме КС-2) работы по устройству временного ограждения были выполнены 28.05.2019.
Как пояснил представитель ООО "Газсантехэлектромонтаж" в судебном заседании суда первой инстанции, на момент подписания муниципального контракта N 3017-к от 15.11.2019 временное ограждение уже эксплуатировалось на протяжении 5,5 месяцев. После заключения муниципального контракта N 3017-к ограждение эксплуатировалось еще до июня 2021 года, общий срок полезного использования временного ограждения превышает 2 года.
Следовательно, рассматриваемое временное ограждение не относится ни к малоценным, ни к быстроизнашивающимся предметам, ввиду чего, не может быть отнесено к нетитульным временным зданиям и сооружениям.
Установка информационного щита относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с пунктом "у" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Установка временных зданий и сооружений относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.4 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "а" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Создание складского хозяйства, а именно открытых складов, относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.6 и п.7 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "г" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Создание складского хозяйства, а именно навеса, относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с пунктом "г" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Тогда как к нетитульным временным зданиям и сооружениям на основании п.2 Приложения N 3 ГСН 81-05-01-2001 отнесены лишь навесы при объекте строительства (в данном случае это объект непосредственно на объекте строительства).
Устройство временных автомобильных дорог относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.24 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "х" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Устройство пункта чистки колес относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.11 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "к" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Организация временной схемы дорожного движения (ДД) подразумевает под собой установку дорожных знаков, регулирующих движение автотранспорта и пешеходов в зоне расположения объекта строительства.
В соответствии с п. 3.3 ГОСТ 32945-2014 "Знаки дорожные" дорожный знак (знак) - техническое средство организации движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов. Знак состоит из основы, лицевой поверхности с нанесенным на нее изображением, элементов жесткости, защит ной кромки и крепежных деталей.
То есть дорожный знак является информационным щитом, следовательно установка дорожных знаков на объекте строительства полностью соответствует определению титульных зданий и сооружений, приведенному в пункте "у" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Устройство площадок для сбора мусора относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с пунктом "ж" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Установка передвижных станций для отделочных работ относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.10 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "и" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Устройство временного водоснабжения относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.26 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "ц" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Устройство временного электроснабжения относится к титульным временным зданиям и сооружениям в соответствии с п.26 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001, а также в соответствии с пунктом "ц" главы IV "Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства".
Доказательств обратного ни УФК России по Тамбовской области, ни ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в материалы дела представлено не было, в том числе в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии доказательств принятия соответствующих объектов на баланс заказчика в качестве основных средств подлежат отклонению с учетом следующего.
Действительно, согласно пункту 3.4 "Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001" построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
При этом подпунктом "а" пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 предусмотрено, что временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и по их вводу в эксплуатацию зачисляются в составе основных средств на баланс застройщика.
В случае передачи временных титульных сооружений в безвозмездное пользование подрядчику учреждением оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Сооружения, передаваемые в безвозмездное пользование, не выбывают из состава основных средств учреждения. В учете передающей стороны (муниципального учреждения - заказчика) операция по безвозмездной передаче подрядчику временного титульного сооружения отражается внутренней записью по дебету и кредиту счета 1 101 33 310. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества учитывается на забалансовом счете 26 (пункты 33, 383 Инструкции N 157н, пункт 7 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 17.12.2015 N 02-06-10/74329).
Однако, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводились до Администрации г.Котовска конкретно на затраты, связанные со строительством объекта капитального строительства - Общеобразовательной школы на 825 ученических мест с пристройкой для дополнительного образования на 275 мест по адресу: Тамбовская обл., г. Котовск, ул. Октябрьская, д.38. При этом лимиты бюджетных обязательств на расходование бюджетных средств для строительства временных зданий и сооружений как отдельных основных средств не предусмотрены.
Поэтому в бухгалтерском учете заказчика временные (титульные) здания и сооружения отражаются в составе общих строительно-монтажных работ и оплачиваются в соответствии с доведенными ассигнованиями по данному объекту в целом.
Кроме того, судом учтено, что к временным зданиям и сооружениям, используемым в строительстве (при осуществлении строительства) относятся не только построенные титульные здания и сооружения, но и затраты по перемещению конструкций, сборно-разборных мобильных зданий на строительную площадку и обратно на склад, разборка и демонтаж. Данные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию, поскольку объективно не могут отвечать понятию "основных средств" и, следовательно, не могут быть приняты на учет в качестве таковых.
Таким образом, при исполнении муниципального контракта учреждением были произведены затраты на временные здания и сооружения, но доказательств того, что в результате спорного строительства были возведены временные здания и сооружения, отвечающие понятию "основные средства" и подлежащие принятию к бухгалтерскому учету в качестве таковых, Управлением не представлено.
На основании изложенного, учитывая правомерность возмещения затрат по строительству временных титульных зданий и сооружений по нормативу (что соответствует условиям рассматриваемого контракта), а также дополнительно представленные застройщиком доказательства фактически возведенных титульных временных строений и сооружений при осуществлении строительства школы, вывод Управления о том, что в рамках исполнения рассматриваемого Контракта N 3017-К необоснованно приняты и оплачены расходы на возведение временных зданий и сооружений, является незаконным и необоснованным.
В указанной связи, доводы сторон относительно правомерности расчета суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату за возведение временных зданий и сооружений, не имеют правового значения, ввиду ошибочности самого вывода о неправомерности данных расходов.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда области об отсутствии оснований для направления Администрации г.Котовска по результатам проверки оспариваемого представления, в связи с чем, требования заявителя правомерно удовлетворены.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2022 надлежит оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по правилам статьи 110 АПК РФ не разрешается, поскольку в силу статьи 333.37 НК РФ ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" и УФК России по Тамбовской области освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.11.2022 по делу N А64-2927/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства Тамбовской области и федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице межрегионального филиала в г.Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2927/2022
Истец: Администрация города Котовска Тамбовской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Газсантехэлектромонтаж", ООО НПО "Стройэнергопроект", ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" в г.Казани, 19 Арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Центрального округа