г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А26-8415/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41948/2023) (заявление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2023 по делу N А26-8415/2023 (судья Левичева Е.И.), принятое по заявлению
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
3-е лицо: казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия"
о признании недействительным уведомления
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании недействительным уведомления от 06.06.2023 N КУВД-001/2023-6988287/4, как несоответствующего Закону о государственной регистрации и нарушающее его права и законные интересы.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2023 по делу N А26-8415/2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что судом первой инстанции был сделан неверный вывод о том, что право собственности заявителя возникло в силу закона до 01.01.2016, право собственности заявителя, по мнению Управления, возникло с момента его государственной регистрации (31.10.2018), в связи с чем положения статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежат применению.
В настоящее судебное заседание стороны не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения "Подъезд к п. Кудама" (согласно техническому паспорту от 1980 года автомобильная дорога имела наименование - "Гос. дорога - Кудома") находится в собственности Республики Карелия и закреплена за КУ РК "Управтодор РК" на праве оперативного управления в соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20.03.2008 N 176-р.
Право собственности у Республики Карелия на автомобильную дорогу "Подъезд к п. Кудама" возникло в силу Закона (постановление ВС РСФСР N 3020- 1) в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации.
На основании Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 16.08.1994 N 162 "О классификации автомобильных дорог Республики Карелия" создан Перечень автомобильных дорог общего пользования Республики Карелия, который утвержден Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 09.07.1995 N 12. В состав указанного перечня также входит автомобильная дорога "Подъезд к п. Кудама".
В рамках выполнения комплекса кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:9264, занятого полосой отвода автомобильной дороги "подъезд к п. Кудама" по государственному контракту N 12-ОИО/20 от 16.10.2020, кадастровым инженером ООО "Геосервис" подготовлен межевой план на уточнение местоположения границ и площади указанного земельного участка.
Указанный межевой план был подан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия для постановки на государственный кадастровый учет.
Уведомлением от 10.03.2023 N КУВД-001/2023-6988287/1 государственный кадастровый учет приостановлен по причине пересечения с границами лесного земельного участка с кадастровым номером N 10:21:0041403:254.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 26.04.2023 N 6 отклонено заявление кадастрового инженера от 03.04.2023 N 10/23- 11 об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 10.03.2023 N КУВД-001/2023-6988287/1.
Уведомлением от 06.06.2023 N КУВД-001/2023-6988287/4 отказано в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:9264.
Не согласившись с данным уведомлением Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как установлено частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Согласно части 3 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
При этом частью 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Удовлетворяя заявление Министерства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к межевому плану была приложена копия государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 59, который подтверждает образование границ земельного участка, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к п. Кудама", до 01.01.2016.
Факт установления границ земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:9264, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к п. Кудама", подтверждается постановлением Главы местного самоуправления Пряжинского района Республики Карелия от 15.12.1996 N 275, Планом границ землепользования от 1996, Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 09.01.1995 N 12.
Следовательно, границы земельного с кадастровым номером 10:21:0000000:9264, занятого полосой отвода автомобильной дороги "Подъезд к п. Кудама" существовали до 01.01.2016 и с учетом положений частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ пересечение данного земельного участка с границами лесного земельного участка не может являться препятствием для постановки на государственный кадастровый учет, а решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.10.2023 по делу N А26-8415/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8415/2023
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ", Представитель заявителя: Яхшибекова Лаура Кареновна